Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами курсовой работы являются изучение:
- сущностной характеристики фискальной политики,
- налогов и их видов,
- Государственного бюджета и его структуры,
- проблем фискальной политики в современной России.

Содержание

Введение 3
1. Фискальная политика как элемент системы государственного регулирования экономики 5
2. Налоги и их виды 10
3. Государственный бюджет и его структура 16
4. Проблемы фискальной политики в современной России 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика государства.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

     Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-сентябре 2010 года поступило 35,0 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

     Поступления по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет в январе-сентябре 2010 года составили 83,6 млрд. рублей и выросли относительно января-сентября 2009 года на 40%.

     Налога  на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре 2010 года поступило 1 004,2 млрд. рублей, в  том числе на добычу нефти – 922,4 млрд. рублей, газа горючего природного – 63,3 млрд. рублей, газового конденсата – 7,4 млрд. рублей.

     По  сравнению с январем-сентябрем 2009 года поступления НДПИ выросли в  полтора раза, что обусловлено  повышением цены на нефть (с 53,2$ в декабре 2008 года - августе 2009 года до 75,3$ в декабре 2009 года – августе 2010 года, или в 1,4 раза). 

             Рис. 3.2  Размер поступлений администрируемых  ФНС России доходов в федеральный  бюджет в январе-сентябре 2009-2010 г.г. 

     Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

     Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

     Дефицит (профицит) государственного бюджета  определяется как разница между  доходами и расходами. Обычно дефицит (профицит) государственного бюджета  измеряется в процентном отношении  к ВВП. Положительная величина, которая получается при этом вычитании, называется профицитом, т.е. доходы превышают расходы государственного бюджета; отрицательная величина означает дефицит бюджета.

     Исполнение  бюджета имеет своей целью  обеспечить поступление доходов  и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов Российской Федерации, местных. Организация исполнения и исполнение бюджета, управление счетами бюджета и бюджетными средствами возложены на органы исполнительной власти. Первостепенная роль в деле исполнения бюджетов всех уровней отводится органам казначейства. 
 

     
  1. Проблемы  фискальной политики в современной  России
 

     Реформирование  бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных  условиях трансформации собственности  и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением крупных мер по социальной защите населения и т. д.

     Переход к рыночной экономике изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

     Трудности в ее осуществлении состоят в  том, что эволюция налоговой системы  России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны экономике развитых стран.

     В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

     Стратегия усиления стимулирующей функции  налогообложения и количественного увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в логической последовательности.

     К этим мерам относятся:

     обеспечение стабильного налогового законодательства, недопустимость любых изменений в налоговой схеме в течение всего хозяйственного года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

     отказ от неоправданной множественности налогов, число которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к 100;

     устранение имеющейся дискриминации в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности ;

     установление низких налогов на производителей и «удешевление» кредита;

     усиление целенаправленности налоговой системы. В условиях спада производства важно поставить в привилегированное положение предприятия (фирмы), реально увеличивающие объемы производства и осуществляющие инвестирование средств в его рост. Сделать это можно разными способами, например, освободив от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемую на развитие производства, содержание объектов социальной сферы;

     придание действенного и конкретного характера налоговым льготам, которые теперь в большинстве носят декларативный и показательный характер, в результате чего теряют стимулирующее значение. Вновь создаваемым предприятиям необходимо предоставлять льготы с момента не их регистрации, а получения первой прибыли.

     Как показывает мировой опыт, современная  налоговая система должна стимулировать  научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В то же время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивная активность, инфляция.

     Такова  общая концепция перестройки  налоговой системы переходной экономики  в направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в  бюджет.

     В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прамые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

     Функции налогообложения в обеспечении  инвестирования не абстрактны. Они  выполняют задачи ресурсно-денежного  обеспечения этого процесса по разработанным программам. Это связи прямого характера.

     В свою очередь, экономический рост и  расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и  обратное увеличенное поступление  ресурсов. Это обратные связи в  общей экономической динамике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

       Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, мною был сделан вывод, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

     Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни  страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении  структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

     Изменение государственных расходов и налогов  оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования  фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

     На  практике фискальная политика активно  используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

     В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

     Также хочу отметить, что через налоговую  политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему  внедрению в производство научно-технического прогресса.

     Однако  не во всех странах бюджетно-налоговая  политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в  государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

     Изучение  источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также отмечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

     Я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять  его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

     Всестороннее  изучение этого вопроса, а также  грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет  обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования  государством экономических рычагов  регулирования.

     Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и  времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно  проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением  макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.

     Список  использованных источников 

     
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 22.09.2008.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 22.09.2008.
  3. О бюджетной классификации Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 15.08.1996 года., № 115- ФЗ (ред. от        18.12.2006 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 22.09.2008.
  4. О федеральном бюджете на 2010 год [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 года., № 198- ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 22.09.2008.
  5. Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации / Балдина С.В.- М.: МЦФЭР, 2005.
  6. Бюджетная система России: учебник для вузов / Под редакцией Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  7. Бюджетное право: учебное пособие / Поляка Г.Б., Кононова П.И. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  8. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Под редакцией О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2008.
  9. Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2009.       
  10. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной                  политики / Улюкаев А.В. – М.: Дело, 2004.
  11. Экономическая теория: учебник / под общей редакцией В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  12. Министерство по налогам и сборам РФ [Электронный ресурс]: Структура поступлений администрируемых ФНС  России доходов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2010 г. – Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РФ, 2010. – Режим доступа: htpp://www.nalog.ru
  13. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Динамика доходов бюджета РФ за 2009-2010г. – Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2010. – Режим доступа: htpp://www.minfin.ru

Информация о работе Фискальная политика государства