Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:26, реферат
Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Введение 3
1 Цена и объем производства в условиях монополии 4
1.1 Оценка монополии 5
2 Антимонопольная политика государства 6
2.1 Прямое регулирование цен 6
2.2 Налогообложение 8
2.2.1 Потоварный налог 8
2.2.2 Группа паушальных налогов 9
2.3 Налог на прибыль 9
Заключение 10
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
(ФГБО УВПО ТУСУР)
Кафедра
Цена и объем производства в условиях монополии. Антимонопольная политика государства
Реферат
По дисциплине «Экономика»
Студент группы 529-1
______И.С. Созинова
« » октября 2011г
2011
Содержание
Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Существует несколько видов монополии.
Монополия означает существование одного продавца на рынке. Продукт,
который он продает, не имеет заменителей. В отличие от ситуации совершенной
конкуренции отрасль «захвачена» одной-единственной фирмой.
На первые взгляд, монополию довольно легко определить. В реальной
жизни это сделать довольно сложно. Концентрация капитала и производства
имеет два измерения – абсолютное и относительное. Какими бы впечатляющими на казались величины абсолютной концентрации экономической мощи, их необходимо соотносить с размерами рынка. «Бритиш Стил» - единственный поставщик стали в Великобритании. Но если принять во внимание мировой рынок стали, фирма перестанет быть монополистом, так как она должна конкурировать с зарубежными производителями. Величина капитала и стоимость продукции местного кирпичного завода или песчаного карьера невелики, но из-за высоких транспортных издержек они могут занимать монополистические позиции на местном рынке. Действует ли на рынке один производитель или их больше, зависит от того, как определяется рынок. Предположим, что перевозки между городами А и Б осуществляет одна автомобильная компания. Является ли она монополистом? В узком смысле слова она может быть определена как монополия. Однако между городами А и Б могут быть и другие формы транспортного обслуживания пассажиров: воздушное, железнодорожное, водное. И уже в этой ситуации данную автомобильную компанию нельзя рассматривать как монополию.
Для функционирования монополии очень важно предотвращение
проникновения новых фирм в данную отрасль. Если производители вынуждены
принимать во внимание угрозу вхождения конкурентов, они не являются
монополистами. Легкость, с которой новые фирмы могут вступать в отрасль
.считается критическим
свойством для структуры рынка.
способность поддерживать высокие цены и сверхнормальные прибыли в
долгосрочном периоде.
Количество фирм, функционирующих в отрасли, существенным образом
зависит от минимально эффективного масштаба производства. Последний
представляет объем выпуска продукции, при котором кривая долгосрочных
издержек перестает падать. Чем крупнее минимально эффективный масштаб
производства по отношению к размерам рынка, тем меньше будет и число фирм в
отрасли.
Для монополии характерны ограничение объема производства и повышение
цен. Она производит меньше продукции и назначает более высокие цены, чем
совершенно конкурентная фирма.
Таким образом, монополия ограничивает объем производства и повышает цены по сравнению с совершенно конкурентной фирмой.
Экономисты доказывают, что монополии замедляют внедрение нововведений
и, следовательно, экономический рост. Монопольные цены ослабляют
экономические стимулы к внедрению новых технологий. В то же время монополия
располагает значительными ресурсами для осуществления капиталовложений и
способна устойчиво получать прибыли от нововведений.
Чистая монополия не получила широкого распространения в западных
странах. Не допуская господства монополий, ограничивая их функционирование
разумными пределами, государство способно использовать их во благо
общества. В некоторых сферах существуют экономические основания для
организации монополистической структуры рынка. Речь идет о так называемой
естественной монополии. Крупное производство дает большую экономию,
следовательно, более низкие издержки и цены по сравнению с конкурирующими
фирмами. Естественная монополия характерна для предприятий общественного
пользования (электроэнергия, водоснабжение, газ, телефонная связь).
Монополистическая структура предполагает государственное вмешательство в ее функционирование. Естественные монополии развиваются либо на базе публичной
(государственной) собственности, либо на базе частной собственности, но в
этом случае их деятельность обязательно регулируется государством.
Предположим, что после установления монополией цен на некотором уровне и объема производства правительство вводит контроль над ценами. Новая цена ниже монопольной. Объем производства возрастает. Новая цена еще позволяет фирме получать нормальную прибыль. Если же еще более понизить цену, то фирма превратится в убыточную, так как средние издержки превысят цену. Расширение производства при новом уровне цен будет невыгодно. Возникнет дефицит, а вместе с ним «черный»
рынок, очереди, возможно государственное рационирование потребления. В
долгосрочном плане монополист расширит производство, если потолок цен будет
повышен немного за пределы средних издержек.
Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.
Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
Рассмотрим эти направления более подробно.
Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.
Рисунок 2.1 - Установление максимально допустимых цен
На рисунке 2.1 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.
Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.
По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.
MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),
MR= P+Q(dP/dQ).
Если объем выпуска
Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MRлежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.
Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен
Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`
Если государство хочет
Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:
Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле
п=TR-(TC+tQ),
а условие максимизации прибыли принимает вид
(п)`=0,
dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,
MR=MC+t,
где t — ставка потоварного налога.
Графически влияние
Рисунок 2.3 - Установление потоварного налога на монополию
Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.
Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е.MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).