Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:24, курсовая работа
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна потому, что экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 раздел. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики…….............................................................................................................6
2 раздел. Инструменты и виды фискальной политики…………………………….………………………………………………15
3 раздел. Фискальная политика Республики Беларусь………………………………………………………………………….....30
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников………………
Аналогично изменению государственных закупок на объем дохода (выпуска) влияют изменения трансфертных платежей, которые являются составляющей государственных расходов. Однако эффективность их воздействия на совокупные расходы, а значит и на объем дохода, несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению трс, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на доходы и выпуск аналогичен механизму, действующему при изменении налогов.
Для того, чтобы государственные расходы имели стимулирующий эффект, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема выпуска, совокупного дохода. Реализация стимулирующей фискальной политики путем увеличения государственных расходов сопровождается ростом бюджетного дефицита.
Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает колебания совокупных расходов, совокупного спроса и экономические кризисы, добиваясь более устойчивого роста объема национального производства.
Как отмечалось выше, одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога — налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.
Допустим, что при совокупных расходах С1 + I + G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при доходе Y1.
Стремясь снизить темпы инфляции в стране, правительство вводит автономный налог с населения Т, равный 20 млрд. р. (ΔT = Т, так как, согласно условиям, ранее налогов не существовало). Свой доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями, которых определяет предельная склонность к потреблению трс. Примем ее равной 3/4. С учетом трс введение налога в 20 млрд. р. вызовет уменьшение потребления на 15 млрд. р., а сбережений — на 5 млрд. р. Совокупные расходы сократятся на такую же величину, как и потребление, т.е. на 15 млрд. р. Прямая Сг + I + G сдвинется вниз, в положение С2 + I + G. Уменьшение совокупных расходов будет сопровождаться сокращением совокупного дохода до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке Е2 при объеме дохода Y2.
Расстояние между Y2 и Y1 больше разницы между прямыми С1 + I + G и С2 + I + G по вертикали, равной 15 млрд. р. Данный факт свидетельствует о действии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов, и это объясняется тем, что изменение государственных закупок на 1 ден. ед. приводит к аналогичному изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на такую же величину сопровождается первоначальным изменением совокупных расходов на величину произведения трс ×1. Поэтому мультипликатор налогов МТ будет равен
МТ = - трс× МG, МТ = . (2.3)
Знак «минус» объясняется тем, что увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот.
Изменение реального дохода вследствие введения налога Т составит
ΔY =Y2-Y1=MT×ΔT. (2.4)
По приведенным выше формулам можно рассчитать и мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), то рост трансфертных платежей способствует их возрастанию.
Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и доход (выпуск).
Допустим, при нулевой налоговой ставке и совокупных расходах С1 + I + G экономическая система будет находиться в равновесии в точке Е1; равновесный объем совокупного дохода составит Y1.
Предположим, государство вводит пропорциональный подоходный налог, ставка которого равна t. Если доход населения до введения налога был Y, то после его взимания доход можно рассчитать так: Y - tY = (1 - t)Y. Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило 1×mpc, а теперь (1 - t)трс, т.е. новая предельная склонность к потреблению равна трс' = (1 - t)mpc.
Величина трс определяет наклон кривой С1 + I + G. Снижение этого показателя до трс' приведет к уменьшению наклона кривой совокупных расходов, т.е. ее сдвигу в положение С2 + I + G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что обусловит сокращение объема дохода с Y1 до Y2. Расстояние, на которое сместилась вниз кривая совокупных расходов С1 + I + G (равное отрезку Е1К) при объеме национального дохода Yl меньше, чем отрезок У1У2, т.е. имеет место мультипликационный эффект. Причем изменение совокупных расходов на 1 ден. ед. по-прежнему приводит к изменению дохода на величину, равную
= (2.5)
Чтобы определить, на какую величину изменился доход (выпуск) при введении налоговой ставки t, необходимо первоначальное сокращение совокупных расходов, равное отрезку Е1К, умножить на 1/ (1- (l-t)mpc)
Определим, насколько сократились совокупные расходы в результате введения налога. Если сначала уровень дохода был Y1, то после изъятия налога доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы (следовательно, и совокупные) — на трс×tY1. Поэтому равновесный объем совокупного дохода (выпуска) сократился на следующую величину:
ΔY =Y2- = (2.6)
Подобный анализ имеет место и в противоположном случае, когда налоговая ставка снижается, а доход растет.
Фискальная политика, как правило, одновременно оперирует и расходами, и налогами государства. Особый интерес представляет случай, когда государство, имея сбалансированный бюджет, увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину. Сальдо государственного бюджета при этом не изменяется. Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально при совокупных расходах С + I + G равновесие достигалось в точке Е1.
Государство решило увеличить закупки товаров и услуг на 20 млрд. р., что привело к росту совокупных расходов также на 20 млрд. р. и сдвигу кривой С + +I + G вверх, в положение С + I + G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2, объем совокупного дохода увеличился с Y1 до Y2. Рассчитать его прирост можно следующим образом (трс примем равной 3/4):
Y2-Yl = МG 20 млрд. р. = ×20 млрд. р. = 80 млрд. р.
