Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа: 3 страниц, 3 рисунка, 1 таблица, 10 источников.
Ключевые слова: человеческий капитал, формирование человеческого капитала, человеческий фактор, инвестиции в человеческий капитал
Объект исследования: человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Методы исследования: обработка, анализ научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Содержание

Введение 7
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 9
1.2 Классификация видов человеческого капитала 11
2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы 15
3 Реализация человеческого фактора, его воздействие на рыночную экономику 19
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 19
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 23
3.3 Пути развития человеческого капитала 31
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 245.43 Кб (Скачать файл)

 Понятие человеческого  капитала можно найти в трудах  У. Петти, А. Смита, К. Маркса. Так, К. Маркс писал, что «воспроизводство рабочего класса включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение». Он подчеркивал, что с точки зрения процесса производства развитие человеческих способностей «можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек».

 Образование в течение  продолжительного времени рассматривалось  как потребительское благо, обладающее  полезностью. Изменение взглядов  на образование произошло в  конце 1950-х гг. после того, как  американский экономист, лауреат Нобелевской премии, Т. Шульц дал определение понятия человеческого капитала. Он обосновал тезис о том, что если образование влияет на производство и имеет значение для экономики, то оно является формой капитала. Кроме того, образование можно рассматривать как капитал по той причине, что оно позволяет получить в будущем удовлетворение или заработки. Шульц относит к инвестициям в человеческий капитал не только прямые затраты на образование в средних и высших учебных заведениях, но и самообразование, повышение опыта на работе, а также капиталовложения в сферу образования, науки и здравоохранения.

 Современная теория  человеческого капитала получила  развитие в трудах Г. Беккера,  предложившего базовую теоретическую  модель, которая стала основой  для всех последующих исследований  в данной области. Беккер выделяет  в человеческом капитале знания, навыки и мотивацию. Он считает,  что вложения в образование  специалистов и квалифицированных  работников могут приносить в  будущем не меньшую прибыль,  чем расходы на машинную технику.

 Позднее значительный  вклад в развитие человеческого  капитала внесли Й. Бен-Порат, М. Блауг, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Ф. Махлуп, Г. Псахаропулос, Л. Туроу и др. Среди российских исследователей следует отметить В. С. Гойло, А. И. Добрынина, И. В. Ильинского, Р. И. Капелюшникова, М. М. Критского, В. И. Марцинкевича и др.

 О сложности и многогранности  понятия человеческий капитал  свидетельствует тот факт, что  в настоящее время существует  множество его определений, которые  можно объединить в две группы.

 Первая группа определений  отражает понимание человеческого  капитала в узком смысле как  совокупность знаний, умений, навыков,  способностей индивидуумов, приобретенных  в процессе получения общего  образования, профессиональной подготовки  и практического опыта, которая  позволяет принимать активное  участие в общественном производстве. Например, П. Хейне под человеческим капиталом понимает «знания и умения, которые люди приобретают посредством образования, профессиональной подготовки или практического опыта и которые позволяют им представлять другим людям ценные производительные услуги». Исследователь П. Бурдье в понятие человеческого капитала включает «только общие и специальные знания; приобретенные способности, навыки и опыт, а также умение их применить в нужный момент и в нужном месте».

 Для второй группы  определений характерен расширительный  подход к понятию человеческого  капитала. Его сторонники выделяют  среди характеристик человеческого  капитала не только имеющиеся  у человека знания, навыки и  способности, но также мотивацию,  ценности и энергию, которые  способствуют росту производительности  труда и приносят доход. Например, такой подход к человеческому  капиталу отличает взгляды Р.  М. Нуреева и Ф. Фукуямы.

 Многие зарубежные  и отечественные исследователи  различают два аспекта в понятии  человеческого капитала. С одной  стороны, человеческий капитал является запасом, так как человеческие способности, знания, навыки, дарования и опыт имеют свойство накапливаться. С другой стороны, человеческий капитал выступает как поток доходов, так как вложения в человеческий капитал обеспечивают более высокие заработки на протяжении всей жизни человека.[1]

 

Рисунок 1.1 — Морфологическое дерево проявлений экономического человека

 

 

 

1.2 Классификация видов  человеческого капитала

человеческий фактор капитал

 

Классификация видов человеческого  капитала возможна по разным основаниям и в разных целях, что и представлено в литературе по этой проблематике. Практически все исследователи  признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться  на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться  как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала.

Таким образом, структуру  видов человеческого капитал можно представить следующим образом (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Структура видов  человеческого капитала

Неотчуждаемые виды

человеческого капитала

(неликвидный капитал)

Отчуждаемые виды

человеческого капитала

(ликвидный капитал)

Капитал здоровья (биофизический)

Социальный капитал

Культурно-нравственный капитал

Клиентский капитал (бренд-капитал)

Трудовой капитал

Структурный капитал

Интеллектуальный капитал

Организационный капитал

Организационно-предпринимательский  капитал

 

П р и м е ч а н и е. Источник: [3, с. 181]

На основе комбинирования различных походов к классификации  человеческого капитала можно предложить более укрупненную структуру  его видов по уровням и собственности. Данная классификация представлена на рис.1.1.

