Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:44, реферат
Актуальность темы также заключается в том, что цены являются важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
Объектом моей работы являются мировые экономические отношения.
Введение
1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
2. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков
2.1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции
2.2. Рынок чистой монополии
2.3. Монополистический рынок
2.4. Рынок конкуренции немногих поставщиков – олигополия
2.5. Влияние государства на внешнеторговые цены
3. Методы определения внешнеторговых цен
4. Некоторые особенности ценообразования в России
5. Ценообразование на рынке золота
5.1. Мировой рынок золота
5.2. Потребление золота в мире
5.3. Динамика мировых цен на золото
5.4. Рынок золота в России
5.5. Анализ динамики цен на золото с 1996 года
5.6. Факторы, влияющие на цену золота
Заключение
Список литературы
Основным
потребителем наличного золота является
ювелирная промышленность, спрос
в которой в значительной степени
определяется ценой золота: чем ниже
цена, тем выше спрос. Но эта закономерность
действует в периоды мирового
экономического подъема, а в периоды
спада спрос в ювелирной
Сложилась следующая любопытная ситуация. Золотодобытчики, поставляя основные объемы золота на мировой рынок, обладают сравнительно малыми возможностями влиять на цену товара чисто экономическими методами - изменением объемов предложения при изменениях цен. Им остается два пути. Первый из них - воздействовать на политику международных банков с целью снижения и упорядочения последними объемов регулярных продаж золота. Второй - приспосабливаться к большим колебаниям цен, уметь так снижать удельные издержки в периоды падения цен, чтобы и в этих условиях обеспечить рентабельность производства.
5.2. Потребление золота в мире
Основные
страны-потребители золота четко
подразделяются на две группы. С
одной стороны - это группа технически
развитых стран. Они сравнительно широко
используют золото в различных областях
техники и промышленных отраслях,
а также и для изготовления
ювелирных изделий. Среди стран,
лидирующих в использовании золота
в технических целях: Япония, США
и Германия. Здесь золото выступает
как индикатор развития высоких
технологий в электронной и
Другой группой государств являются те страны, в которых львиная доля золота, а иногда и вся его масса потребляется на нужды только ювелирной промышленности. Среди них: в Европе - Италия, Португалия; в Юго-Восточной Азии - Китай, Индия и страны островной Азии (Индонезия, Малайзия); на Ближнем Востоке, Малой Азии и Северной Африке - Арабские Эмираты, Израиль, Кувейт, Египет.
На долю главного продуцента ювелирных изделий в Европе - Италии приходится 15,6% золота, использованного в мировой ювелирной промышленности; на основного азиатского производителя золотых украшений - Индию приходится 15,2% золота.
В России на технические нужды расходуется 15-17 т золота (55-60% всего количества металла, потребленного в стране), а на изготовление ювелирных изделий – примерно 12 т (40-45%). Доля России среди стран-потребителей золота составляет около 1,0%. По этому показателю Россия находится в одном ряду с такими странами как Испания, Мексика, Бразилия, Кувейт и др.
По мере
того, как золото теряло свои монетарную
и сберегательную функции, структура
его потребления в мире по отраслям
экономики начала меняться. Все больше
этого металла поступает теперь
на нужды промышленности. За последние
15 лет мировое потребление золота
ювелирной промышленностью
табл. №1
Рост спроса промышленного сектора оказал золоту добрую услугу – обеспечивая равновесие на рынке, он смог сдержать дальнейшее падение цен. Но появились новые нюансы, вызванные зависимостью большинства отраслей реального сектора экономики от мировой экономической конъюнктуры. Так, в период валютно-финансового кризиса стран Юго-Восточной Азии в 1998 году мировой промышленный спрос на золото снизился почти на 5%, причем особенно сильный спад потребления (на 8%) произошел в электронной промышленности.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2001 году, когда мир вновь вступил в фазу экономической рецессии. Тогда спрос на золото сократился на 1,5%, особенно в виде драгоценных украшений. И все вновь заговорили о возможности нового витка снижения цен. Опасения оказались не беспочвенны – в 2001 году цена на мировом рынке золота снизилась на 3%.
В начале 2005 года в условиях растущих цен на нефть и при слабеющем долларе ювелиры решили начать скупку золота. За 1-е полугодие 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого потребление золота ювелирной промышленностью выросло на 17%, до 1 411 тонн. При этом в монетарном выражении мировое потребление золота ювелирами увеличилось на 24%, до 20,8 млрд. $ US.
Вообще же мировое потребление золота в 1-ом полугодии 2005 года выросло на 21% в тоннажном (достигнув 1 939 тонн) и на 29% в долларовом выражении (до $US 26,4 млрд.).
Однако
в 1-ом квартале 2006 года мировое потребление
золота снизилось в физическом объеме
на 16%, до 835,7 тонны, по сравнению с
аналогичным периодом 2005 года. Самый
значительный спад - на 22%, до 534,8 тонны,
- отмечен в ювелирной
Это означает, что в сложившейся в мире экономической и политической ситуации золото используется прежде всего как финансовый инструмент и страховка от других биржевых рисков - в частности, ослабления доллара и неустойчивости других мировых валют. В этом смысле нефть, цены на которую сейчас являются ключевым фактором для определения стоимости золота, меньше используется рынком в качестве исключительно биржевого товара. Золото, как прогнозируют аналитики и участники рынка, продолжит расти по меньшей мере еще два года. И если для рынка и производителей это сыграет какую-то позитивную роль, то по потребителям это может ударить весьма серьезно. Уже сегодня ювелиры, особенно в Азии, говорят о намерении замещать золото другими металлами, в частности палладием, который хотя и дорожает, но стоит пока еще дешевле золота - около 350 долл. за унцию.
По итогам 2006 года объем потребления золота в Китае составил около 350 тонн. В настоящее время Китай занимает третье место в мире по объему потребления золота, уступая лишь Индии и США. В 2005 году объем потребления золота в стране впервые превысил 300 тонн. В частности, потребность ювелирной отрасли в нем составила 241,4 тонны, при увеличении на 7,7% по сравнению с 2004 годом.
5.3. Динамика мировых цен на золото
Через несколько лет после отмены в 1971 г. золотого обеспечения доллара динамика цен на золото стала выглядеть так же, как и динамика цен на цветные металлы: цикличный характер, при котором быстрый рост цен сменяется их затяжным падением.
При анализе
динамики цен на золото за последние
20 лет вырисовывается следующая
картина. 80-90-е годы прошлого столетия
для мирового рынка золота прошли
под знаком снижения цен на этот
металл. Продолжительность спада
цен может составлять от 2 (1984-1985 гг.)
до 4-5 (1988-1992 и 1997-2001 гг.) лет. Величина спада
по сравнению с достигнутым до
этого пиком несколько
Фиксация лондонских котировок на 400-долларовом рубеже в январе-феврале 1996 года была весьма кратковременной, после чего цена золота практически все время шла вниз, достигнув 20 июля 1999 года самого низкого уровня за последние 20 лет – 252,8 доллара за тройскую унцию. Хотя к концу 1999 года цены несколько повысились, в целом тенденция к их снижению сохранялась вплоть до апреля 2001 года, когда среднемесячная цена составила 260,5 доллара за унцию (рис.№1). Это обусловлено многими факторами, среди которых основными были три:
Рис. 1. «Динамика среднегодовых цен на золото в Лондоне (рынок наличных контрактов), долл. за тройскую унцию и фунтах за тройскую унцию»
В нормальных условиях падение цен на товар влечет за собой рост спроса (для золота – в первую очередь в ювелирной промышленности), за которым следует нехватка предложения с соответствующим повышением цен. Но финансовый кризис 1997 г. в Юго-Восточной Азии довольно неожиданно и существенно повлиял на рынок золота, удерживая цены на низком уровне. В данной ситуации основные факторы, влияющие на изменение цен – нетто-продажи запасов центральных банков и деинвестиции отошли на второй план.
В течение
последних 10 лет центральные банки
ряда западных стран являются крупными
нетто-продавцами золота. Частичные
продажи золота из государственных
резервов осуществили Нидерланды, Бельгия,
Австрия, Канада, Австралия, Великобритания,
Швейцария. Заявления Швейцарии, а
затем Австралии и Аргентины
о присоединении к числу стран-
Однако
подъем цен оказался кратковременным,
и в 2000 г. вновь наблюдается их
постепенное снижение. Здесь сошлось
влияние сразу нескольких факторов.