Введение автономного налога величиной 20 млрд. р. сдвинет кривую С+I+ +G1 вниз, в положение С1+I+G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млрд. р., так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем совокупного дохода уменьшится с Y2 до Y3. Его сокращение можно рассчитать по формуле
Y3-Y2 = Мт×20 млрд. р. = - ×20 млрд. р. = - 60 млрд. р.
Следовательно, в результате роста государственных закупок совокупный доход увеличился на 80 млрд. р., а введение налога сократило его на 60 млрд. р. Таким образом, одновременное увеличение, государственных закупок и налогов обусловило рост совокупного дохода на 20 млрд. р., т.е. мультипликатор равен 1. Он называется мультипликатором, сбалансированного бюджета не зависит от предельной склонности к потреблению. Последнее можно доказать арифметически, если вычесть из прироста совокупного дохода, полученного за счет увеличения государственных расходов, величину его сокращения, обусловленного введением автономного налога. Общий результат составит
Y3-Y2 = ×20 млрд. р. - ×20 млрд. р. = ×20 млрд. р. = 20 млрд. р.
В противоположность дискреционной фискальной политике, предполагающей сознательное изменение государственных расходов и налогов, существует недискреционная политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой [7, c 93-101].
Встроенный стабилизатор – это любой механизм, который повышает бюджетный дефицит правительства (или снижает его бюджетный профицит) во время экономического спада и повышает бюджетный профицит правительства (или снижает величину его бюджетного дефицита) во время инфляции, не требуя для этого специальных действий политиков [5, c 257].
К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Автоматическая фискальная политика основана на автоматическом изменении суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий при изменениях состояния экономики. В период подъема производства повышается уровень занятости, возрастают налоговые поступления в бюджет, что означает увеличение сумм средств для поддержки безработных и социально не защищенных слоев населения. При спаде производства ситуация обратная.
Рассмотрим влияние перемены экономических условий на изменение уровня налогов и трансфертных платежей. Увеличение реального выпуска повышает реальные доходы от всех основных источников налоговых поступлений: подоходных налогов, отчислений на социальное страхование, налогов на прибыль корпораций, налогов с продаж и оборота. Одновременно сокращаются расходы правительства на выплаты трансфертных платежей (поскольку при росте производства сокращается количество безработных). С учетом этих обстоятельств можно сделать вывод, что увеличение реального ВВП сокращает дефицит государственного бюджета.
Повышение цен также воздействует на доходы и расходы бюджета: увеличивает номинальные доходы государства от налогов при неизменном уровне выпуска и одновременно — номинальные расходы бюджета (поскольку инфляция повышает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках государственного заказа и по причине отсутствия индексации трансфертных программ в зависимости от роста стоимости жизни). Номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при повышении уровня цен, так что реальные расходы снизятся.
Если все статьи бюджета индексируются, то рост цен никак не влияет на реальный дефицит госбюджета. Но на практике так бывает не всегда, а значит, номинальные величины налогов растут быстрее, чем номинальные величины государственных расходов, т.е. при повышении цен номинальный объем дефицита госбюджета сокращается, причем в реальных цифрах это сокращение еще более значительно.
Рост номинальных процентных ставок повышает реальные расходы на погашение государственного долга. Вместе с тем увеличиваются и номинальные доходы государственных органов от повышения норм процента и учетной ставки банка, но в меньшей степени. Значит, повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
Из сказанного следует вывод: налоговые поступления автоматически возрастают в период экономического роста и сокращаются в период спада, а трансфертные платежи, наоборот, автоматически сокращаются в периоды экономического роста и повышаются в периоды спада. Следовательно, в период спада в экономике закономерно возникает дефицит бюджета, но он все же не столь способствует обвальному спаду, как это было бы без действия автоматических стабилизаторов. Возникновение бюджетного излишка во время оживления экономики приводит к некоторому сдерживанию совокупного спроса: встроенные стабилизаторы смягчают его изменения и помогают тем самым стабилизировать выпуск национального продукта.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика [7, c 102-103].
Как говорилось ранее, фискальная политика может быть сдерживающей и стимулирующей. А также отмечалось, что сдерживающая фискальная политика обычно приводит к бюджетному излишку, или профициту, а стимулирующая приводит к возникновению дефицита бюджета.
Следует подробнее описать понятие дефицита бюджета и пути его финансирования, а также дать определения понятиям внутреннего и внешнего государственного долга.
Профицит бюджета определяется, как превышение доходов бюджета над его расходами, а дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами [4, с 49].
Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них — повышение налоговых ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и в конечном счете — к сокращению объема выпуска.
Другой способ — внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляются выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет ресурсов для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых истек, т.е. осуществляется рефинансирование.
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если национальные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран, т.е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового.
Третий способ покрытия бюджетного дефицита — денежное финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег сейчас практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком правительству кредитов для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции.
Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства, полученные от приватизации государственной собственности.