Данная классификация  видов человеческого капитал  позволяет рассматривать и оценивать  человеческий капитал на уровне отдельного человека (микроуровень – индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия  или группы предприятий (мезоуровень – человеческий капитал фирмы) и государства в целом (макроуровень – национальный человеческий капитал). В структуре индивидуального человеческого капитала можно выделить капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал[3, с. 182].

Рисунок 1.2 — Классификация видов человеческого капитала по уровням и собственности

П р и м е ч а н и е. Источник: [3, с. 182]

 

Человеческий капитал, являясь  частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную  подготовку, здравоохранение, перемещение  рабочей силы 3. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий  капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал  образования, капитал здоровья и  капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого  капитала принимает следующий вид:

 

ЧК = Кз + Кк + Ко (1.1)

 

Где ЧК - человеческий капитал;

Ко - капитал образования;

Кз - капитал здоровья;

Кк - капитал культуры.

 

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания  и совершенствования его здоровья и работоспособности. Инвестиции в  здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние  здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой  в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни  человека происходит износ человеческого  капитала. Инвестиции, связанные с  охраной здоровья, способны замедлить  данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны  и экономически необходимы. Капитал  здоровья является национальным достоянием.

Человеческий капитал  классифицируется по формам, в которых  он воплощен:

- живой капитал включает  в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

- неживой капитал создаётся,  когда знания воплощаются в  физических, материальных формах;

- институциональный капитал  представляет собой институты,  содействующие эффективному использованию  всех видов человеческого капитала[4, с. 214].

Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).

 

 

Таким образом, человеческий капитал - капитал, представленный в  индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.

 

2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы

 

 

Формирование физического  капитала и формирование человеческого  капитала имеют определенное сходство: и то и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб  текущему потреблению, от обоих зависит  уровень развития экономики в  будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

Но формирование человеческого  капитала требует порой значительных инвестиций, к ним, в частности, относятся:

-  прямые инвестиции, включая затраты на обучение и образование, смену места жительства и работы, обеспечение необходимых условий отдачи энергетического потенциала и творческих способностей;

- инвестиции в поддержание здоровья и мотивацию здорового образа жизни;

- упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования или работы могут быть связаны с потерей доходов;

- моральный ущерб, так как получение образования, например, является трудным и не всегда приятным занятием, напрягает нервную систему, а перемещение приводит к потере старых друзей и знакомых.

Важнейшими видами вложений в человека обычно считают образование, подготовку на производстве, медицинское  обслуживание, различные виды мотивации. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем и изменяют качество человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и  смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность  его использования. Мотивация способствует повышению эффективности деятельности человека.

На формирование человеческого  капитала действует множество различных  факторов. Но главная роль в его  формировании принадлежит менеджменту, если он обладает механизмами сознательного, последовательного и целенаправленного  формирования человеческого капитала, если цель и миссия организации, ее культура способствуют этим процессам.

Роль человеческого капитала в современном менеджменте исключительно  важна. Она проявляется в следующих  факторах.

Во-первых, это профилактика кризисных ситуаций. Качество человеческого  капитала влияет на количество и характер ошибок в принятии решений, своевременное  восприятие циклических сигналов развития, объективную оценку ситуаций, проектирование антикризисной деятельности. Ведь персонал лишь тогда становится человеческим капиталом, когда его профессионализм, мотивация и отношение к организации  определяют высокое качество деятельности. При наличии человеческого капитала вероятность глубокого и разрушительного кризиса снижается.

Во-вторых, в период кризиса  человеческий капитал выступает  стабилизирующим фактором. Образованные люди глубже понимают события окружающей действительности и, следовательно, реагируют  на них с меньшими элементами панических настроений, расслабленности, недисциплинированности. Многие считают, что это определяется натурой индивидуума, его характером. Соглашаясь отчасти с этим, нельзя не видеть, что многие черты личности, в частности уверенность, собранность, деловитость, формируются в процессах  приобретения профессионализма, реализации образования, проявления корпоративной  культуры, т.е. всего того, что отражает понятие и реальность человеческого  капитала.

В-третьих, при выходе из кризиса человеческий капитал играет значительную роль в ускорении этого  процесса. Здесь большое значение имеют такие его черты, как  профессионализм, энтузиазм, перспективность  мышления, которую дает общее образование, инновационный потенциал. В антикризисном  менеджменте особенно важна гармония человеческого капитала как объекта  и как средства управления. Стремясь смягчить кризис или разрешить его  в пользу развития организации, следует  способствовать развитию человеческого  капитала. Вкладывать инвестиции в  образование, здоровый образ жизни  и пр., мотивировать творчество в  работе, создавать благоприятные  социально-психологические условия, формировать традиции и ценности, способствовать накоплению опыта, повышать уровень корпоративной культуры. Человеческий капитал выступает  как средство или как элемент  механизма менеджмента тогда, когда, опираясь на его реальность и особенность, решаются проблемы выхода из кризиса, модернизации производства, проектирования и использования различных инноваций, обновления технологий и т.д.

Информация о работе Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях