Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы остановиться на наиболее важной части данной концепции – обязательном медицинском страховании граждан России, рассмотреть проблемы, связанные с разработкой и внедрением данной системы в РФ.
Достижением целей курсовой роботы предполагает решение следующих задач: рассмотрение развитие медицинского страхования, организацию финансирования ОМС, проблемы обязательного и добровольного медицинского страхования.

Содержание

Введение
1. Понятие фондов социального страхования РФ
1.1 Обязанности, цели и задачи фондов социального страхования
2. Предпосылки появления и развития обязательного медицинского страхования (ОМС)
2.1 Развитие ОМС в России: история и современность
3. Фонды обязательного медицинского страхования в РФ и его виды
3.1 Организация и финансирования ОМС
4. Фонды ОМС
4.1 Федеральный фонд ОМС
4.2 Расчёт и использование фондов ОМС
5. Страховые медицинские организации
6. Финансирование затрат на медицинское обслуживание
7. Проблемы ОМС в России и пути их решения. Итоги деятельности системы ОМС
8. Сущность медицинского страхования на современном этапе
8.1 Добровольное медицинское страхование
9. Расходная часть бюджета фонда медицинского социального страхования
9.1 Структура расходов Фонда и анализ ее изменения
9.2 Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета Фонда социального медицинского страхования
9.3 Пример расчета выплат из Фонда социального медицинского страхования 2009–2010 год
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 158.28 Кб (Скачать файл)
  • единого социального налога для всех отраслей социального обеспечения;
  • обособленного формирования фонда медицинского страхования;
  • непосредственного финансирования здравоохранения из налоговых поступлений бюджета без введения специального налога

Система единого социального налога используется в некоторых странах с государственным  социальным обеспечением в Великобритании, Португалии, Ирландии и Испании. Она  более проста и экономична в использовании. Финансирование здравоохранения осуществляется в соответствии с разрабатываемыми сметами. В других странах с государственным  социальным обеспечением введён особый налог на нужды здравоохранения (Греция, Италия). В Дании здравоохранение  финансируется из налоговых поступлений  государственного бюджета без введения какого-либо специального налога. Ставки налогообложения дифференцированы для работников наёмного труда и  работодателей.

В большинстве  стран установлена предельная максимальная величина дохода, подлежащего налогообложению. Доходы, превосходящие эту величину, не облагаются соответствующим налогом. В случае необходимости соответствующие  фонды социального обеспечения  получают дотации за счёт других доходов  бюджета.

В странах, где медицинское обслуживание основано на принципах социального страхования, финансирование основано на обязательных платежах в страховые фонды лиц  наёмного труда, подлежащих страхованию, их работодателей и лиц с самостоятельными доходами (табл. 2). В европейских странах взносы на обязательное медицинское страхование составляют от 8 до 14% заработной платы.

Порядок перечисления средств в фонды  медицинского страхования различен. В Германии, например, взносы по медицинскому страхованию перечисляются вместе со взносами по пенсионному страхованию  и страхованию по безработице  в так называемые «больничные  кассы». Вместе взятые эти три платежа  образуют общий взнос по социальному  страхованию, который концентрируется  в одном месте, поскольку перечисления по всем трём видам социального страхования  идут от работника и работодателя по месту основной занятости. Кроме  того, в Германии введены обязательные страховые взносы на страхование  долгосрочного ухода, которые составляют 1,7% от фонда оплаты труда и уплачиваются совместно работниками и работодателями равными долями.

 

Таблица 2. Взносы на обязательное медицинское страхование, % к заработной плате

Страна

Всего

Наёмные работники

Работодатели

Германия

13,56

6,78

6,78

Греция

7,65

2,55

5,1

Франция

13,55

0,75

12,8

Италия

15,35

1

14,35

Люксембург

10,1

5,05

5,05

Нидерланды

16,4

1,2

15,2

Австрия

10,2

3,95

6,25

Швеция

7,93

-

7,93


 

Приведены максимальные ставки взносов для  работников физического труда.

 

 

7. Проблемы ОМС в России и пути их решения. Итоги деятельности системы ОМС

 

В предыдущих главах своей работы я много раз  затрагивал различные проблемы обязательного  медицинского страхования. Одна из наиболее острых проблем, требующих решения  сегодня является то, что при поступлении  средств ОМС в систему здравоохранения  происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС. Сегодня тариф страхового взноса – 3,6% от фонда оплаты труда – не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1%, а большая часть, около 86 млн. человек (60%), это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее населения особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования отрасли «Здравоохранение». При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи.

Платежи на неработающее население из средств  выделенного бюджета здравоохранения  ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую  службы, чего нельзя допустить с  учетом значительного роста заболеваний  этого профиля. Так, рост активного  туберкулеза среди детей в 1994 г. по сравнению с 1989 г. (т.е. за 4 года) достиг почти 40%, врожденные аномалии и пороки развития у детей выросли на 30%, новообразования на 31% и т.д.

Сегодня, при внедрении новой системы  взаимоотношений и организации  медицинского обслуживания населения, наращивания инфраструктуры органов  и учреждений, занятых организацией и оплатой труда медицинских  работников, становится реальной угроза разрыва между лечебной и профилактической медициной, которую во что бы то не стало нельзя допустить.

