Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа
Принимая во внимание, что исследование проводится в рамках макроэкономики- науки в основном теоретической, попытаюсь сконцентрировать внимание на тех моментах, которые выделены в плане и уделить внимание задачам государства в современной экономике, понятию и классификации методов государственного регулирования, а также формам осуществления функций государства.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования экономической роли государства.
1.1. Роль государства в экономике страны.
1.2. Общее понятие функций государства.
1.3. Классификация функций государства.
1.4. Экономические функции государства.
1.5. Инструменты государственного регулирования экономики.
1.6. Границы государственного вмешательства.
1.7. Фиаско рынка.
1.8. Фиаско государства.
Глава 2. Особенности государственного регулирования российской экономики на современном этапе.
2.1 . Роль и место государства в механизме развития постсоциальной российской экономики.
2.2 Особенности государства в современной экономической системе.
Глава 3. Выводы и предложения по совершенствованию государственного вмешательства в российскую экономику.
3.1. Анализ выполнения функции государства в России
3.2. Прогнозы по изменению функций государства в РФ. Совершенствование государственного вмешательства в российскую экономику.
Заключение
Список использованной литературы и сайтов Интернет
Шестой этап (начался со второй половины 2008 г.) характеризуется внесением корректив в стратегию развития страны, связанных с изменением внешнеполитической обстановки и кризисными явлениями в мировой экономике.
Современная экономика России, по мнению ведущих отечественных экономистов, является во-первых, в целом слаборазвитой; во-вторых с доминирующей ролью сырьевого сектора, во многом ориентированного на экспорт; в-третьих высокомонополизированной. на эффективность макроэкономического регулирования влияют особенности экономической системы сложившейся в стране после краха советской плановой экономики. В России, в настоящее время, на первый план выдвигается экономическая функция государства, потому что без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы. Характер российской экономики и особенности ее современной хозяйственной системы снижают возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований.
Государственное регулирование национальной экономики в Росиии отличается определенной спецификой. Непродуманная государственная экономическая политика в процессе приватизации, реорганизации банковской системы, либерализация цен и другие действия были направлены на создание свободного рынка, но привели не к ожидаемым положительным результатам, а к негативным.8 Принятая экономическая политика способствовала появлению небольшого класса собственников (олигархов) и переходу собственности под управление криминальных структур. По оценкам специалистов для либерализации ценообразования не было соответствующей экономической базы – рыночной инфраструктуры, конкуренции. Результатом этого стало резкое увеличение темпов инфляции и формирование системы ценообразования не на основании конкуренции, а при одностороннем установлении продавцами. Поэтому важнейшая функция ценообразования – регулирование производства – длительное время не работала.
Экономическая политика, реализуемая в последнее время Россией, не является объективной и эффективной. Основные финансовые ресурсы были направлены не на экономический рост, а на содержание государственного аппарата. Декларируемые цели государственного регулирования экономики, оформленные в виде национальных проектов, на практике не несут существенных структурных изменений национальной экономики и выработанной системы стратегических направлений развития. Вместе с отсутствием эффективной системы государственного регулирования экономики, наблюдается рост степени дифференциации доходов населения. Средства, полученные от продажи ресурсов, не направляются на инвестиции в национальную экономику, а аккумулируются в стабилизационном фонде. Несмотря на то, что именно они могли быть стать действенным механизмом активизации роста национальной экономики.
В целом, необходимость государственного регулирования национальной экономики России логически обусловлена. Под влиянием глобализации мировой экономики, усиления влияния транснациональных компаний этот режим может обеспечить нормальное функционирование экономики. Одновременно с этим государственное регулирование не отвечает требованиям эффективности и результативности и не способно справиться в полной мере с возложенными на него функциями.
Глава 3. Выводы и предложения по совершенствованию государственного вмешательства в российскую экономику.
3.1. Анализ выполнения функции государства в России
Россия является страной, в которой рыночная экономика полностью не сформировалась. Вследствие экономических реформ сложилась деформированная и нерациональная рыночная экономика. Проявление деформированности, аномальности заключается в доминировании капитала над трудом, нерациональном распределении денежных средств в обществе. Разработка экономической политики в России происходит в условиях глубоких системных изменений, включающих институциональные и структурные преобразования. Правительству в условиях неустойчивой экономики приходится заботиться не столько о разработке эффективной долгосрочной стратегии, сколько о том, чтобы вовремя среагировать на ближайшие проблемы.
Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. Известно, что расходы на национальную оборону являются одной из самых больших статей бюджета.
Также значительную расходную статью составляют и средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. В России настоящей проблемой стало колоссальное увеличение бюрократического аппарата. На данной диаграмме представлены расходы на содержание государственного аппарата в период 1995 – 2007 годы (в текущих ценах; миллионов рублей; 1995г. – миллиардов рублей):
В России имеет большое значение деятельность, порождающая положительные экстерналии. В этих целях инвестируется охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В таблице 1 четко прослеживается постоянное изменение инвестиций в сторону увеличения или уменьшения в течение всего периода 1980 – 2007 гг. Может быть это можно объяснить тем, что один год собираются данные о необходимости инвестиций, определяются объемы, а в следующий год предоставляются финансы.
Таблица 1. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Миллионов рублей (до 2000 г. – млрд. руб.; в фактически действовавших ценах) | |||||||||||
Инвестиции в основной капитал – всего |
2,2 |
3,3 |
6403,6 |
22338,6 |
27710,0 |
25270,1 |
35407,0 |
41167,6 |
58737,8 |
68188,4 |
76884,4 |
в том числе: |
|||||||||||
на охрану и рациональное использование |
|
|
|
|
10162,8 |
|
14915,1 |
15747,7 |
26143,1 |
30241,5 |
|
на охрану атмосферного воздуха |
0,2 |
0,5 |
1643,9 |
7946,1 |
9681,8 |
6749,7 |
10889,4 |
15521,4 |
19839,1 |
21316,0 |
21642,0 |
на охрану и рациональное использование |
0,2 |
0,4 |
945,5 |
3519,5 |
4336,7 |
4659,9 |
6414,4 |
5563,2 |
9205,5 |
11026,7 |
|
на другие мероприятия |
0,1 |
0,2 |
416,9 |
2622,5 |
3528,7 |
2932,7 |
3188,1 |
4335,3 |
3550,1 |
5604,3 |
6670,4 |
В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | |||||||||||
Инвестиции в основной капитал - всего |
99,4 |
100,2 |
99,0 |
133,4 |
110,1 |
80,0 |
127,0 |
100,9 |
125,5 |
103,5 |
97,4 |
из них: |
|||||||||||
на охрану и рациональное использование |
99,2 |
96,3 |
93,8 |
|
109,4 |
|
123,7 |
91,6 |
146,0 |
103,1 |
|
на охрану атмосферного воздуха |
91,1 |
113,2 |
142,2 |
130,4 |
108,2 |
61,2 |
146,3 |
123,7 |
112,4 |
95,8 |
87,7 |
на охрану и рациональное использование |
105,8 |
119,0 |
76,0 |
186,0 |
109,4 |
94,3 |
124,8 |
75,3 |
145,5 |
106,8 |
|
на другие мероприятия |
108,5 |
86,1 |
93,5 |
134,6 |
119,5 |
72,9 |
98,5 |
118,0 |
72,0 |
140,7 |
102,9 |
Сглаживание макроэкономических колебаний не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики. Его можно определить как деятельность правительства, направленную на недопущение инфляции, устойчивость национальной валюты, обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Несомненно, в 2006-2007 гг. имелись значительные успехи в реализации приоритетных национальных проектов. Однако, на период 2009-2011 гг. подобных прорывных решений не предусматривается. Намечено плавное повышение абсолютных показателей расходов на социальные отрасли и социальную политику.
3.2. Прогнозы по изменению функций государства в РФ. Совершенствование государственного вмешательства в российскую экономику.
