Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - оценка мирового опыта по организации и функционированию разнообразных форм объединения компаний, рассмотрение их особенностей, сравнение и анализ их преимуществ и негативных сторон, изучение факторов, влияющих на выбор той или иной формы интеграции компаний.
Основная задача, рассматриваемая в данной работе - обнаружение наиболее характерных черт у форм интеграции компаний, с точки зрения практики и теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ, ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ……….5
1.1 Особенности характера и типичные задачи хозяйственных объединений……………………………........................................................................5
1.2 Формы объединения предприятий на современном этапе развития экономики и цели их объединения……………………………………………………………..........7
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФОРМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ…………………………………………………...............15
2.1 Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время……………………………………………………………………....15
2.2 Контроль над интеграцией предприятий - как одна из проблем развития современной экономики………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………......30

Вложенные файлы: 1 файл

Формы объединения предприятий и особенности их реализации в РФ (1).docx

— 81.88 Кб (Скачать файл)

 

       Корпорация- это объединение предприятий производственных, проектных, торгово-сбытовых, финансовых предприятий и организаций для совместной хозяйственной деятельности, уменьшения возможного риска при осуществлении капиталоемких направлений промышленной и коммерческой деятельности за счет концентрации капитала, централизации функций обеспечения ресурсами, сбыта продукции, овладения новыми рынками, реализации более экономически целесообразной стратегии развития входящих в корпорацию хозяйственных единиц.

      Хозяйственная ассоциация (союз, фонд) - это договорные объединения организаций и предприятий, создаваемые в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Участие в ассоциации накладывает на предприятия менее жесткие, чем в концерне, ограничения. Участники хозяйственных ассоциаций могут входить в другие договорные объединения предприятий и организаций без согласования с другими участниками. Таким образом, ассоциация производственно-хозяйственного типа объединяет интересы субъектов одного или тесно взаимосвязанных родов деятельности.

Социальные ассоциации (союзы, фонды, федерации). Таковой следует считать объединения предприятий, организаций и граждан, а при определенных условиях и государственных институтов, для сотрудничества в целях защиты граждан и их социальных слоев в каких-либо сферах жизни общества. В составе таких ассоциаций нередко основное место занимают благотворительные фонды. Смешанная ассоциация. Для нее характерна как производственно-хозяйственная, так и социальная деятельность. По такой линии главным образом и идет развитие ассоциаций в РФ.

Понятие «ассоциация» и «союз» весьма близки, и каких-либо существенных различий между нами не обнаружено. Попытаемся дать ряд определений поискового характера ассоциациям (союзам):

- сообщества заинтересованных  членов на основе двусторонних  и многосторонних соглашений о совместной деятельности по достижению каких-либо целей (гарантий развития, помощи, льгот, внешнеэкономических операций, повышения квалификации, разработки экономических проектов, научных исследований);

 - неправительственные объединения заинтересованных лиц в различных областях жизни общества в целях осуществления каких-либо проектов (создания предприятий, организаций, новых продуктов, центров содействия, установления контактов между людьми, обмена знаниями и опытом и т.д.);

      - организации, объединенные различных социальных слоев общества в целях защиты их интересов в каких-либо сферах жизни общества.

  Картель - объединение фирм одной отрасли ,которые вступают между собой в соглашение, касающееся в основном, совместной коммерческой деятельности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства. Они сами реализуют на рынке созданные изделия, договариваясь о квоте-доле каждого в общем объеме выпуска продукции, о товарных ценах, о разделении рынков и условиях реализации. Для картеля характерны следующие признаки:

               -Договорной характер объединения

      -Сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность

       -Совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

Разновидностью картельного объединения является синдикат.

        Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию. Синдикат — разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

         Трест - это такая форма объединения предприятий, при которой участники этого объединения полностью утрачивают свою коммерческую, производственную и юридическую самостоятельность, подчиняясь при этом единому управлению. В российском предпринимательстве эта форма используется в строительном бизнесе.

Существуют структурные специфические формы организации предпринимательской деятельности, которые пока не получили широкого распространения в российской экономике, но активно используются в практике развитых капиталистических стран. К ним относятся: оффшорные компании, траст-компании, франчайзеры.

В российской практике получило распространение создание филиалов и дочерних компаний крупных фирм и предприятий. Эти предприятия являются юридически самостоятельными, но находятся в тесной финансовой, производственной и технологической связи с основным предприятием.

Международные предпринимательские компании занимаются такими бизнес - операциями, как импорт, экспорт и размещение капитала за рубежом. Компании, которые имеют зарубежные филиалы, регистрацию в нескольких странах и занимаются распространением своих акций на фондовых биржах мира, называются транснациональными.

   Пул — объединение предпринимателей картельного типа, обычно временное, при котором прибыль его участников поступает в общий фонд и распределяется между ними согласно заранее установленным квотам.

   На сегодняшний день в торговле создаются так называемые цепные торговые организации, которые представляют собой объединение торговых предприятий, находящихся под единым управлением.

  Оптово-розничные цепи (или объединения контрактного типа) создают для согласования функций оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохранении полной независимости каждого члена объединения. Торговые розничные предприятия, входящие в цепь, имеют фирменное название, общую сбытовую политику, унифицированный ассортимент.

  В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

ФПГ – хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты.

 Иными словами, ФПГ представляет собой финансово-индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей1.

