Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача управляющих структур государства, обеспечить стабильное экономическое развитие страны и не допустить появления различных кризисов. К сожалению, нельзя раз и навсегда создать идеальные законы, которые бы обеспечили безупречное функционирование экономической машины с постоянным ростом производства, высокой занятостью и низкой инфляцией. Более того, как показывает практика, вообще нельзя добиться стабильного экономического подъема продолжительное время. За периодом производственного роста неизменно следует период замедления темпов развития (в наилучшем случае).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
Фискальная политика государства: содержание, цели, инструменты…….7
1.1 Содержание и цели фискальной политики…………………...………...…7
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики…………………...………..10
1.3 Виды фискальной политики………………………………………………..12
2. Анализ налогово-бюджетной политики России ...…………………………….15
2.1 Политика государственных расходов……………………………………15
2.2 Основные инструменты налоговой политики……………………………..20
2.3 Использование инструментов фискальной политики в условиях
экономического кризиса с целью его преодоления…………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….29
Библиографический список ………………………………………………………32
Приложения………………

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 475.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5

  1. Фискальная политика государства: содержание, цели, инструменты…….7

1.1 Содержание  и цели фискальной политики…………………...………...…7

1.2 Инструменты  бюджетно-налоговой политики…………………...………..10

1.3 Виды  фискальной политики………………………………………………..12

2. Анализ  налогово-бюджетной политики России ...…………………………….15

2.1 Политика государственных расходов……………………………………15

2.2 Основные  инструменты налоговой политики……………………………..20

2.3 Использование инструментов фискальной политики в условиях

экономического  кризиса с целью его преодоления…………………………...24

Заключение………………………………………………………………………….29

Библиографический список ………………………………………………………32

Приложения…………………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главная задача управляющих структур государства, обеспечить стабильное экономическое  развитие страны и не допустить появления  различных кризисов. К сожалению, нельзя раз и навсегда создать  идеальные законы, которые бы обеспечили безупречное функционирование экономической машины с постоянным ростом производства, высокой занятостью и низкой инфляцией. Более того, как показывает практика, вообще нельзя добиться стабильного экономического подъема продолжительное время. За периодом производственного роста неизменно следует период замедления темпов развития (в наилучшем случае). Это плата за развитие, за то, что государство наращивает свое богатство и поэтому задача государства заключается в том, чтобы по необходимости вмешиваться в процесс функционирования экономического рынка и устранять опасные перекосы в его развитии. 

Государство управляет экономической жизнью страны с помощью двух мощных инструментов: денежно-кредитной и  налогово-бюджетной  политики.

Налогово-бюджетная  или фискальная политика – это совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов и в области регулирования бюджета.

Традиционно экономическая теория рассматривала  влияние фискальной политики либо как нейтральное (перераспределительные процессы не сказываются на общем объеме используемых ресурсов, выпуска продукции и конечного потребления), либо как негативное с точки зрения ее влияния на экономический рост (непроизводительное использование ресурсов и перераспределение ресурсов от сильных к слабым приводит к снижению эффективности использования ресурсов и снижает мотивацию и тех и других).

Кейнсианская революция поставила проблему активной роли государства и сконцентрировала внимание именно на налогово-бюджетной политике в широком смысле, включая и механизмы дефицитного финансирования, что позволяет не только преодолевать негативные последствия колебания деловой конъюнктуры, но и за счет более равномерного использования ресурсов во времени гарантировать более высокий уровень производства и потребления в целом за период.

Намеченный  в последние годы в России курс на устойчивый экономический рост повышает актуальность задачи поиска и обоснования  источников и инструментов интенсификации экономики, повышения качества ее роста. Фискальная политика относится к важнейшим из них, обеспечивая условия и как следствие эффективность функционирования экономических субъектов.

Эффективное применение государством инструментов бюджетно-налоговой политики в процессе трансформации экономики и преодоления последствий мирового финансового кризиса должно оказать позитивное воздействие на стабилизацию и повышение качества экономического роста, достижение высокого уровня занятости, рост платежеспособности населения, создание условий для финансирования социально-демографической политики. В противном случае многие демографические и социально-экономические проблемы в ближайшие годы могут еще более обостриться в целом ряде регионов России.

Таким образом, становиться очевидной актуальность исследования проблем и перспектив фискальной политики в России.

Цель  работы – рассмотреть сущность фискальной политики и определить предпосылки ее формирования и влияние на экономическое развитие общества, проанализировать цели и инструменты фискальной политики в современных экономических системах. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть  сущность и содержание фискальной политики и ее влияние на развитие экономики с теоретической точки зрения;

- определить  основные цели и задачи, которые  присущи налогово-бюджетной политике  любого государства, в том числе и России;  

- продемонстрировать  применение  инструментов фискальной  политики в нашей стране в период реформирования экономической системы.

Теоретической и информационной базой исследования послужили материалы, посвященные  данной проблеме и опубликованные в  учебной и научной литературе, экономических и финансовых журналах и на сайтах министерств РФ и групп  макроэкономического анализа и  прогноза России.  

 

 

1. Фискальная политика государства: содержание, цели, инструменты

1.1 Содержание и предпосылки формирования фискальной политики

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Под правительственными (государственными) расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки  товаров и услуг. Эти закупки  могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки  сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т.д. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т.д.

Вторым  основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в  соответствии с целями правительства. Под налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами.1

Политика  государственных расходов и налогов – важный инструмент государственного регулирования экономики и ее стабилизации. Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, на объем ВВП и занятость населения, а также на регулирование спроса.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью  налогов, во-вторых тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису. 

Основная  цель налогово-бюджетной политики – эффективное применение налогово-бюджетных инструментов для решения приоритетных задач развития, а именно повышение конкурентоспособности экономики.2

Как показывает практика, в ходе экономического цикла  автоматически может возникнуть дефицит бюджета (превышение расходов над доходами) в фазе спада и профицит (превышение доходов над расходами) в фазе подъема. Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни некоторые экономисты предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений, а вот подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. Однако, проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочной перспективе поступление налогов в бюджет скорее всего снизятся.

Изменение ставки налогов влияют в первую очередь  на предложение (весь объем производимых в стране товаров и услуг). Управлением  расходной части бюджета можно  повлиять на спрос. Так, во время кризиса 1929-33 гг., англичан Дж. М Кейнс, рекомендовал для вывода экономики из застоя увеличивать расходы бюджета для организации разнообразных общественных работ: строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий. Снижение уровня безработицы, по его мнению, должно было увеличить спрос и начать процесс оживления экономики.

Таким образом, в фазе спада все мероприятия  государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение  ставок налога;

2) предоставление  налоговых льгот на новые инвестиции;

3) проведение  политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рис.1.3

Рисунок 1. Воздействие государства на совокупный спрос (политика

стимулирования  деловой активности)

Рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня №1 до №2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс – увеличение национального дохода.

Сторонники  неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Что же происходит в период подъема экономической  конъюнктуры? Государство в целях  предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в  области налогово-бюджетной и  кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная  политика периода характеризуется  повышением ставок налогов, сокращением  государственных расходов, ограничениями  при проведении амортизационной  политики. Именно на фискальную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис. 2).4

Рисунок 2. Воздействие государства на совокупный спрос (политика

сдерживания деловой активности)

Снижение  спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

Рассмотрим  более подробно действие механизма  инструментов налогово-бюджетной политики.

1.2 Инструменты фискальной  политики

Поскольку федеральный бюджет состоит из двух частей – налогов и расходов, у правительства есть четыре инструмента налогово-бюджетной политики. Это может быть повышение или снижение расходов или повышение или снижение количества налоговых поступлений.

Как было показано выше, набор инструментов фискальной политики включает государственные  субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем  изменения налоговых ставок или  аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного  подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза – в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные  инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить  или сократить объемы производства, они анализируют также влияние  монетарной политики.5

Трансфертные  платежи. Трансфертные платежи имеют  более низкий мультипликатор по сравнению  с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных  расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом  трансфертных платежей является то, что  они могут быть направлены определенным группам населения.

Информация о работе Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