Формирование и развитие кластерных образований на территории Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и развития кластерных образований в Волгоградской области.
При рассмотрении данной темы исследования следует решить круг поставленных задач:
- дать общее представление о понятии «кластер»,
- рассмотреть особенности развития кластеров в региональных экономических системах,
- изучить процесс формирования и развития кластеров, как механизма обеспечения конкурентоспособности региона,
- провести анализ целей и задач концепции развития региона,
- рассмотреть механизм реализации концепции,
- определить этапы развития кластерных образований Волгоградской области,
- дать оценку мероприятиям по реализации развития кластерных образований в Волгоградской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……….…..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………...….5
1.1. Общее представление о понятии «кластер»…………………………..……5
1.2. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки…………………………………….8
1.3. Формирование и развитие кластеров, как механизм обеспечения конкурентоспособности региона……………………………………………….15
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ…...…20
2.1. Анализ целей и задач концепции развития региона…………………...…20
2.2. Механизм реализации концепции…………………………………………24
2.3. Этапы развития кластерных образований Волгоградской области…...…26
2.4. Мероприятия по реализации развития кластерных образований в Волгоградской области…………………………………………………….……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…...….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование и развития кластерных образований-5.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 Благодаря формированию кластера  улучшается кадровое обеспечение  предприятий, появляется инфраструктура  для исследований и разработок, снижаются издержки, появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки, формируется основа для получения дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не столько свойствами товаров, сколько наличием развитых систем их продвижения.

 Кластер представляет собой  уникальное явление и с точки  зрения отношений собственности, складывающихся в его рамках. Он формирует особую конфигурацию  прав собственности на различные  объекты, – недвижимость, ноу-хау, сырье, материалы и т.д. – обеспечивающую наиболее эффективное их использование. Кроме того, с кардинальным изменением институциональных условий деятельности людей видоизменяются и сами типы собственности, т.е. формируется своеобразный тип собственности на трансферт, перенос технологий из одной области в другую. Собственность на трансферт технологий предполагает развитие института интеллектуальной собственности. Такой трансферт осуществляется в особой эпистемической («знаниевой») среде, обеспечивающей возможность выделять технологические решения, основанные на новых принципах, и определять условия их переноса в другие промышленные зоны. 7

Кластеры формируют необходимую базу для таких трансфертов, поскольку позволяют соединять вместе фундаментальную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства и являются в некотором роде фабрикой комплексного знания, ориентированного на практику.

 Благодаря этому в регионе  создаются необходимые условия  для перевооружения промышленности, определяются зоны приоритетных инвестиционных вложений и формируются комплексные производственно-технологические пакеты для принятия выгодных инвестиционных решений. Привлечение инвестиций в кластерные образования обеспечивает мультипликативный эффект в развитии экономики региона – инвестирование в предприятия смежных отраслей, взаимно влияющих друг на друга, обеспечивает большую отдачу от вложенных средств.

 Концентрируя в своих рамках  процессы производства и сбыта  продукции, кластеры способствуют  внедрению новой техники и технологий, развитию наукоемких производств, чем обеспечивают устойчивость региональной экономики в динамичной рыночной среде. Кроме того, кластеры служат связующим элементом для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, органично увязывая процессы регионального развития с развитием всей национальной экономики. Такие институциональные формы, как кластерные образования, служат «опорой» для реализации приоритетных национальных проектов.

 Кластерный подход в управлении  экономикой региона предоставляет органам власти эффективные инструменты взаимодействия с бизнесом через участие представителей администрации в работе координационного совета кластера. В результате власти располагают актуальной, полноценной и достоверной информацией о деятельности предприятий, о рынках сбыта и трудовых ресурсов, что обеспечивает качественное стратегическое планирование развития экономики региона.

