Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 19:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды, формы налогово-бюджетной политики.
2)Рассмотреть основные инструменты налогово-бюджетной политики и их влияние на экономику страны.
Введение 3
1.Понятие и типология налогово-бюджетной политики 5
1.1 Налогово-бюджетная политика (фискальная политика). Основные цели, инструменты и методы фискальной политики 5
1.2 Типология налогово-бюджетной политики. Достоинства и недостатки фискальной политики 7
2.Государственные расходы как инструмент стабилизации и развития экономики 11
2.1 Классификация и сущность государственных расходов 11
2.2 Влияние государственных расходов на совокупный спрос 14
3. Налоги и налоговые льготы 15
3.1 Понятие и сущность налогов. Роль налогов в фискальной политике 15
3.2 Влияние налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 18
3.3 Налоговые льготы РБ 20
4. Основные направления фискальной политики РБ 2011-2015 23
Заключение 31
Список использованных источников 33
Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.
Следует обратить внимание на два момента:
1 .Мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;
2. По своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
Рассмотрим влияние налогов на совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения и наоборот.
Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу.
Лаффер построил гипотетическую кривую с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет.
Рисунок 2 – Кривая Лаффера
Используя налоговую функцию, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога, при которой налоговые поступления максимальны. Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, а налоговые поступления сократятся поскольку уменьшится налогооблагаемая база.
Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80 – х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного. и на прибыль корпораций). Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер, т.е. рост производства сочетается в этом случае со снижением уровня цен.
Понятие налоговой льготы определено налоговым законодательством, в частности статьей 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, и включает в себя предоставление отдельным категориям плательщиков предусмотренных налоговым законодательством преимуществ по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы могут устанавливаться в виде:
Льготы по налогам, сборам (пошлинам)
устанавливаются Президентом
Организациям и индивидуальным
предпринимателям может быть оказана
государственная поддержка
По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.
При использовании налоговых льгот декларант в декларации должен заявить сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также о документах, подтверждающих право на льготы.
В соответствии с положением о таможенном
режиме свободного обращения, определенным
Таможенным кодексом Республики Беларусь,
товары помещаются под таможенный режим
свободного обращения при исполнении
налогового обязательства по уплате
ввозных таможенных пошлин, налогов.
Последнее возникает у
Основная масса нормативных правовых актов, дающих право на использование налоговых льгот, устанавливает ограничения по пользованию и распоряжению товарами, в отношении которых данные льготы использованы (целевое использование). При этом такое целевое использование товаров контролируется таможенными органами независимо от даты их ввоза и таможенного оформления.
Согласно ст. 160 Таможенного кодекса Республики Беларусьналоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот:
Таким образом, при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот на основании нормативных правовых актов, которыми не установлен срок ограничения по пользованию и распоряжению такими товарами, и если в период действия данных налоговых льгот плательщик не отказался от их использования, таможенный орган контролирует целевое использование таких товаров в течение 5лет. Следовательно, по истечении пяти лет товары снимаются с таможенного контроля.
При этом, если заинтересованное лицо желает получить официальное подтверждение таможни о снятии вышеуказанных товаров с таможенного контроля, то в соответствии с постановлением ГТК Республики Беларусь от 14 ноября 2007 г. № 106 «О порядке снятия с таможенного контроля товаров, помещенных под таможенную процедуру временного хранения товаров или под таможенные режимы» такое лицо должно письменно обратиться в таможенный орган, в котором товары находились на контроле.
Любые льготы несут одновременно
отрицательные последствия для
государства и положительные
для лиц, которым она предоставляется.
Так для государства это
Основной целью бюджетно-
Для укрепления бюджетно-налоговой политики
необходима более тесная увязка с макроэкономическими
тенденциями и формирование бюджетов
всех уровней в рамках среднесрочного
планирования.
В 2012-2014
годах Министерство финансов намерено
продолжить жесткую бюджетную политику.
В первую очередь, она предполагает ограничение
в 2012 году дефицита консолидированного
бюджета. Планируется, что как и в этом
году, он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах
– не более 1% к ВВП.
В качестве
основного мероприятия в области налоговой
политики на 2012 год в рамках работы по
сокращению налоговой нагрузки предполагается
снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается
ее уменьшение с 24% до 20-22 %.