ФПГ стоит уделить отдельное внимание, как попытке создания институциональной среды для регулирования деятельности интегрированных объединений предприятий, ведущих согласованную деятельность, имеющих общее управление и объединяющих свои ресурсы. Российские ФПГ — явление, сначала придуманное, а лишь потом состоявшееся, поэтому и возникают несоответствия при попытке состыковать юридическое понятие ФПГ с экономическим представлением.2

 

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФОРМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

 

2.1 Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время

Вплоть до принятия в 1995 году Гражданского кодекса РФ, нормативным документом, регулирующим создание и работу российских предприятий, является Закон РСФСР 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Следуя этому Закону, предприятия сохраняли за собой статус юридического лица, в то же время могли объединяться в ассоциации, концерны, союзы, межотраслевые, региональные и прочие объединения. Эти правовые возможности потребовали разработки новой системы управления предприятиями в рамках объединений. Новый договорной механизм создания объединений стал предпосылкой этой разработки.

Подчеркивалось, что в целях расширения возможностей предприятий в этих объединениях, в научно-техническом , производственном и социальном развитии данные унии создаются на договорной основе, оставляя за собой право на самостоятельность и право юридического лица.

Принципы организации и деятельности новых объединений:

-равноправие участников совместной деятельности;

-добровольность вхождения предприятий на основе общности экономических интересов;

-организация отношений между участниками на договорной основе.

-самоуправление участников и объединения в целом;

-свобода выбора организационной формы объединения;

В этом нормативном документе были представлены понятия видов объединений, однако ни одно из объединений не признавалось юридическим лицом. Для получения статуса юридического лица действующие предприятия и их объединения должны были самостоятельно привести свою организационно-правовую форму в соответствии с нормативами, установленными Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Образование новых объединений не могло происходить без учета меняющегося статуса государственного предприятия. Реформирование предприятий происходило через приватизацию государственной доли имущества этих предприятий. При этом, форма акционерного общества стала основной как для приватизируемых государственных предприятий, так и для их объединений.

            Следуя  Положению правового статуса акционерных обществ, они имели право образовывать другие хозяйственные общества, в том числе и в форме дочерних. В соответствии с п.150 Положения об акционерных обществах, дочерним считалось общество, которое имело количество акций, соответствующих формуле: <50% + 1>. Указывалось, что дочернее акционерное общество действует как самостоятельная коммерческая организация, и данная организация имеет свой устав. Его отношения с главным акционером строятся на основе Положения, если иное не было определено их уставом. Мы видим, что в целом, появился новый метод формирования крупных организационных структур. Он предполагает создание определенных управленческих связей на основе прав, которые позволяли участвовать в уставном капитале дочерних предприятий.

Однако законодательством не был принят во внимание факт существования долгосрочных связей между предприятиями. Игнорирование значимости этих хозяйственных связей стало причиной распада уже созданных промышленно-торговых структур и изоляции отдельных предприятий.

Проблема объединения приватизированных предприятий привела к необходимости создания нового правового механизма. Детально изучая данную проблему, законодатель действовал в двух направлениях. Во-первых, используя интеграционные возможности акционирования в процессе приватизации; во-вторых, создавая законодательную базу новых типов объединений.

При использовании приватизационных механизмов преобразование объединений производилось двумя способами, что зависело от характеристик реформируемого объединения.

Холдинг становится новой формой объединения предприятий.

Основными задачами холдинга были обозначены:

-сохранение существующих экономических связи между приватизируемыми предприятиями,

-обеспечение сохранения отраслевых и межотраслевых производственных комплексов.

Став новой формой интеграции, холдинг меняет механизм управления с административного на гражданско-правовые, основанные на корпоративном контроле.

Необходимо сделать акцент на те проблемы, которые вызваны слабой теоретической проработкой холдинговой формы интеграции. Как минимум, есть два нормативных определения холдинга, причем каждый из них относится к особой сфере регулирования.

Вышеупомянутый Указ 1992 г. стал первым нормативным актом, определяющим правовое положение холдинга и порядок его образования. В данном случае холдинг не рассматривается как самостоятельная форма коммерческой (или некоммерческой) организации, а его деятельность осуществляется в рамках отдельного вида юридического лица. По смыслу Указа, его нормы являются обязательными только для компаний, имеющих государственное участие более 25 процентов в их уставном капитале, для остальных компаний Указ носит рекомендательный характер.

Актом, закрепляющим статус холдинговой компании в сфере банковской деятельности, является Закон РСФСР № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ). Здесь под холдингом понимается объединение юридических лиц, связанных особыми правоотношениями.

Законодательство идет по пути признания холдинга именно как объединения юридических лиц. В подтверждение этого говорят, следующие положения Федеральных Законов  «Об акционерном обществе», «Об обществах с ограниченной ответственностью»,из которых следует, что холдинг определяется как «объединение коммерческих организаций». На этих же основаниях построен проект федерального закона «О холдингах», называющий холдинг как совокупность двух или более юридических лиц.

Неоднозначная позиция законодательства в определении холдинговой компании (как единого предприятия и как объединения юридических лиц) позволила специалистам вывести «узкое» и «широкое» понимание холдинга. Собственно говоря, признание отдельного взятого предприятия либо их объединения холдингом есть лишь следствие особых отношений между юридическими лицами. Примечательно решение одной из судебных инстанции3, в соответствии с которым «слово "холдинг" имеет лексическое значение, указывающее на определенный вид деятельности, связанный с управлением дочерними предприятиями посредством дифференцированного контроля над их деятельностью». Суд, в данном случае, в условиях отсутствия единого определения, апеллировал к организующей деятельности холдинга.

Информация о работе Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время