Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - оценка мирового опыта по организации и функционированию разнообразных форм объединения компаний, рассмотрение их особенностей, сравнение и анализ их преимуществ и негативных сторон, изучение факторов, влияющих на выбор той или иной формы интеграции компаний.
Основная задача, рассматриваемая в данной работе - обнаружение наиболее характерных черт у форм интеграции компаний, с точки зрения практики и теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ, ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ……….5
1.1 Особенности характера и типичные задачи хозяйственных объединений……………………………........................................................................5
1.2 Формы объединения предприятий на современном этапе развития экономики и цели их объединения……………………………………………………………..........7
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФОРМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ…………………………………………………...............15
2.1 Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время……………………………………………………………………....15
2.2 Контроль над интеграцией предприятий - как одна из проблем развития современной экономики………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………......30

Вложенные файлы: 1 файл

Формы объединения предприятий и особенности их реализации в РФ (1).docx

— 81.88 Кб (Скачать файл)

 

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

1 СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ, ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ……….5

1.1 Особенности характера и типичные задачи хозяйственных объединений……………………………........................................................................5

1.2 Формы объединения предприятий на современном этапе развития экономики и цели их объединения……………………………………………………………..........7

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФОРМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ…………………………………………………...............15

2.1 Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время……………………………………………………………………....15

2.2 Контроль над интеграцией предприятий - как одна из проблем развития современной экономики………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………......30

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

Если взглянуть на  историческое развитие промышленной сферы жизнедеятельности человека, то можно обнаружить закономерную зависимость степени развития производства и его форм существования. Малые производства не требовали крупных сырьевых рынков, а также широкомасштабных рынков сбыта. В странах западной Европы, и даже в России еще в конце девятнадцатого века стали появляться первые хозяйственные объединения. Причиной тому стало развитие добывающей и перерабатывающей промышленности, развитие сельского хозяйства, научно-технического прогресса. Получив образование и практические навыки, люди интересовались производством и организацией труда на нем. Пробовали открывать свое дело, но не все достигали желаемой цели, предприятия часто разорялись и попадали в руки более успешных предпринимателей. Именно с этого началось образование первых  достаточно крупных предприятий. Даже эти довольно успешные предприниматели нередко становились банкротами из-за усиливающейся конкуренции в их среде. Чтобы свои предприятия от разорения, они были вынуждены образовать первые хозяйственные объединения.

Сегодня рынки функционируют в условиях жесткой конкуренции, поэтому любому предприятию  необходимо  рассматривать  идею объединения, что даст возможность более эффективно действовать на рынке и развивать новые отрасли деятельности.

По меньшей мере, на протяжении последнего столетия, продолжается поиск эффективных организационных форм объединения компаний. В мировой практике образовались различные типы интеграции фирм, различающиеся характером хозяйственных отношений между их участниками, степенью самостоятельности входящих в объединение предприятий, а также в зависимости от целей сотрудничества.

Желание обнаружить баланс между достоинствами централизации и децентрализации управления и ответственности при интеграции компаний, приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают переходное место между централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде.

 Формы объединения компаний, существенно различающиеся по степени интеграции их участников, исторически развиваются от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце двадцатого столетия. Любопытно, что формирующиеся вновь организационные формы не вытесняют своих предшественников, а дополняют их. Формы взаимосвязей между компаниями становятся все более сложными и весьма тонкими, учитывая также, и возможность кооперации интегрированных структур.

Цель данной работы - оценка мирового опыта по организации и функционированию разнообразных форм объединения компаний, рассмотрение их особенностей, сравнение и анализ их преимуществ и негативных сторон, изучение факторов, влияющих на выбор той или иной формы интеграции компаний.

Основная задача, рассматриваемая в данной работе - обнаружение  наиболее характерных черт  у форм интеграции компаний, с точки зрения практики и теории.

Также важно отметить, что, несмотря на отсутствие вышеперечисленных названий организационных форм интеграции компаний в гражданском праве как зарубежных стран, так и Российской Федерации, все эти формы объединения фактически имеют место. В каждом отдельном случае объединение компаний, которое попадает под названные далее признаки и определения, регистрируется как юридическое лицо в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена гражданским законодательством данной страны.

 

1 СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ, ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

      1.1 Особенности характера и  типичные задачи хозяйственных объединений

 

На современном этапе развития экономики хозяйственным объединением считается слияние физических и юридических лиц в целостную хозяйственную структуру, которая обладает правом юридического лица. В его состав входят юридические и физические лица, именующиеся его членами (участниками). В порядке, предусмотренном законом, хозяйственное объединение регистрируется и реализует предпринимательскую и другую деятельность согласно  действующему законодательству, решениям собственных органов управления и учредительным документам. Формирование объединений как формы предпринимательской деятельности нацелено на использование представления масштаба производства, оно дает возможность мобилизовать ресурсы для обеспечения экономических, торговых, технологических и производственных преимуществ. В зависимости от конкретных задач и условий могут создаваться объединения в форме товариществ, кооперативов, ассоциаций, акционерных обществ, синдикатов, консорциумов, и прочих союзов, которые имеют своей целью помогать защищать общие интересы, повышать эффективность капитала, координировать его деятельность. Мировая практика показывает, что все вышеперечисленные формы корпоративных союзов востребованы по сей день и по праву занимают достойное место в  экономической сфере деятельности человека: коммерческой, производственной и финансовой.

Чтобы создать такой союз предприятий, они должны иметь похожие технологические процессы, а значит, взаимосвязанное и взаимозависимое развитие производства. Нельзя забывать о необходимости комплексного процесса использования сырья и других ресурсов, а также о диверсификации.

