Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами курсовой работы являются изучение:
- сущностной характеристики фискальной политики,
- налогов и их видов,
- Государственного бюджета и его структуры,
- проблем фискальной политики в современной России.

Содержание

Введение 3
1. Фискальная политика как элемент системы государственного регулирования экономики 5
2. Налоги и их виды 10
3. Государственный бюджет и его структура 16
4. Проблемы фискальной политики в современной России 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика государства.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

     Государство влияет на объем внутреннего производства через свою налоговую политику. Очевидно, что чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать население, а значит, тем меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

     На  первый взгляд, кажется, что высокие  налоги, способствуя увеличению государственного дохода, будут работать на общество и бюджет страны. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается противоположное: ни предприятию, ни рабочему при чрезмерно высоких налогах работать оказывается невыгодным. Однако низкие ставки налогов значительно подорвут государственный бюджет и такие его важнейшие статьи, как расходы на содержание бюджетных организаций и на социально-культурные мероприятия.

     Государственные расходы на закупку товаров и  услуг обычно составляют значительную часть бюджета. В нашей стране они выступали в форме госзаказов предприятиям. Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности внутреннего производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержание на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

     Важнейшую роль государственные расходы играют в финансировании социальных и культурных программ государства, обеспечении его обороны, содержании аппарата управления и правоохранительных органов, а также инвестиций для развития государственного сектора промышленности. Вместе с тем в нашей стране сложился огромный дефицит государственного бюджета, что приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства и поэтому требует особенно тщательного планирования расходов, добиваясь максимальной эффективности.

     Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной  экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

     2. Налоги и их виды 

     Налоговая политика — часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета.

     Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

     Государство признано вносить в экономику  стабилизирующее воздействие, обеспечивая  наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно  должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

     Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

     В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговыми органами являются Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам и его подразделения. В настоящее время данное Министерство преобразовано в федеральную налоговую службу и входит в состав Министерства финансов Российской Федерации. Полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

     В современных условиях налоги выполняют  две основные функции: фискальную и  экономическую.

     Фискальная  функция является основной. Используя  ее, государство формирует денежные фонды.

     Экономическая функция предполагает использование  налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

     Взимание  налогов основывается на использовании  различных ставок налогов. Различают  следующие виды ставок.

     Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

     Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без  учета дифференциации его величины.

     Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное  повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

     Регрессивные  ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

     С 1 января 2001 г. в России введена так называемая «плоская шкала налогообложения»: предельная налоговая ставка для всех видов подоходного налога была установлена в размере 13%.

     Современная налоговая система включает различные  виды налогов.

     По  платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и  косвенные. 

                                                                                                                     Таблица 2.1

      Основные  виды прямых и косвенных  налогов 

Прямые  налоги Косвенные налоги
Подоходные  налоги:

- Общий подоходный налог с населения

- Налоги на отдельные виды доходов, в том числе:

налог на заработную плату

налог на предпринимательскую прибыль и налог на прибыль корпораций

налог на процентные доходы

налог на земельную ренту

- Налоги  на имущество, в том числе:

налог на недвижимое имущество

налог с наследования дарения

- Земельный  налог    

-   Таможенные  пошлины

-   Акцизы

- Налог на добавленную стоимость (НДС)

-   Налог с продаж


 

     Как мы видим из данных таблицы 1.1 прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

     Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

     По  использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

     В Российской Федерации действует  трехуровневая система налогообложения, т.е. взимаются федеральные, региональные и местные налоги. 

                                                                                                                     Таблица 2.2

      Трехуровневая система налогов  и сборов Российской Федерации 

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. Налог на доходы физических лиц
  4. Единый социальный налог
  5. Налог на прибыль организаций
  6. Налог на добычу полезных ископаемых
  7. Водный налог
  8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  9. Государственная пошлина
  1. Налог на имущество организаций
  2. Налог на игорный бизнес
  3. Транспортный налог
  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физических лиц

 

     Таблица 1.2 более наглядно показывает нам разделение налогов и сборов. Федеральные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

       

                                                                                                                     Таблица 2.3

      Классификация налогов 

Прямые налоги Косвенные налоги Взносы в  фонд социального страхования
Реальные  налоги Личные налоги Акцизы Фискальные  монопольные налоги Таможенные  пошлины Взносы  наёмного труда

Взносы  предприятий

поземельный

подомовой

промысловый

на ценные бумаги

подоходный  налог с населения

налог на прибыль корпораций

налог на сверх-прибыль

налог на доходы от добычи нефти

налог на доходы от денежных капиталов

налог с наследства и дарений

поимущественный налог

индивидуальные:

на пиво, на сахар, на бензин

и т. д.

Универсальный (налог с оборота):

Однократный, многократный

Налог на добавленную стоимость

на соль

на табак

на спички

на спирт

и т.д.

по происхождению:

экспортные, импортные, транзитные

по целям:

фискальные,

протекционные,

сверхпротекционные,

антидемпинговые,

преференциальные

по ставкам:

специфические,

адвалерные,

смешанные


 
 

     По  данным таблицы 1.4 мы видим, что налоги делятся на 3 группы.

     Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образуют налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

     Принципы, которым должна отвечать налоговая  система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.

Информация о работе Фискальная политика государства