Фискальная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна потому, что экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 раздел. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики…….............................................................................................................6
2 раздел. Инструменты и виды фискальной политики…………………………….………………………………………………15
3 раздел. Фискальная политика Республики Беларусь………………………………………………………………………….....30
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика РБ 2013.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

  1. налоговые доходы;
  2. взносы на государственное социальное страхование;
  3. неналоговые доходы;
  4. безвозмездные поступления [3, с 49].

Основной частью бюджетных доходов являются налоги (≈ 75 %).

Перед тем как далее оперировать этим понятием, необходимо дать ему определение.

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций [8, c 604].

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но безвозмездны и принудительны [6, c 137].

В налоговом кодексе Республики Беларусь приводится следующее понятие налога.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [4, с 6].

Налоговая политика – это одна из важнейших инструментов макроэкономического регулирования. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Сама по себе налоговая система представляет собой механизм перераспределения доходов субъектов хозяйствования и граждан и централизации в рамках бюджета средств, расходуемых на обеспечение безопасности стран и ее граждан, реализации политических, социальных и других государственных функций.

Экономическое значение налогов, воздействие налогов на хозяйственную систему определяются их функциями. В экономической теории выделяют следующие функции налогов: фискальная, которая выражается в накоплении в государственном бюджете средств, необходимых для производства социальных благ; перераспределения богатства и доходов; стимулирующая; контрольная [18, c 57].

Налоги могут быть подразделены на три большие категории: налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность, включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство [15, c 222].

Выделение тех или иных видов налогов и дальнейший анализ структуры налоговой системы позволяют судить о состоянии экономических отношений в стране, о характере и направленности государственного воздействия на экономику. Наибольшее распространение получило деление налогов на прямые, которые взимаются непосредственно с доходов и имущества плательщиков, и косвенные, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления товаров и услуг. Главный недостаток последних в том, что они ложатся в конечном итоге на покупателей без учета уровня их платежеспособности. К тому же их уплата сокращает оборотные средства субъектов хозяйствования [14, c 29].

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях [4, с 6].

Выводы. В экономической литературе фискальная политика рассматривается с различных сторон. Некоторые источники утверждают, что это налоговая политика, которая занимается формированием доходной части государственного бюджета. Другие называют фискальную политику бюджетно-налоговой или налогово-бюджетной и трактуют, как систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. По своей экономической сущности, фискальная политика является мерами, которые предпринимает правительство по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, трансфертных платежей, субсидий с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и недопущения роста цен. Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы.

Бюджетно-налоговая политики может быть дискреционной, когда правительство сознательно изменяет размеры налогов и государственных расходов и недискреционной, когда происходит автоматическое изменение в налоговых отчислениях и размерах социальных выплат.

Также бюджетно-налоговая политика может быть сдерживающей и стимулирующей. Стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая — к бюджетному излишку, или профициту. Поэтому особенно остро вопрос о выборе типа фискальной политики стоит в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда главными требованиями к ней являются достаточная гибкость, оперативность и адекватность экономическим реалиям государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 РАЗДЕЛ. Инструменты и виды фискальной политики

 

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений .

Основными средствами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся: виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. К бюджетным регуляторам относятся: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.

В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую и сдерживающую [7, c 91].

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов [1, c 111].

Используя модель «совокупный спрос — совокупное предложение», можно продемонстрировать смещение кривой совокупного спроса вправо. Совокупный спрос может переместиться из состояния AD1 в АD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер [7, c 92].

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру, рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала [1, c 111].

Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая — к бюджетному излишку, или профициту [7, c 92].

Подводя итог, следует сказать, что в экономической литературе фискальная политика рассматривается с различных сторон. Некоторые источники утверждают, что это налоговая политика, которая занимается формированием доходной части государственного бюджета. Другие называют фискальную политику бюджетно-налоговой или налогово-бюджетной и трактуют, как систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. По своей экономической сущности, фискальная политика является мерами, которые предпринимает правительство по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, трансфертных платежей, субсидий с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и недопущения роста цен. Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы.

Бюджетно-налоговая политика может быть сдерживающей и стимулирующей. Стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая — к бюджетному излишку, или профициту. Поэтому особенно остро вопрос о выборе типа фискальной политики стоит в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда главными требованиями к ней являются достаточная гибкость, оперативность и адекватность экономическим реалиям государства.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменения уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса [1, c 117].

Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия и полагая, что:

  1. государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;
  2. чистый экспорт равен нулю;
  3. уровень цен постоянен;
  4. первоначально в экономике не существует налогов;
  5. фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не на совокупное предложение.

Учитывая данные допущения, проанализируем влияние изменения государственных расходов на объем совокупного дохода.

Предположим, что первоначально совокупные расходы (АЕ) включали потребительские расходы С, инвестиции I, государственные расходы G1, экономика находилась в равновесии в точке Е1, равновесный доход (выпуск) – Y1

Допустим, что в связи со спадом производства правительство приняло решение поддержать совокупный спрос за счет увеличения государственных закупок (рассмотрим сначала только этот элемент государственных расходов). Оно осуществило дополнительные закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. р. (G2 – G1). Подобные государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции, поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов также на 20 млрд. р., что обусловит сдвиг прямой С + I + G1 вверх, на величину ΔG = G2 – G1 в положение С + I + G2. Совокупные расходы начнут превышать равновесный объем совокупного дохода Y1. В ответ фирмы станут расширять производство.

Данный процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными расходами и объемом дохода (увеличение государственных закупок стимулировало рост последнего). Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е2 при доходе Y2. Расстояние по вертикали между кривыми С + I + G1 и С + I + G2 показывает величину государственных закупок, а расстояние между Y1 и Y2 — прирост совокупного дохода.

Мультипликатор государственных расходов (закупок) МG показывает изменение совокупного дохода (выпуска) в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле

 

МG = =     (2.1)

Формула мультипликатора государственных расходов аналогична формуле мультипликатора инвестиций, так как данные компоненты совокупных расходов оказывают на экономику аналогичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и дохода, и т.д. Следовательно, изменение государственных закупок приводит в движение такой же процесс мультипликации совокупного дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов тоже можно рассчитать по формуле

 

МG = (2.2)

 

В период подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики и возможна инфляция, правительство сокращает закупки товаров и услуг. Снижение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов С + I + G1 вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема дохода (выпуска).

Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь