Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа: 3 страниц, 3 рисунка, 1 таблица, 10 источников.
Ключевые слова: человеческий капитал, формирование человеческого капитала, человеческий фактор, инвестиции в человеческий капитал
Объект исследования: человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Методы исследования: обработка, анализ научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Содержание

Введение 7
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 9
1.2 Классификация видов человеческого капитала 11
2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы 15
3 Реализация человеческого фактора, его воздействие на рыночную экономику 19
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 19
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 23
3.3 Пути развития человеческого капитала 31
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 245.43 Кб (Скачать файл)

Анализ коэффициентов  смертности по основным классам причин смерти городского и сельского населения  показывает, что на первом месте - болезни  системы кровообращения, на втором - новообразования, на третьем - внешние  причины смерти. У сельского населения  коэффициенты смертности из-за болезней кровообращения и органов дыхания  вдвое выше, чем у городского населения, что свидетельствует о недостаточном  качестве медицинских услуг в  сельской местности.

Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, одна часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате инвестиций в здоровье самого человека и общества. Данные республиканского социологического мониторинга Института  социологии НАН Беларуси (2002-2009 гг.) свидетельствуют о том, что значимость здоровья как ресурса и капитала возрастает в ситуациях социально-экономической  нестабильности, когда многие другие ресурсы (накопленные ранее сбережения, профессиональный статус, позиция на рынке труда и др.) начинают обесцениваться или становятся неустойчивыми, и  людям приходится активизировать свою трудовую и экономическую активность для сохранения и поддержания  уровня и качества жизни (для этого, как минимум, нужно быть здоровым и трудоспособным). Вместе с тем, актуальной для Беларуси остается проблема курения, алкоголизма, нарко- и токсикомании, крайне негативно влияющих на здоровье человека, а следовательно, на качество человеческого капитала и возможности  его воспроизводства. Очевидно, что  общество нуждается в утверждении  новых ценностных приоритетов по отношению к жизни и здоровью своих граждан, и значимая роль здесь  принадлежит государству.

Важнейшим стоимостным показателем  состояния человеческого капитала в рассматриваемой сфере является доля государственных расходов на здравоохранение  в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь, составляющая примерно пять процентов Снижение средней продолжительности  жизни населения (при практически  неизменной доле затрат на здравоохранение, физическую культуру и спорт из консолидированного бюджета Республики Беларусь) во многом объясняется уменьшением доходов  населения при повышении цен  на лекарственные препараты, снижением  уровня и качества жизни, а также - пренебрежительным отношением к  стандартам здорового образа жизни. Приоритетным направлением развития охраны здоровья становится формирование здорового  образа жизни; обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения; расширение мероприятий по профилактике заболеваний; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники. В этих целях успешно реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы, а также Концепция лекарственного обеспечения республики. В рамках закона Республики Беларусь "О здравоохранении" (2008 г.) разработана и успешно реализуется Государственная программа по реорганизации первичной медицинской помощи населению республики, а также целевые программы, направленные на преодоление вредных привычек (наркомания, алкоголизм и др.).

Для наиболее полного удовлетворения потребностей населения и лечебных учреждений в лекарственных препаратах расширяется их производство на основе технического перевооружения имеющихся  производств, создания новых предприятий  с максимальным использованием местной  сырьевой базы. Реализуется ряд инвестиционных проектов, что позволит увеличить  номенклатуру лекарственных средств, выпускаемых отечественной промышленностью, почти в два раза и соответственно - обеспечить устойчивый доступ практически  всего населения к этим средствам.

        Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением в государственных масштабах стратегии и тактики инновационного развития Беларуси, суть которого состоит в разработке механизмов развития новых технологических укладов производства и модернизации научно-технической сферы. В объективном плане - это приведение структуры научно-технического потенциала в соответствие с потребностями современного социального и научно-технического развития; более динамичное обновление научного производства (сейчас обновляется 3-4% в год, тогда как требуется ежегодно обновлять 15-20% приборного парка науки); научное обеспечение жизненно важных для республики промышленных производств. В субъективном плане - это поддержка через государственные программы и мотивация носителей человеческого капитала к более активным инвестициям в собственное образование и здоровье исходя из новой политики приоритетов, диктуемой инновационным развитием. Действия, предпринимаемые в этом направлении, имеют стратегической целью создание нормальных по мировым стандартам систем научной деятельности, образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и сохранения человеческого капитала в Республике Беларусь. [7]

 

 

3.3 Пути развития человеческого  капитала

 

 

Инвестициями  в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения  производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание  здоровья, на получение общего и  специального образования; затраты, связанные  с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Экономисты  выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью[8, с. 186].