Как определено в Концепции, стратегической целью является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национльную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В частности, в 2015 – 2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран – лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая продолжительность жизни – примерно 72 года. Хотя финансово – экономический кризис отодвинул достижение тех или иных задач, он не способен отменить достижение определенной стабильности:
Благодаря достигнутой стабильности появилась возможность перейти к политике долгосрочного социально – экономического развития. И новый стратегический план позволяет ответить на вызовы современности.
1.Новая гонка вооружений.
России необходимо направлять большие средства на развитие военной техники, когда эти средства могли бы пойти на проекты социально – экономического развития. Поэтому в отношении внешней безопасности поставленаа задача не дать втянуть в себя в затратную гонку вооружений, обеспечив тем не менее, достаточный уровень внешней безопасности.
Многие страны имеют то или иное преимущество перед другими: дешевую рабочую силу, доступное сырье, научно – технологическое превосходство, теплый климат и т.д. В то же время, призывая Россию к снятию таможенных и иных ограничений, внешнеэкономические партнеры нечасто стремятся к ответной открытости.
3. Коррупция и неэффективность государственного управления.
По прогнозу будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростят и сделают более прозрачными дя контроля. Если тот или иной вид экономической активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок для этой деятельности, предполагается заменить уведомительным порядком. За органами власти останется функция последующего надзора. При этом часть функций по надзору может быть передана на региональный и муниципальный уровни управления.
4. Социальное неравенство.
Сегодня в России доходы 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных отличаются более чем в 15 раз. Для этого предусматривается сокращение социального неравенства: должно быть создано общество не только равных прав, но и равных возможностей. Доля среднего класса составит к 2020 году 0,6 – 0,7 от общей численности населения.
5. Неуважение к частной
Проводимые в стране реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную инициативу. Но никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения имуществом. Но, не смотря на это, в России сложилась определенная предпринимательская среда и развивается в условиях давления с криминальной стороны, и со стороны мощного иностранного капитала, способного скупить целые отрасли российской экономики.
6. Неравенство регионов.
Для России в последнее время характерен рост различий в уровне социально – экономического развития регионов – иногда в десятки раз. Это вызывает огромное социально – политическое напряжение, провоцирует вопросы о справедливости и эффективности государственной региональной политики. Выравнивание в уровне развития регионов будет происходить, не только путем бюджетных вливаний, но и за счет формирования новых центров социально – экономической активности, создания инновационных производственных комплексов, совершенствования инфраструктуры.
7. Инновационное технологическое развитие.
Инновационному сценарию соответствует модернизация. В основу положено развитие ключевых секторов национальной конкурентоспособности: авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно – космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс и др. Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, вырастет в 3 – 5 раз. Также должна быть восстановлена национальная инновационная система – совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и коммерческих организаций и структур. Ключевой принцип построения национальной инновационной системы заключается в том, что следует не «догнать и перегнать» передовые страны, а как бы перепрыгнуть те этапы развития, которые прошли они, и оказаться в числе первых. Следовательно, России нужны не просто инновационные, а прорывные технологии и проекты, такие, которые выведут Россию в число мировых лидеров по тому или иному продукту или способу его производства. Предусмотрено массовое внедрение технологий, более совершенных по показателям эффективности, энергосбережения, экологической чистоты, уровня производственного травматизма и заболеваемости, а также отдачи на единицу вкладываемых ресурсов.
Кредитно – финансовая истема – это сфера, которая направляет развитие экономики в ту или иную сторону или даже разрушает ее. Поэтому Россия строит независимую кредитно – финансовую систему на принципах, которые обеспечивают устойчивость развития. Один из принципов – переход на внешнюю торговлю за рубли. Другой принцип – обеспечение доступности капитала для длинных технологических циклов, а не только для быстрых спекуляций на фондовом и валютном рынках. Важнейшая роль отводится максимальному снижению кредитной ставки. Необходимые средства предоставляют и институты развития: Фонд национального благосостояния, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и некоторые другие. Среди нефинансовых институтов можно назвать особые экономические зоны (промышленно – производственные, технико – внедренческие, туристско – рекреационные, портовые), бизнес – инкубаторы, центры трансфера технологий и др.
Информация о работе Функции государства в современной российской экономике