Функции государства в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Принимая во внимание, что исследование проводится в рамках макроэкономики- науки в основном теоретической, попытаюсь сконцентрировать внимание на тех моментах, которые выделены в плане и уделить внимание задачам государства в современной экономике, понятию и классификации методов государственного регулирования, а также формам осуществления функций государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования экономической роли государства.
1.1. Роль государства в экономике страны.
1.2. Общее понятие функций государства.
1.3. Классификация функций государства.
1.4. Экономические функции государства.
1.5. Инструменты государственного регулирования экономики.
1.6. Границы государственного вмешательства.
1.7. Фиаско рынка.
1.8. Фиаско государства.
Глава 2. Особенности государственного регулирования российской экономики на современном этапе.
2.1 . Роль и место государства в механизме развития постсоциальной российской экономики.
2.2 Особенности государства в современной экономической системе.
Глава 3. Выводы и предложения по совершенствованию государственного вмешательства в российскую экономику.
3.1. Анализ выполнения функции государства в России
3.2. Прогнозы по изменению функций государства в РФ. Совершенствование государственного вмешательства в российскую экономику.

Заключение
Список использованной литературы и сайтов Интернет

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но, ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов,  выражается в непосредственном хозяйственном руководстве на государственных предприятиях, в учреждениях и заведениях. Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы их влияния на экономические отношения, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране. Экономическая функция тесно взаимодействует с функцией обороны страны, так как с помощью эффективной экономической деятельности государство обеспечивает вооруженные силы современной военной техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования. В современном мире эффективно осуществляется экономическое сотрудничество тех государств, которые территориально связаны друг с другом. Примером такого сотрудничества является Европейское сообщество (ЕС), целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военных областях. Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики выступают законы, подзаконные и судебные акты (прецеденты). Законы всегда имеют приоритетное значение. Но часто не законы, а указа президента имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики. Во всех странах инструментами государственного регулирования экономики и других сфер жизни являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно – правовые акты.

        Государственное регулирование  рыночной экономики возможно:

  1. Административными методами, когда управляющий орган по каждой проблеме принимает конкретное решение. К таким методам относятся: предоставление индивидуальных налоговых, монетарных и таможенных льгот, проведение конкурсов на поставку товаров для государственных нужд и приватизационных конкурсов; процедуры банкротства; зачет дебиторской задолженности предприятий в погашении их просроченных долговых обязательств; лицензировании предприятий и видов хозяйственной деятельности и операций.
  2. Нормативными методами, когда у предприятий сохраняется свобода действий, а государство может изменять макропропорции, варьируя общие нормативы – ставки налогов и рефинансирования, нормы обязательных резервов банков, нормативы распределения доходов по уровням бюджетной системы, нормативы зарплаты в бюджетных организациях, социальные нормативы, определяющие размеры, структуру индексации социальных доходов. Нормативные методы порождают меньшую коррупцию, чем административные, но способны парализовать экономическую жизнь. Например, завышенная доходность государственных краткосрочных облигаций сделала инвестиции в реальный сектор неконкурентоспособными по сравнению со спекулятивными вложениями средств в государственные ценные бумаги и привела к оттоку капитала из этого сектора.

При сильном  государстве экономические субъекты подчиняются давлению «сверху», но отвечают на него пассивным сопротивлением: снижают трудовую и предпринимательскую активность, эмигрируют и вывозят капитал за рубеж.

      1.5 Инструменты государственного  регулирования экономики.

В мировой практике государственного регулирования экономики  существует понятие инструментов государственного регулирования, которые означают средства, необходимые для успешного функционирования экономики государства.5 Инструменты государственного регулирования делятся на административные и экономические:

  1. Административные средства – не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они основываются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строить новые промышленные здания в пределах Парижа, а для этого они прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство, а не увеличивали налоги на новые предприятия и не вводили огромные налоги. Эти методы в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их действия в основном ограничиваются охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабых социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.
  2. Экономические средства государственного регулирования делятся на средства денежно – кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики и одновременно его объектом является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, которое охватывает многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. Основными инструментами являются:                                                

          – регулирование учетной ставки (дисконтная политика ЦБ);

– установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в ЦБ;

– операции государственных  учреждений на рынке ценных бумаг, такие  как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере снижения роли рынков свободных капиталов финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами. Действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источник доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершению финансового года, полномочные представители исполнительной власти, отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов. Ведущее место в бюджетных расходах занимают социальные  статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и другие. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально – экономического строя к меняющим условиям. В затратах на государственные нужды обычно выделяются субсидии сельскому хозяйству. Во внешнеэкономической политике правительства многих стран иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок. В ответ на уступки торговых партнеров, как правило, правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство. Расходы на вооружение, материальное обеспечение внешней политики и административно – управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъектурными целями бюджетного регулирования служат  расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций.6

В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели растут, а во время роста экономики – сокращаются. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, укрепление национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров   из  других стран. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходуемых сумм, структуры этих расходов, эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств, для  покрытия государственных расходов, являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов – регулирующая. Государственное регулирование экономики при помощи налогов от степени выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги являются главным источником финансирования государственных расходов, материальной основой бюджетной политики и инструментом регулирования. Задача государственных бюджетных органов – не только обложить налогами те или иные источники поступления средств, но и создать механизм воздействия на хозяйственное поведение физических и юридических лиц. Для этого используются предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования, которые осуществляются с помощью налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл и занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.

При проверке правильности уплаты налогов с прибыли налоговые  инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг,  только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерствами финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование  норма ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъектурной и структурной политики, а еще для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъектуры, то есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъектура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы становится менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначимы сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.

Государственные капиталовложения осуществляются в  значительной степени в государственном  секторе экономики, играющем важнейшую  роль в государственном регулировании  экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор – это комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.  В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряде отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило, либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

Значительная часть государственного сектора – это объекты, инфраструктуры в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные  предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие  инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже частных.

Прибыль не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в области  охраны окружающей среды, потому что высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор является поставщиком дешевых услуг (транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Государственный сектор служит средством государственного регулирования экономики. В условиях ухудшения конъектуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.7 Тем самым правительственные органы стремятся противодействовать спаду безработицы и росту безработицы. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех серах деятельности, отраслях или регионах, где частный капитал недостаточен.

Также существуют средства внешнеэкономического регулирования. Практически все средства воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако есть и специальные  инструменты, которые непосредственно  воздействуют на хозяйственные связи заграницей. К таким инструментам относятся меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, административного и научно – технического опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле. Также к ним относятся меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут использоваться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в средствах государственного регулирования экономики  в конкретный период.

Информация о работе Функции государства в современной российской экономике