 Несмотря на множество позитивных  эффектов для развития экономики, в регионах России потенциал  кластеров не используется в полной мере, многие кластерные проекты находятся пока в начальной стадии реализации. К примеру, в Санкт-Петербурге в настоящее время создается автомобильный кластер, в который войдут японские компании Suzuki Motor Inc., Itochu Corp., Toyota. Планируется строительство автозавода, объем инвестиций составит порядка 3 млрд. руб. В дальнейшем будут подписаны соглашения о режиме промышленной сборки еще с несколькими автоконцернами. Вслед за автомобильным концерном в городе планируется создание нового, электронного кластера. Один из крупнейших мировых производителей электроники – Flextronics – построит в Петербурге завод по сборке компьютерной техники. Инвестиции в проект составят около $ 50 млн.8

 Основными проблемами, препятствующими  масштабному и эффективному развитию кластеров в региональных экономических системах, на наш взгляд, являются:

 – недостаточная просвещенность  органов власти и представителей  бизнеса в вопросах применения  кластерного подхода;

 – отсутствие четко сформулированной  государственной политики в отношении кластеров и соответственно организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;

 – низкий уровень развития  субконтрактации и аутсорсинга;

 – отсутствие научно-методического  и кадрового обеспечения процессов  внедрения и развития кластеров в регионах.9

 По нашему мнению, именно  региональные органы власти должны  стать основными инициаторами  кластерных проектов. Программы  развития кластеров должны быть  основаны на детальном стратегическом  и кластерном анализе экономики  региона и разработаны с привлечением всех заинтересованных сторон. В этом направлении, прежде всего, необходимо:

 – формализовать политику  региона по отношению к кластерам  с учетом региональной специфики, особенностей отрасли и участников  кластера, разработать программы  развития кластеров в регионе;

 – обеспечить органичное  включение программ развития  кластеров в стратегию развития  региона;

 – расширить научно-образовательную  базу и доступ к государственным  НИОКР, стимулировать кооперацию  образовательного и реального  секторов;

 – обеспечить развитие инновационной  инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон). 10

 Формированию и развитию  кластеров будет способствовать  действенная система управления  собственностью в регионе, включающая  меры прямого и косвенного государственного регулирования отношений собственности. Прямое регулирование – это определение условий доступа тех или иных субъектов к определенным экономическим благам, наделение или признание за определенными субъектами прав собственности на эти блага, например, разграничение прав собственности на землю между различными уровнями публичной власти, ограничение прав иностранных лиц и фирм на возможности приобретения ими определенных благ и пр. Косвенное регулирование отношений собственности представляет собой совокупность управляющих воздействий государства на поведение субъектов прав собственности с помощью налогового, финансового, экологического и иных видов государственного регулирования экономики.

 Органы власти могут стимулировать  формирование кластеров в регионе путем создания инфраструктуры – строительства за счет бюджета современных автомобильных и железных дорог, аэропортов, новых энергетических систем и т. д. И сами кластеры будут способствовать формированию в регионе принципиально новых инфраструктур. Например, внедрение нанотехнологий в производство различных видов продукции потребует создания специальных многоуровневых мониторинговых систем.

 Возникает закономерный вопрос  о том, каким образом формируется  кластер в регионе. Его основу составляют несколько компонентов:

 − научные лаборатории, в  которых создаются новые технологии;

 − экспериментальные производства  по созданию промышленных образцов  и апробации новых технологий;

 − промышленно-технологические  группы, осуществляющие серийное производство;

 − маркетинговые группы для  продвижения товара и формирования  устойчивого спроса;

 − управленческие структуры, включающие, например, совет инвесторов, который принимает решение о  приоритетном финансировании того  или иного проекта; экспертный совет, рассматривающий различные проекты по мере их подготовки к реализации.11

 Продуманная кластерная политика  в регионе предполагает не  просто стремление властей объединить  на своей территории предприятия  и организации нескольких разных  отраслей, что может привести к синергетическому эффекту, а радикальное изменение отраслевой политики, внедрение инновационных технологий, требующих создания новых институциональных форм, коренным образом меняющих прежний техно-промышленный уклад. В процессе создания региональных кластеров следует отталкиваться от новых фундаментальных научных решений, а не от способов рационализации сложившихся форм производства. Поэтому поддержка кластеров должна включать в себя ликвидацию барьеров для внедрения инноваций, государственные вложения в человеческий капитал и инфраструктуру, поддержку географической концентрации связанных фирм.