Существует  также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из  всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование  улучшают качество, повышают уровень  и запас знаний человека, тем самым  увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных  специалистов, высококвалифицированный  труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов  вложений в человеческий капитал  во всех странах являются расходы  на обучение на производстве. В любом  обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции  в образование по содержательному  признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду  с образованием наиболее важными  являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний  и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Инвестиции  в человеческий капитал имеют  ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.
  2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
  3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
  4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
  5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
  6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества[9, с. 216].

К инвестициям в человеческий капитал  сегодня актуально относить и  расходы на фундаментальные научные  разработки. В процессе развития науки  не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем  формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как  хозяйствующих субъектов, которые  выступают носителями новых способностей и потребностей.

Культура (в том числе  религиозная культура) накладывает  свой отпечаток на процесс воспроизводства  человеческого капитала, затрагивая прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуру.

Источником  вложений в человеческий капитал  может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды  и организации, регионы, отдельные  фирмы, домохозяйства (индивиды), международные  фонды и организации, а также  образовательные учреждения.

И главным условием роста  продуктивности труда наемных работников должно стать повышение оплаты труда. Приведенные выше соображения об изменении роли труда в процессе производства создают теоретические  предпосылки для того, чтобы рассматривать  такую цель как стратегически  важнейшую с точки зрения обеспечения  высоких темпов роста. Статистика также  говорит о том, что в развитых странах, которые уже вступили в  эпоху раннего постиндустриализма доля зарплаты в ВВП значительно  выше, чем в Беларуси. Однако нормальное функционирование закрытой экономики  при высоком уровне оплаты труда, который в западных странах превышает 70% ВВП, невозможно из-за низкого уровня доходности капитала. Очевидно, что  в условиях глобализации мировой  экономики капитал развитых стран  «дополучает» прибыль, используя более  дешевый труд работников в бедных странах. Правительства развитых стран  активно поддерживают в этом свои национальные (по признаку получения  прибыли и структуре управления) компании, которые формально считаются  транснациональными.

По нашему мнению, для  оценки возможностей повышения оплаты труда наемного работника путем  изменения пропорций деления полученного дохода можно использовать оценки оптимального размера налогового бремени государства для предпринимателей. Обосновать такой подход можно схожестью ситуации: капитал как бы обкладывает труд налогом, изымая часть добавленной стоимости в виде факторного дохода. Мы считаем, что предпринимательская активность на макроуровне и производительность труда наемных работников определяются ставкой налогообложения (долей «изъятого» дохода). Согласно кривой Лаффера, при превышении критического значения — предельной налоговой ставки — снижаются стимулы к расширению производства, уменьшается доля прибыли, предъявляемая к налогообложению, а часть налогоплательщиков полностью переходит в «теневой» сектор экономики. Результат этого — снижение налоговых поступлений. Представляется, что на производительность труда аналогично воздействуют пропорции распределения получаемого дохода.

Другим важным фактором развития человеческого капитала является институт образования, которое в современном  мире выходит за рамки традиционной образовательной системы, превращаясь  в «обучение в течение всей жизни». Белорусская система государственного образования оказывается неспособной  обеспечить достаточный уровень  подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует  связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для  конкретных предприятий. В белорусских  вузах ведется всего 4,5% исследовательских  работ, производимых в стране. Государственное  финансирование системы высшего  и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы.

Естественным препятствием для инвестирования предприятий  в развитие своего человеческого  капитала является вероятность того, что вложения в образование работников могут оказаться бессмысленными и даже весьма вредными, поскольку, получив более высокую квалификацию, они смогут перейти на работу в  конкурирующие фирмы. Данная проблема особо остро стоит перед компаниями в западных странах, что объясняется  мобильностью рабочей силы, которая  может свободно перемещаться в границах страны или группы стран (например, ЕС) при наличии вакансий с лучшими  условиями оплаты труда. Для белорусских  фирм, в первую очередь крупных, регионообразующих промышленных предприятий, указанная проблема не так болезненна. С одной стороны, это объясняется особенностями ментальности белорусов, формировавшейся в условиях прикрепления крестьян к земле, традиционного общинного уклада жизни, диктовавшегося экономической целесообразностью, системы прописок в советский период. С другой — переезд в другое место связан и с объективными трудностями: необходимостью приобретения жилья, отсутствием средств на переезд и т.д. Таким образом, затраты на образование своих работников вряд ли станут косвенными инвестициями в развитие других фирм. К тому же в Беларуси квалифицированные преподаватели готовы работать с высокой отдачей за весьма скромное вознаграждение, а значит, сами затраты не будут для предприятий непосильными.

В международном масштабе проблема страны, обеспечивающей высокое  качество образования, заключается  в том, что существует вероятность  утечки квалифицированных работников за рубеж, где компании будут готовы предоставить эмигранту жилье и  более высокую зарплату.

Информация о работе Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях