Цена и ценообразование в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:24, реферат

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в комплексном изучении и выявлении основных тенденций ценообразования в сфере социально-культурной сфере.
В связи с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники по теме исследования.
2. Выявить основные особенности, специфику ценообразования в сфере социально-культурной сфере.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.91 Кб (Скачать файл)

· психологическими преимуществами от использования продукта;

· уровнем сервиса.

Основные достоинства  и недостатки перечисленных выше методов приведены в таблице 3.

Таблица 3

Метод цено-образования

Достоинства

Недостатки

На основе издержек

· простота

· доступность информа-ции  об издержках

· лояльность по отно-шению  к потребителям

· нерыночный метод (возможность  упуще-ния выгоды)

· игнорирование сегментации  рынка

· не стимулируется ин-новационная  Дея-тельность предприятия

Ориентированный на цены конкурентов

Избавление от риска непринятия рынком цены, установленной самостоятельно

Возможность «прос-читаться»  из-за незнания издержек конкурентов

Ориентированный на спрос

· Гибкость в определении  цены

· Нацеленность на опре-деленные рыночные сегменты

Сложность получения информации


Комбинированный метод (ЦО с  одновременным учетом издержек и  рыночной ситуации) представляет собой  сочетание методов, рассмотренных  выше. При этом выполняется следующая  последовательность действий.

1. Прогнозируется объем  сбыта, рассчитываются издержки, устанавливается норматив прибыли  и определяется цена продукции.

2. Анализируется функция  спроса на продукт.

3. Производится сопоставительный  анализ продукта с аналогами,  оценивается его конкурентоспособность.

4. Определяется цена продукта  с учетом факторов конкуренции.

Ценовые стратегии  в коммерческом секторе социально-культурной сферы

При разработке ценовой политики важно не только определить не только уровень цен, но и сформировать стратегическую линию ценового поведения организации  на рынке. Рассмотрим ниже наиболее часто  применяемые в реальной жизни  виды ценовых стратегий и попытаемся спроецировать отдельные из них  на социально-культурную практику.

1. Стратегия высоких цен.  Иначе говоря, стратегия «снятия  сливок». Она означает реализацию  товаров выше цены производства. Это позволяет обеспечить сравнительно  быстро покрытие расходов, понесенных  в связи с производством новых  товаров. Товар в этом случае  должен быть безупречным по  качеству, оригинальным по замыслу,  инновационным по своей технологии, способным привлечь внимание  потребителей-новаторов, да к  тому же располагающих необходимыми  средствами для совершения покупки.  В СКС это может быть новая  модель автомобиля для разъездных  работ или компьютеры последней  модели, школа аутотренинга или  секция фитнеса, заграничное турне  по странам Африки или проведение  театрализованного представления  на бородинском поле. Воскресная  школа эстетического всеобуча, участие  в международном экологическом  марафоне, творческое сотрудничество  посредством ИНТЕРНЕТ, цикл лекций  лауреата Нобелевской премии, Всероссийский  конкурс бального танца, ночной  клуб с выдающимися эстрадными  «дивами» в программе – вот  поводы для установления «сливочных»  цен.

2. Стратегия низких цен  или стратегия проникновения  на рынок. При такой стратегии  спрос стимулируется за счет  низких цен. Если на рынке  присутствуют конкуренты, предлагающие  аналогичный товар, но по более  высоким ценам, нам, скорее  всего, удастся привлечь на  свою сторону потребителей. Но  лишь на короткое время. Если  качество предлагаемого нами  продукта будет достаточно высоким,  мы можем цену постепенно увеличить.

Потребитель, привыкший к  качественному товару, наверняка  сохранит к нему свое доброе расположение. Но если предложенный нами продукт  почему-либо не удовлетворяет потребителей, низкая цена от провала нас не спасет. Да к тому же не всякая организация  способна увеличить поставки продукта, а ведь только в том случае можно  рассчитывать на доход и прибыль. Мало продукта по малой цене – это  игра в рынок, а не рыночная стратегия. Примерами обращения к стратегии  низких цен могут служить УК, впервые  обратившегося к практике коммерческой деятельности и еще не имеющие  достаточно опыта работы на рынке. Первые платные концерты артистов-любителей; первые дни работы клубной игротеки; первые группы детей, пришедших в  музыкальные классы; первый кукольный  спектакль, подготовленный для детей  работниками районной библиотеки…