 В целом содействие региональных  властей формированию и развитию  кластеров должно осуществляться  по следующим направлениям:

 – создание условий для конструктивного диалога бизнеса и власти, гармонизации интересов участников кластера и усиления кооперации между ними;

 – стимулирование спроса  – формирование потребительских  предпочтений в регионе, развитие  родственных и поддерживающих  секторов экономики, госзаказа;

 – развитие системы профессионального  образования с целью формирования  необходимых компетенций в регионе;

 – развитие внешних связей, устранение торговых барьеров, защита  прав интеллектуальной собственности, реализация совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов;

 – создание благоприятных  экономических, институциональных  и других условий в регионе. 12

 Продуманная политика поддержки  кластеров в регионе – действенный  инструмент повышения его конкурентоспособности, инновационного потенциала, темпов экономического роста, а также очень важное условие обеспечения устойчивости и экономической независимости региона в условиях глобализации.

 

1.3. Формирование и развитие  кластеров, как механизм обеспечения  конкурентоспособности региона

 

Необходимость повышения экономической эффективности региональных хозяйств ставит перед территориями новые задачи, прежде всего связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал.

Конкурентоспособность представляет собой сложное многоаспектное и многоуровневое понятие, органически присущее рыночной системе ведения хозяйства. В самом общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка.

Конкурентоспособность региона – это его возможность выиграть экономические состязания на внутренних и мировых рынках сбыта товаров в создании среды для развития бизнеса, инвестиционной привлекательности, как для внутренних, так и для иностранных инвестиций, в качестве жизни.13

Существует большое количество различных теорий формирования и развития конкурентоспособности, одной из которых является теория кластерного управления экономикой. Эта теория широко используется в развитых странах. Результаты применения кластерного подхода известны – это и знаменитая «Силиконовая долина», и лесо-бумажный, упаковочный и полиграфический кластер Финляндии, и судостроительный кластер Норвегии, и «промышленные районы» Италии.

Кластерная концепция исходит из того, что конкурентоспособность определенного региона зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей. В основу концепции положена система детерминант международной конкурентоспособности М. Портера, которая включает четыре вида детерминант конкурентоспособности. Наличие в кластере конкурирующих фирм, поддерживающих и родственных отраслей, сильных и требовательных поставщиков ресурсов и потребителей с развитыми элементами, придает экономике региона способность конкурировать на международном уровне. 

Согласно теории Майкла Портера, кластер - это «географическое сосредоточение фирм, поставщиков, связанных отраслей, которые играют особую роль в отдельных нациях, странах и городах… Кластеры обуславливают новый взгляд на экономику и её развитие, новые роли бизнеса, правительства и интститутов и новые способы структурировать взаимоотношения типа бизнес-правительство или бинес-интституты». Данное определение М. Портер приводит в разделе «Конкурентоспособность регионов» во введении к своей знаменитой книге «Конкуренция», что указывает на центральную роль регионального фактора в процессах кластерообразования.14

Теория кластеров или промышленных групп получила свое продолжение в работах другого американского ученого М. Энрайта, который создал теорию «регионального кластера» и дав ему следующие определения.

Региональный кластер – это промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости к друг другу.

Региональный кластер – это экономическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства.

Таким образом, следуя теории Энрайта, конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получения образования. Именно региональные кластеры нуждаются в целенаправленной поддержке государственных структур и исследовательских организаций.

Информация о работе Формирование и развитие кластерных образований на территории Волгоградской области