Эффективное развитие и управление производством требует концентрации ресурсов и объединения усилий предприятий, а также организацию не только своей, но и других отраслей. Практика доказала, что успешное развитие и расширение производственных мощностей предприятия ведет к тому, что ему становится тесно в рамках одной отрасли, что предполагает уже наличие специальных форм управления межотраслевого характера.

Новые условия хозяйственной деятельности предприятия требуют корректирования целей и задач будущего развития.

Конкретных целей формирования хозяйственных объединений множество. Следующие основные задачи можно выделить:

укрепление  и развитие кооперации научных, производственных, проектных,   строительных и других организаций и на их основе создание единого хозяйственного комплекса;

закрепление поставщиков материалов, сырья, комплектующих изделий и прочих ресурсов;

ускорение технического развития производства и на этой основе снижение издержек производства и повышение качества продукции.

завоевание и удержание рынков сбыта за счет диверсификации и роста объема производства;

Слияние в одну хозяйственную вертикальную структуру кооперирующихся предприятий позволяет им эффективно решать многие задачи.

Главные принципы их образования:

- свобода выбора формы объединения;

- выбор степени самостоятельности  участников;

- добровольность выбора организационной формы и структуры управления;

-имущественное удельное  равноправие партнеров, вступивших  в объединение;

- ответственность только  по обязательствам, взятым каждым  партнером при вступлении в объединение.

 

1.2 Формы объединения предприятий на современном этапе развития экономики и цели их объединения

 

В  условиях  рынка хозяйственная деятельность предприятий может видоизменяться по многим направлениям. Малые предприятия обычно очень нестабильны и существуют, в среднем, три-пять лет, что вполне характерно для коммерческого предпринимательства. Это не означает их банкротство, но чаще всего такие предприятия модифицируют свою деятельность или пытаются выступить на рынке в виде объединений.

При изменении рыночной конъюктуры перед предпринимателем встает проблема выживания,  т. к.  в современных условиях происходят очень быстрые изменения в рыночной среде. Чтобы стабилизировать деятельность организации при неблагоприятных условиях развития, создаются объединения деловой активности. Главными достоинствами объединений являются:

- сокращение расходов  на  рекламу и информацию;

- более высокая квалификация  и специализация управления предприятиями;

- снижение издержек;

- наиболее выгодные условия закупки ресурсов и др.

        В целях координации своей предпринимательской деятельности, а также для защиты общих имущественных интересов, создаются объединения юридических лиц. Цели объединения состоят

-Обеспечение благоприятных условий работы предприятия

         -Разработка новых видов продукции

         -Создание методов экономических исследований

         -Решение различных социальных задач

Для предприятий  Российской Федерации такие объединения сегодня чрезвычайно важны, поскольку способствуют вхождению в международную экономическую систему, а также скорейшему достижению желаемого уровня конкурентоспособности.

Главными целями объединения предприятий являются:

-повышение качества товаров

-увеличение рыночной  доли

-расширение ассортимента  продуктов и повышение их привлекательности

-снижение издержек по сравнению с конкурентами

-укрепление репутации  перед потребителями

-повышение качества обслуживания

-расширение применения  инноваций

-укрепление конкурентных  позиций на международном уровне

-рост дивидендов

-рост доходов

-увеличение доходов на  инвестируемый капитал

-рост потоков наличности

-повышение кредитного  и облигационного рейтингов

-улучшение и оптимизация  структуры источников доходов

-повышение курсов акций

В объединения могут входить предприятия с наличием разной собственности, но типы объединений могут быть различными, в зависимости от целей и организации.         

По целям и степени самостоятельности выделяют следующие виды объединений:

 Концерн – наиболее распространенная современная форма монополистического объединения многих промышленных, финансовых и торговых предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных централизованному финансовому контролю и управлению. Концерн характеризуется единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий.

Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Концерн имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями.

Конгломерат -  объединение фирм, иногда - юридическое лицо, в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в

различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (например, страны БРИКС), а также многопрофильным компаниям. Как правило, конгломераты образуются путём поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

   Консорциум - организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и/или банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками. По достижении поставленной цели консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.

        Холдинг - это группа (или совокупность) коммерческих организаций, среди   которых есть одна главная (или управляющая, материнская) компания и несколько дочерних организаций, находящихся в подчинении. Русский термин происходит от английского слова «hold», что означает «владеть», «держать» — слов, подчеркивающих специфику структуры, наряду с близкими терминами, также выражающих суть структуры – контроль и защита. Это означает, что холдинговая компания (т.е. материнская фирма, стоящая во главе холдинга) должна быть держателем (владельцем) необходимого для контроля числа обыкновенных акций. Теоретически, это 50% акций плюс одна, но на практике – значительно меньше. Таким образом, в структуре организации фирм всегда присутствует одна главная, владеющая контрольным пакетом акций остальных, но не всегда обязательно дочерние предприятия будут иметь равное положение в отношениях между собой. Более сложная структура холдинга предполагает наличие более сложной иерархии между компаниями (к примеру, материнская компания и зависимые дочерние, имеющие в свое время также зависимые, «внучатые» фирмы).

Холдинговая компания может заниматься не только управленческой деятельностью, но и, непосредственно, производственной. Деятельность же дочерней организации в свою очередь определяется материнской на основании заключенных между ними договоров, в силу преобладающего участия последней в уставном капитале первой или иными способами, закрепленными в законодательстве.

Информация о работе Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время