Во-первых, заявленная цифра продаж
- 400 т. - может быть увеличена за счет
продаж золота странами, не присоединившимися
к соглашению. Во-вторых, спрос на
ювелирные изделия, особенно в странах
Юго-Восточной Азии, уже не рос
прежними темпами. А потребление
золота в электронной и
Рост цены на золото, происходящий в настоящее время на рынке, начался после террористических актов 11 сентября 2001 г., когда рухнул американский фондовый рынок. За день до трагических событий золотая унция стоила 271 долл., а уже через неделю – 293 долл. за унцию. С тех пор котировки на золото в целом неуклонно растут.
Причина повышения спроса кроется также в ухудшении геополитической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и усилении сомнений среди мирового бизнеса в способности США решить нынешними методами иракский кризис. На финансовых рынках значительно усилилась тенденция к скупке золота, которое рассматривается как наиболее надежное укрытие для капитала в периоды серьезных международных кризисов. Удорожанию золота помогают также слабые позиции американской валюты. Золотодобытчикам такое положение на руку, зато ювелиры ожидают снижения спроса на украшения из этого металла.
Глобальная нестабильность в экономике и политике привели зимой 2002-2003 годов к кульминации на рынке золота за весь отрезок поступательного роста его цены: подскочила с 320 до 385 долларов за унцию. Этот подъем начался в декабре 2002 года после резкого усиления курса евро по отношению к доллару США. А также в начале 2003 года, вопреки ожиданиям краткосрочной коррекции цены золота, произошел еще больший ее всплеск. Золотой рынок охватили ажиотаж и сумасшедший настрой на покупки металла, подогреваемые событиями вокруг Ирака и КНДР.
Высокая цена золота заметно сказалась на рынке лома: объем его продаж вырос за 2002 год на 14 % и достиг 778 тонн. Наибольший вклад внес в это Ближний Восток. Главная причина – в низком курсе национальных валют. Египет увеличил продажу лома благодаря девальвации в 2001 году египетского фунта. Для ближневосточного региона стало выгодным продавать свое золото за доллары и, обменивая их на местную валюту, получать большую прибыль в слабых национальных валютах. Предложение со стороны официального сектора (центральные банки) оставалось последние 4 года стабильным: около 480-550 тонн золота. Более высокий уровень продаж (549 тонн) в 2002 году был вызван высокой ценой золота.
Ценовая динамика на рынке золота в немалой степени была связана с длительным ростом курса доллара США. Начав расти с середины 1995 года, он в последующие 4 года поднялся по отношению к валютам других стран на 20-40 и более процентов. Поскольку мировая цена золота фиксируется в американских долларах, то повышение курса этой валюты влечет за собой подорожание металла в национальной валюте стран с "недолларовой" экономикой, что в конечном итоге приводит к снижению спроса на золото и увеличению его продаж, а превышение предложения над спросом – к снижению рыночных цен. Соответственно, замедление темпов роста экономики США, ослабление курса доллара, спад на фондовом рынке NASDAQ способствовали повышению цены золота в 2002 году.
С мая 2001 года, хотя цены имели неустойчивый характер с частыми колебаниями и откатами, в целом обозначился восходящий тренд. Тем не менее, средняя цена 2001 года оказалась самой низкой за последние 23 года – 271 доллар за унцию.
Зато весь 2002 год, который аналитики окрестили "годом золота", сохранялась восходящая динамика с небольшими колебаниями: среднемесячная цена металла на Лондонском рынке повысилась с 281,51 доллара в январе до 332,61 доллара в декабре (на 15,4 %). Среднегодовая цена составила 310 долларов, что на 14,4 % выше уровня 2001 года. Фундаментальные причины такого подорожания золота – ослабление американской экономики и политическая нестабильность в мире, усилившаяся после терактов в США 11 сентября 2001 года. Потрясения на финансовых и фондовых рынках мира вызвали переоценку значения золота как инструмента, страхующего риски. Ухудшение финансового положения целого ряда компаний (банкротство компаний "Enron", "WoldCom" и др.), вялая конъюнктура на рынках корпорационных ценных бумаг заставляли инвесторов увеличивать свои золотые резервы.
В 2005-2006 годах произошел дальнейший, причем очень существенный рост цен на золото на мировых рынках. Так, в 1-ом квартале 2006 года котировки золота поднялись на 24%, а максимальная цена зафиксирована 12 мая 2006 года - 725 долл. за унцию, т.е. рост с начала 2006 года достигал почти 40%.