3. Стратегия дифференцированных  цен. Работники СКС обращаются  к такой стратегии довольно  часто. И поводов к этому  достаточно много. В связи с  появлением «среднего класса»,  «новых русских», с развитием  частного предпринимательства, появлением  коммерческих структур возникает  объективная необходимость устанавливать  приемлемую для некоторых потребителей  шкалу скидок с учетом платежеспособностей  посетителей, зрителей, пользователей.  Стратегия дифференцированных цен,  позволяющая «поощрять» и наказывать»  различных потребителей, предлагает  четкую сегментацию рынка, достаточную  массовость посещений, доброжелательное  отношение к очагу культуры  со стороны тех, кто платит  больше.

4. Стратегия льготных  цен. Она близка только что  описанной, но не адекватна  ей. Льготные цены – это наиболее  низкие цены, по которым фирма  реализует свои продукты. Применяются  они в целях стимулирования  продаж для постоянных покупателей,  в которых мы почему-то заинтересованы. Так, театры могут продавать  билеты по сниженным ценам  студентам, военнослужащим срочной  службы, учащимся школ-интернатов  и т.п. Клубные учреждения создают  режим наибольшего благоприятствования  для постоянных участников самодеятельности, а иногда и членов их семей.  В этом случае принимается  во внимание безвозмездное участие  активистов в организации культурно-досуговых  акций.

5. Стратегия дискриминационных  цен применяется по отношению  к некомпетентным, не ориентирующимся  в рыночных ценах покупателям,  стремящимся заполучить товар  любой ценой, а также по отношению  к покупателям, нежелательным  для фирмы, реализующей товар.  К такой стратегии прибегают,  в частности, гастролирующие группы, ансамбли и театральные труппы, проникающие в сельскую глубинку, куда еще «не ступала нога  артиста». Высокая цена может  устанавливаться на входные билеты  в дискотеку, если она не  в состоянии вместить всех  желающих потанцевать.

Аналогичным образом поступают  некоторые руководители КДУ, когда  на их рабочие площади настойчиво претендуют слишком назойливые арендаторы.

6. Стратегия гибких, эластичных  цен. Она применяется там и  тогда, где и когда «уместен  торг». Это случается при заключении  договоров (социально-культурных  заказов) на культурное обслуживание  юбилеев, свадеб, а также при  оформлении арендных отношений.  Иногда такая стратегия применяется  при приеме на работу или  приглашении разовых поставок  высококвалифицированных, а то  и маститных художественных руководителей,  режиссеров, балетмейстеров и т.д.  У каждого из них есть свой  «рейтинг», ниже которого они  могут и не захотеть опуститься.

7. Стратегия стабильных, стандартных цен. Она предполагает  продажу продуктов по неизменным  ценам в течение продолжительного  времени. Так, плата за обучение  на внеплановых местах в вузах  и колледжах культуры и искусств может устанавливаться на один семестр и на весь период обучения. Довольно продолжительное время могут сохраняться тарифы на полиграфические, переводные и библиографические услуги. Сравнительно редко меняются цены на сувениры, периодические издания, календари, игрушки, канцелярские принадлежности, экскурсионное обслуживание в музеях и др.

8. Стратегия не стабильных  цен. Такая стратегия используется  при работе организаций на  различных сегментах рынка. Стоимость  билетов на стационаре, на выезде  и на гастролях не может  быть одинаковой. Изменяется цена  на «культурные товары» и в  связи с «протуберанцами» на  финансовом рынке, галопирующей  инфляцией и т.п.

9. Стратегия престижных  цен. Она предусматривает продажу  продуктов по высоким ценам  и рассчитана на сегменты рынка,  обращающие особое внимание на  качество продукта, чутко реагируя  на фактор престижности. Престижно  побывать на премьере Большого  театра, даже если стоимость билета  приходится оценивать в «у.е.».  престижно заниматься в студии, возглавляемой Олегом Табаковым  или равным по величине Мастером. Престижно бывать в Доме кино, на модных вернисажах, в музеях  восковых персон. Престижно отправиться  в заграничное турне в составе  немногочисленной группы избранных  лиц. Что ж, если за такого  рода услуги кто-то готов платить  значительные суммы, да еще  в у.е., почему бы учреждениям  СКС эти у.е. не иметь?