В 2013-2014
годах продолжится работа по либерализации
налогового законодательства в части
применения налоговых вычетов в отношении
налога на добавленную стоимость, уплаченного
при приобретении инвестиционных товаров
и осуществлении капитальных расходов.
При реализации
указанных мер налоговой политики уровень
централизации финансовых ресурсов в
консолидированном бюджете Беларуси в
2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах
– 27,5% к ВВП. В 2009 году этот показатель
составлял 34%, в 2010 – 29,9%, в 2011 – оценочно
составит около 28,2% к ВВП [11].
В области расходов бюджета, в связи со
значительным сокращением налоговой нагрузки,
предполагается соразмерное уменьшение
государственной поддержки реального
сектора экономики. Выделяемые средства
будут перераспределены на стимулирование
экспорта и создание новых инновационных
производств.
В финансировании
науки приоритетным должно стать внебюджетное
финансирование научной деятельности,
востребованной реальным сектором экономики.
Заказчиками научных исследований будут
выступать отраслевые министерства и
их предприятия, местные органы власти.
Это позволит увязать финансирование
науки с потребностями реального сектора
экономики.
Средства,
которые направляются на бюджетное субсидирование
организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением
тарифов на жилищно-коммунальные услуги
для населения. В 2011 году их уровень за
счет средств населения должен обеспечивать
покрытие не менее 30% затрат на оказание
услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат.
При этом тарифную политику на услуги
ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную
оплату коммунальных услуг, которая будет
зависеть от объема и времени их потребления.
В 2012-2014
годах значительную часть в бюджете составят
расходы на оплату труда, пенсии, стипендии,
пособия, другие выплаты, в том числе направленные
на улучшение демографической ситуации
в стране. С начислениями фонд оплаты труда
работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах
планируется сохранить в пределах его
удельного веса в структуре расходов консолидированного
бюджета, который складывается в 2011 году
– около 33% .
С целью
повышения заработной платы работников
бюджетной сферы и ее последовательного
сближения со средним уровнем по стране
в соответствии с Программой деятельности
правительства на 2011-2015 годы потребуется
усилить работу по оптимизации сети бюджетных
учреждений, численности занятых в бюджетном
секторе, расширению спектра внебюджетных
источников финансирования традиционных
бюджетных услуг.
Ключевая
задача бюджетной политики в предстоящие
годы – повышение эффективности расходования
бюджетных средств. Необходимо напрямую
связать осуществление государственных
расходов с достижением конкретных результатов,
максимально широко внедрить нормативные
методы финансирования отдельных направлений
расходов в противовес покрытию фактически
складывающихся затрат бюджетных организаций.
В 2011 Министерство
финансов активно занимается выработкой
концепции совершенствования управления
государственными финансами, включая
в нее методы и подходы, апробированные
мировым опытом. Уже при подготовке проекта
закона о республиканском бюджете на 2012
год будет расширена самостоятельность
отдельных распорядителей в расходовании
бюджетных средств. Предлагается предоставить
им право по окончании финансового года
расходовать неиспользованные остатки
бюджетных средств. Это позволит избежать
неоправданного роста их расходования
в конце года, даст возможность руководителям
оперативно и своевременно перераспределять
их как между получателями, так и по направлениям
использования, исходя из экономической
целесообразности и эффективности [11].
Одна из
важнейших задач бюджетной политики, призванной
создать механизмы быстрого реагирования
на проявление кризисных явлений и экономное
использование финансовых резервов, –
ликвидация государственных целевых бюджетных
фондов. Так, с 2012 года мероприятия государственных
программ в области охраны природы планируется
финансировать в общем порядке без формирования
республиканского и местных фондов охраны
природы. Не будет формироваться фонд
организации сбора (заготовки) и использования
отходов в качестве вторичного сырья в
связи с отменой платежей экологического
налога, которые были источником его доходной
части.
С 2012 года намечается также
отменить отчисления в инновационные
фонды для хозяйственных
С 2013 года инновационные
фонды будут формироваться
Таким образом, в качестве
приоритетного направления
- повышение эффективности работы промышленности,
сельского хозяйства и других отраслей
народного хозяйства, которые будут способствовать
росту денежных накоплений - основного
источника платежей в бюджет;
- изменение направлений государственных
инвестиций в отрасли экономики с целью
значительного повышения финансовой отдачи
бюджетных средств;
- привлечение в страну иностранного капитала.