В России возникает такая ситуация, когда  система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями. Здесь имеется в виду принцип  оплаты труда в здравоохранении: проходя стадии от полного безразличия  и экономической незаинтересованности в результате своего труда, через  принцип «проработал больше – получил больше» надо приблизиться к принципу «сколько заработал – столько и получил». В этом плане хорошо подходит глубоко продуманный и проверенный на практике опыт оплаты труда руководителей здравоохранения и медицинских работников по контракту. Такая форма широко получила распространение в республике Татарстан.

Внедрение системы медицинского страхования  наряду с бюджетным финансированием  здравоохранения создает реальную экономическую базу для реализации принципов дифференцированной оплаты по качеству и количеству труда.

Следует также отметить, что внедрение  системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей  страхования. Такое разнообразие форм внедрения ОМС объясняется, главным  образом, недостаточностью нормативно-правовой базы и методологической неподготовленностью  территорий, отсутствием инфраструктуры страховых медицинских организаций  и нежеланием руководителей органов  и учреждений здравоохранения что-либо менять.

Особой  проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Актуальнейшей  проблемой этого направления  является лицензирование и аккредитация медицинских учреждений. Лицензионная деятельность регулируется рядом основополагающих директивных документов: Законами Российской Федерации: «О медицинском страховании граждан», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», и т.д., предусматривающих организацию и порядок работы соответствующих комиссий, а также процедур проведения сертификации (аккредитации) лицензионной деятельности. Сейчас проходит согласование проекта Закона Российской Федерации «О лицензировании». России подготовлен проект «Положения по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности». Кроме того, готовится целый ряд нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.

Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Механизм формирования доходов системы ОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезном организационном и методологическом совершенствовании.

Такое положение  свидетельствует о настоятельной  необходимости введения системного анализа финансовой деятельности фондов ОМС. Функции государственных органов  контроля за формированием доходов  фондов и правильным их использованием законодательно оказались должным  образом не определены.

Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, спада  производства и крайне низкого тарифного  страхового взноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Она потребляет значительную часть  средств на свою инфраструктуру.

В связи  с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской  промышленности Российской Федерации  считает, что для их решения необходимо:

1. Исполнение  Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным.

2. Утверждение  программы гарантированной бесплатной  медицинской помощи населению,  в том числе и Базовой программы  ОМС, а также Федеральных стандартов  медицинской помощи.

3. В связи  с обеспеченностью финансовыми  средствами территориальных программ  ОМС, составляющей в среднем  по России 40%, а в некоторых территориях – 10–20%, целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС.

4. Разработать  совместно с Федеральным фондом  ОМС, фармацевтическими предприятиями  и организациями механизм лекарственного  обеспечения учреждений здравоохранения  и населения РФ с целью осуществления  государственного регулирования  цен на медикаменты и изделия  медицинского назначения, с учетом  доступности лекарственной помощи  для населения и защиты отечественных  товаропроизводителей.

5. Утвердить:

– программу поэтапной реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» с определением порядка, условий, сроков, критериев готовности перехода субъектов РФ на ОМС;

– нормативно-методические документы по переходу и оценке результатов работы органов и учреждений здравоохранения в системе ОМС, по разграничению полномочий, функций и ответственности субъектов медицинского страхования;

– систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования;

– рекомендации по формированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения в зависимости от объемов и качества труда.

Таким образом, проводимая сегодня в России реформа  здравоохранения, введение ОМС предполагает структурную, инвестиционную, кадровую перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объём медицинской помощи.

 

 

 

8. Сущность медицинского страхования на современном этапе

 

Медицинское страхование-форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Под медицинским страхованием понимают страхование на случай потери здоровья от любой причины, в том  числе в связи с несчастным случаем или в связи с болезнью. Объектом его является страховой  риск по покрытию затрат на оказание медицинской  помощи при возникновении страхового случая. При платной медицине оно  выступает как инструмент покрытия расходов на медицинскую помощь, при  бесплатной – как дополнительный источник финансирования медицинских затрат. При потере здоровья граждане имеют право получить денежное пособие за период нетрудоспособности в размерах, устанавливаемых в зависимости от стажа работы. Если нетрудоспособность продолжается 4 и более месяцев, застрахованный переводится на пенсию по инвалидности. При медицинском страховании интересом застрахованного выступает возможность компенсации затрат на медицинское обслуживание за счёт средств страховщика.

Например, заключая договор страхования на случай диагностирования или лечения  болезни, страхователь обеспечивает себе или застрахованному возможность  получения дополнительной материальной помощи на случай таких событий.

В большинстве  стран с развитым платным здравоохранением медицинское страхование получило очень широкое распространение. Основная его цель – максимальная доступность медицинских услуг  для широкого круга населения  и по возможности наиболее полная компенсация расходов страхователей. В нашей стране платная медицина не получила ещё такого широкого распространения, в условиях общего бесплатного здравоохранения  медицинское страхование не может  быть ни чем иным, как отраслью обязательного  социального страхования, и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи, предоставляемой в счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам ОМС. Правовые вопросы страхования регулируются Законом «О медицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Информация о работе Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