10. Стратегия инициативного  повышения цен. Она имеет право  быть в случаях, когда УК  резко изменило условия прежнего  договора в лучшую сторону:  оснастило сданное в аренду  помещение кондиционерами, офисной  мебелью, средствами мобильной  связи, оргтехникой. За удобства  арендатору необходимо платить  больше, чем было условлено.

Выводы по главе:

Как бы то ни было, но цена играет не последнюю роль в жизни общества. Мы выяснили, что в зависимости  от объема реализуемого товара могут  устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ЦО, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более  приемлемы. Для завоевание лидерства  по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим  целый комплекс маркетинга: ассортимент  товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и  др. рассмотрели методы, стратегии  ЦО.

Вопрос ЦО в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в  силу влияния социально-экономических  факторов. Цены на услуги отраслей культуры призваны способствовать повышению  духовного уровня населения посредством  регулирования отношений между  потребителями услуг и обществом.

Не случайно поэтому, существует необходимость осуществить комплексную  систему мер по совершенствованию  ЦО и усилить дифференциацию цен  на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь при этом на доступность массовых видов платных услуг для всех слоев населения.

Ценообразование на услуги культуры

Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря  которому УК получили некоторое послабление  в хозяйственной деятельности в  связи с тем, что приобрели  право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики  рыночного типа.

Вместе с тем, обращает внимание на себя недостаточная освещенность в специальной печати нормативно-правовых аспектов ЦО, правовой общественности процессов формирования цен на платные  услуги в сфере культуры, соотношение  методов рыночного ЦО и государственного регулирования, роли и места различных  субъектов управления в этих процессах.

Обретение прав на установление договорных цен вызвало необходимость  перехода УК к свободному и самостоятельному ЦО на платные услуги и продукцию  своей деятельности.

Публикация Указа Президента от 03.12.1991 №241 и Постановления Правительства  РФ от 19.12.1991 №55 «О мерах по либерализации  цен» явилась отправной точкой при  разработке 52-й статьи Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992).

Согласно последнему «цены (тарифы) на платные услуги и продукцию… организации культуры устанавливают  самостоятельно. При организации  платных мероприятий организации  культуры обязаны устанавливать  льготы для детей дошкольного  возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы…».

В настоящее время базовым  правовым документом, регулирующем ЦО, является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), ч1 и 2 (1998-2002гг.) с дополнениями и изменениями.

Существенно важной является статья 40 части 1 НК, которая впервые  в российском законодательстве посвящена  «принципам определения цены товаров, работ и услуг для целей  налогообложения».

Уже в первых пунктах определяется степень вмешательства налоговых  органов в процесс ЦО, даны определения  рыночной цены и рынка товаров, работ  и услуг. Так, согласно п. 4 ст. 40, «рыночной  ценой товара (работы, услуги)» признается цена, сложившееся при взаимодействии цены спроса и предложения на рынке идентичных (а при отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Более того, в случаях  отсутствия на соответствующем рынке  идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, недостаточности информационных источников по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или отсутствия предложения можно использовать два метода определения цены: «последующая реализация» и «затратный».

Заметим, что именно затратный  метод, при котором рыночная цена товаров, работ и услуг определяется как сумма произведенных затрат и наценки (п/п 2 п. 11 ст. 40), наиболее активно  используется в практике организаций  культуры.

Для определения структуры  затрат чрезвычайно актуальна глава 25 ч. 2 НК РФ, в которой детально рассматриваются  особенности формирования налога на прибыль (доход) организаций.

В формировании цен не мало важную роль играет деятельность территориальных  органов законодательной и исполнительной властей. С каждым годом территориальные  компоненты в формировании механизма  ценообразования усиливаются, особенно в отношении регулирования платной  деятельности бюджетных организаций, т.к. участвующие в ней юридические  лица учреждаются на местах и выходят  со своими услугами прежде всего на территориальные, региональные и местные  рынки.

Заметим, что профильное законодательство практически не ориентирует  работников культуры в этой сложной  проблеме. Не случайно регламентация  порядка ЦО на платные услуги осуществляется либо в специальном региональном законе по платным услугам, либо в  законе ценовом регулировании и  контроле за ценами, либо сразу в  нескольких законодательных актах  и нормативных документов субъектов  Российской Федерации.

Информация о работе Цена и ценообразование в сфере культуры