При его помощи решаются сразу несколько
задач, причём не только фискального, но
и экономического характера: сокращаются
бюджетные расходы на финансирование
капитальных вложений (а значит, уменьшается
разрыв между доходами и расходами), расширяется
база для производства товаров и услуг,
появляются новые налогоплательщики,
и, следовательно, увеличиваются поступления
в бюджет;
- претворение в жизнь всех тех конкретных
мероприятий в финансово-экономической
сфере, которые содействуют росту доходов
и снижению расходов бюджета.
Основные
направления налоговой политики Республики
Беларусь на ближайшие пять лет должны
быть нацелены на обеспечение финансовой
и социальной стабильности, создание условий
для развития эффективной и конкурентоспособной
экономики и улучшение качества жизни
населения.
Основная
целевая ориентация налоговой политики
на предстоящее пятилетие - повышение
оптимальности применяемой в республике
налоговой системы при безусловном выполнении
расходных обязательств бюджета и сохранении
дефицита и долговых обязательств на экономически
безопасном уровне.
В связи
с этим в 2011-2015 годах будут решаться следующие
задачи:
- совершенствование структуры и механизмов
взимания установленных налогов и сборов
с ориентацией на максимальное приближение
налоговой системы республики к применяемым
в экономически развитых странах;
- радикальное упрощение процедур налогового
администрирования и контроля, укрепление
позиций страны в мировых рейтинговых
оценках;
- оптимизация и секвестирование неэффективных
бюджетных расходов с ориентацией на достижение
конкретных результатов и повышение эффективности
использования выделяемых ресурсов;
- концентрация бюджетных средств, включая
средства на государственную поддержку
реального сектора экономики, на приоритетных
высокоэффективных проектах и программах;
- повышение эффективности управления
государственным долгом на основе изучения
опыта и применения международной практики.
Для реализации поставленных задач планируется:
- упразднение мелких налогов и сборов
и снижение налогового давления на прибыль
организаций и фонд заработной платы;
- упрощение порядка исчисления и переход
к квартальным срокам уплаты основных
налогов и сборов, развитие системы электронного
налогового декларирования;
- упорядочение взимания местных налогов
и сборов;
- сокращение объемов перераспределяемых
государством ресурсов, их концентрация
на приоритетных направлениях социально-экономического
развития страны и повышение эффективности
расходования бюджетных средств;
- обеспечение адресности социальных программ
и поддержки населения;
- отработка механизмов и постепенный
переход к программно-целевому планированию
расходов бюджета;
- оптимизация портфеля государственного
долга по сроку, валюте и долговым инструментам;
- диверсификация финансовых инструментов
заимствований и повышение эффективности
использования государственных займов;
- совершенствование системы управления
долгом органов местного управления и
самоуправления;
- развитие внутреннего рынка государственных
заимствований.
Намеченная
налоговая политика должна способствовать
модернизации и повышению конкурентоспособности
национальной экономики, активизации
инвестиционных процессов. Удельный вес
доходов консолидированного бюджета в
ВВП планируется сократить с 27,9 % в 2010 году
до 25,4 % в 2015 году [11].
С 2012 года
предлагается обеспечить снижение ставки
налога на прибыль с 24 до 20 процентов и
обязательных страховых взносов в Фонд
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты на 3 процентных
пункта. Снижение налоговой нагрузки на
экономику составит 1,3 процента к ВВП.
Также планируется упрощение порядка
взимания экологического налога.
Успешная
реализация предложенных мер по корректировке
налоговой политики уже в 2011-2012 годах позволит
повысить нейтральность и стабильность
налоговой системы, значительно снизить
налоговую нагрузку на экономику и с 2013
года уже не потребуется проводить существенные
изменения налогового законодательства.
Снижение
налогового бремени будет осуществляться
в увязке с реформой межбюджетных отношений,
на основе упорядочения и закрепления
доходных источников и расходных полномочий
за каждым уровнем бюджетной системы Республики
Беларусь на долгосрочной основе.