Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа: 3 страниц, 3 рисунка, 1 таблица, 10 источников.
Ключевые слова: человеческий капитал, формирование человеческого капитала, человеческий фактор, инвестиции в человеческий капитал
Объект исследования: человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Методы исследования: обработка, анализ научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Содержание

Введение 7
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 9
1.2 Классификация видов человеческого капитала 11
2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы 15
3 Реализация человеческого фактора, его воздействие на рыночную экономику 19
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 19
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 23
3.3 Пути развития человеческого капитала 31
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 245.43 Кб (Скачать файл)

Повышение уровня оплаты труда, необходимость которого неоднократно подчеркивалась выше, важно еще и  для того, чтобы эмиграция не приобрела  массовый характер. Снижение налогового бремени должно стать резервом, который  позволит средства, ранее «тратившиеся»  на «нерыночные» слои населения, направить  на эти цели. Ожидать всплеска инфляции не следует, поскольку в данном случае происходит не номинальный рост зарплаты, а перераспределение доходов  населения. При этом, вероятно, потребительский спрос будет частично перенаправлен с продуктов первой необходимости на современную информационную технику, образовательные услуги и т.д., что должно подстегнуть их предложение и производство. [3, 90-93]

Одним из основных факторов развития экономики, помимо накопления капитала, естественного увеличения численности населения и роста  производительности труда, выступает  технический прогресс. Данный фактор тесно переплетается с повышением производительности человеческого капитала и вряд ли отделим от него: с увеличением объема знаний и улучшением технологии работники и машины, созданными ими, становятся производительнее. Развить навыки работы на высокотехнологичном производстве при его сложности работники могут, только имея непосредственный контакт с технологией. К тому же многие знания не являются общедоступными, а выступают лишь в качестве приложения к оборудованию, на котором они используются. Получение подобных знаний невозможно без приобретения соответствующих лицензий. Внедрение в производство таких технологий требует значительных финансовых вложений, которые не под силу большинству белорусских промышленных предприятий.

Таким образом, процесс воспроизводства  человеческого капитала как части  национального богатства страны невозможен без соответствующих  инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение  квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты  по охране труда; добровольное медицинское  страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная  помощь социальным институтам и т.п. 

Заключение

 

 

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.

Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные  знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.

Экономические оценки человеческого  капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и  макроэкономическом уровнях для  определения величины национального  богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере  страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение  роли и значения человеческого фактора  в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым  оценкам, в развитых странах повышение  продолжительности образования  на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%

В сегодняшней белорусской  ситуации на фоне победного шествия Америки в политической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о неэффективности белорусского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по образу и подобию американской.

К сожалению, сегодняшняя  белорусская наука, также как  и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют  выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Беларусь переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

Поэтому в настоящее время  в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро  стоит проблема реформирования системы  образования, науки и стимулирования инноваций. 

Список использованных источников

 

  1. Драганчук Л. С Образование и развитие человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
  2. Коротков Э.М. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал //  Проблемы теории и практики управления. -  2010 -  №4
  3. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории: учебное пособие / Б.Ф. Андреев; С.-Пб.: Лениздат, 1998
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник / В.Я. Иохин; М.: ИНФРА-М, 2001. - 512с
  5. Беккер Гэри. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. -1993. - Т. 1. - Вып. 1
  6. Теория национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн.: «Плюсминус», 2001
  7. Соколова Г. Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь // Финансовая аналитика [Электронный ресурс] URL: http://www.finanal.ru/005/состояние-и-использование-человеческого-капитала-в-республике-беларусь?page=0,0  – Дата доступа: 01.12.2012
  8. Ореховский П.А. Общая экономическая теория / П.А. Ореховский; Ч.1. – Обнинск: МАСЗ, 2000. – 181с.
  9. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях