Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача управляющих структур государства, обеспечить стабильное экономическое развитие страны и не допустить появления различных кризисов. К сожалению, нельзя раз и навсегда создать идеальные законы, которые бы обеспечили безупречное функционирование экономической машины с постоянным ростом производства, высокой занятостью и низкой инфляцией. Более того, как показывает практика, вообще нельзя добиться стабильного экономического подъема продолжительное время. За периодом производственного роста неизменно следует период замедления темпов развития (в наилучшем случае).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
Фискальная политика государства: содержание, цели, инструменты…….7
1.1 Содержание и цели фискальной политики…………………...………...…7
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики…………………...………..10
1.3 Виды фискальной политики………………………………………………..12
2. Анализ налогово-бюджетной политики России ...…………………………….15
2.1 Политика государственных расходов……………………………………15
2.2 Основные инструменты налоговой политики……………………………..20
2.3 Использование инструментов фискальной политики в условиях
экономического кризиса с целью его преодоления…………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….29
Библиографический список ………………………………………………………32
Приложения………………

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 475.88 Кб (Скачать файл)

Снижение  налогов. Эффект сокращения налогов  в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки – увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного  налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение  аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет  изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного  подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

1.3 Виды фискальной политики

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной  политикой понимается "маневрирование налогами и государственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа  инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. «Автоматизм» – это «встроенная стабильность», основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.6

Присущие  автоматической фискальной политике встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.

Дискреционная фискальная политика включает регулирование  государственных расходов и налогов  в целях устранения циклических  колебаний выпуска продукции  и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.7

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут  лишь ограничить размах и глубину  колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания  они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

- наличие  временного лага между принятием  решений и их воздействием  на экономику;

- административные  задержки;

- пристрастие  к стимулирующим мерам (сокращение  налогов - популярное в политическом  плане мероприятие, а вот увеличение  налогов может стоить парламентариям  карьеры. 

Тем не менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Итак, бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.

Направленная  на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.

Фискальная  политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:

  • сглаживанию колебаний экономического цикла;
  • стабилизации темпов экономического роста;
  • достижению высокого уровня занятости;
  • достижению умеренных темпов инфляции.

Рассмотрев  теоретические положения бюджетно-налоговой  политики, перейдем к аналитической  части работы, а именно к анализу  целей, направлений,  современного состояния  бюджетно-налоговой политики в нашей  стране – Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

2. Анализ бюджетно-налоговой политики России

Основные  направления бюджетно-налоговой  политики Российской Федерации разрабатываются  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним  из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Особое  значение налогово-бюджетная политика приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в  среднесрочной перспективе, комплекса  мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики. Политика предшествующих лет позволила заблаговременно  создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно  смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового  кризиса. Была заложена и хорошая  основа для позитивных структурных  изменений в экономической и  социальной сфере. Но бюджетно-налоговое планирование осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски продолжения глобального экономического кризиса.

Рассмотрим  более подробно бюджетную и налоговую  политику России, применение инструментов БНП российским правительством на протяжении периода реформирования экономической  системы России, а также трансформацию целей и инструментов бюджетно-налоговой политики в условиях кризиса и посткризисном периоде.

2.1  Политика государственных расходов

Бюджет, являясь механизмом трансформации  значительной части ВВП и выполняя функции перераспределения, макроэкономического  регулирования и экономического стимулирования, служит основным инструментом государственного влияния на все  сферы жизнедеятельности общества. В этой связи бюджетная политика является краеугольным вопросом любой политической программы, играя роль базиса для большинства социально-экономических и политических инициатив.

Продуманная в части бюджетной политики программа, отвечающая на ключевые вопросы в  частности в области государственных  расходов, является значимым этапом в  реформировании и модернизации существующей экономической системы страны.

Предпосылки для решения этой стратегической задачи в нашей стране были заложены в начале 2000–х годов восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы путем:

  • разграничения расходных обязательств и ликвидации «необеспеченных мандатов», общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы;
  • создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего «подушку безопасности» в случае снижения экспортных цен на нефть и сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть;
  • стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных трансфертов;
  • развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.8

В основу формирования и реализации бюджетной  политики в России положены стратегические цели развития страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации. Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья.  В сфере его прямой ответственности – удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных  гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.  

Именно  поэтому инструменты бюджетно-налоговой  политики в сфере государственных  расходов направлены на повышение уровня жизни населения и выполнение  всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны. Структура расходов на указанные цели (факт и прогноз) представлена на рисунке 3.9

Рисунок 3. Аналитическое распределение бюджетных ассигнований по направлениям госпрограмм в 2011 году и на 2012-2014 годы

 

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.10

 Крупнейшими  направлениями  расходов  федерального  бюджета  в  2008–2010  годах  были  трансферты  государственным  внебюджетным  фондам  на  цели  социального и пенсионного обеспечения (20,4%),  трансферты  региональным  бюджетам  (14,0%),  национальная  оборона (14,6%)  и национальная безопасность (11,7%).  На национальную экономику приходится 10,9% расходов бюджета, большая часть которых направляется на развитие инфраструктуры и поддержку стратегических отраслей. Структура расходов федерального бюджета в 2010 г. представлена на рисунке 4.11

Рисунок 4. Структура расходных обязательств Российской Федерации

бюджетной политики в 2010году

Общими  факторами формирования бюджетных  расходов, направленных на увеличение совокупного спроса, являются увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсий, рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных  проектов,  программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений и развитие инновационных отраслей науки и промышленности.

Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется  следующими данными (таблица 1).

Таблица 1 Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации  расходов, млрд. рублей

 

2010 год 

2011 год

2012 год

2013 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

10 212,4

10 385,1

101,7

10 844,6

104,4

11 749,1

108,3

Условно утвержденные

     

271,1

 

587,5

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

10 212,4

10 385,1

101,7

10 573,5

101,8

11 161,6

105,6

в том числе:

             

Общегосударственные вопросы 

838,7

809,1

96,5

753,8

93,2

723,4

96,0

Национальная оборона

1 264,4

1 433,5

113,4

1 573,3

109,8

2 025,6

128,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 096,4

1 192,2

108,7

1 187,2

99,6

1 170,9

98,6

Национальная экономика 

1 583,4

1 611,8

101,8

1 615,7

100,2

1 554,7

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

197,6

202,0

102,2

83,3

41,2

74,9

89,9

Охрана окружающей среды

12,4

14,5

116,9

14,7

101,4

14,1

95,9

Образование

433,2

492,5

113,7

492,3

100,0

492,2

100,0

Культура и кинематография

67,1

74,5

111,0

74,4

99,9

74,4

100,0

Здравоохранение

340,9

375,6

110,2

395,9

105,4

356,1

89,9

Социальная политика

3 370,6

3 059,6

90,8

3 265,4

106,7

3 515,5

107,7

Физическая культура и спорт

74,8

75,8

101,3

62,9

83,0

56,9

90,5

Средства массовой информации

61,2

58,8

96,1

60,6

103,1

54,4

89,8

Обслуживание государственного и  муниципального долга

280,3

386,2

137,8

505,2

130,8

584,8

115,8

Межбюджетные трансферты общего характера

591,3

598,8

101,3

488,6

81,6

463,7

94,9

Информация о работе Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