Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа
Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий – монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве.
Введение…………………………………………………………......3
Глава 1 Монополия
Чистая монополия и ее сущность………………………….5
1.2 Виды монополий……………………………………………….9
1.3 Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии……………………………………………………….....12
1.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование………..13
1.5 Критерии поведения монополиста………………………….16
Глава 2. Монополия в России
2.1 Развитие монополий в России (история монополий)…….18
2.2 Монополизм в России……………………………………..….21
2.3 Особенности монополизма в РФ……………………………24
2.4 Антимонопольное регулирование в России…………....….26
2.5 Статья из журнала «Естественные монополии и право» о применении Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»….27
2.6 ОАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)…………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………….32
Рязанский государственный агротехнологический университет
имени проф. П.А.Костычева
кафедра экономики сельского хозяйства
Курсовая работа
по курсу «Экономика часть 1-2» на тему:
Чистая монополия и проблемы монополизма
российской экономики.
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Монополия
1.2 Виды монополий…………………………………………
1.3 Монополия: «за» и
«против». Двойственная роль монополии………
1.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование………..13
1.5 Критерии поведения монополиста………………………….16
Глава 2. Монополия в России
2.1 Развитие монополий в России (история монополий)…….18
2.2 Монополизм в России……………………………
2.3 Особенности монополизма в РФ……………………………24
2.4 Антимонопольное регулирование в России…………....….26
2.5 Статья из журнала «Естественные монополии и право» о применении Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»….27
2.6 ОАО «Рязанская
нефтеперерабатывающая компания (РНПК)…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается обычно, что равновесная цена возникает в точке их пересечения:
Но при этом подразумевается, что конкурируют между собой многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько фирм или даже одна фирма, и тогда приведенный выше график уже становится неверным.
Изучение вопросов, связанных
с деятельностью предприятий
в условиях монополии, имеет
сегодня не только
Анализ чистой монополии
важен, по крайней мере, по двум
причинам. Во – первых, даже в
странах с развитой
На совершенном конкурентном
рынке действует достаточно продавцов
и покупателей товара, и поэтому
ни один продавец или
Нужно отметить, что в
работе уделяется внимание
Глава 1 МОНОПОЛИЯ
1.1 Чистая монополия и ее сущность.
Монополия (от греч. monos – один, единственный + poleo – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий (рис.1): собственно монополию, олигополию, монопсонию и олигопсонию.
Рис.1 Формы рыночного господства
Например, если в небольшом городе единственное «серьезное» предприятие – скажем, хлебозавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке хлебопродуктов и монопсонистом на рынке труда (как самый крупный покупатель рабочей силы). С другой стороны, не исключено, что тот же хлебозавод находится во власти олигополистов – двух-трех близрасположенных мельниц, поставляющих ему муку.
Монополию можно рассматривать
как тип фирмы. Она
Но есть и другая трактовка
понятия «монополия» - это экономическое
поведение фирмы. На рынке
Обращаясь к монополии
как виду экономической
Монополия предполагает, что
в отрасли имеется только один
производитель, который
Фирма-монополист обычно
имеет более высокую прибыль,
что естественно, привлекает в
отрасль других производителей.
В случае чистой монополии,
барьеры для вступления в
В реальной действительности
практически невозможно найти
ситуацию, когда на рынке действовал
бы один единственный
Рис.2 Абсолютно неэластичный спрос
На рис.2 линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Q1. В конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем Р3), и фирма не может двигаться до бесконечно вверх (повышая цены) по оси ординат.
Совершенная конкуренция и чистая
монополия – это теоретические
абстракции, которые выражают две
полярные рыночные ситуации, два логических
предела. Эти модели позволяют сформулировать
условия рационального
В условиях чистой монополии
мы встречаемся с единственным
продавцом товара, не имеющего
близких заменителей.
При совершенной конкуренции
фирма не в состоянии повлиять
на рыночную цену. Цена на продаваемый
товар диктуется рынком, сформирована
«за спиной» производителя
В случае же несовершенной
конкуренции монополист
Рассматривая модель чистой
монополии, сравним, прежде
а) условия совершенной
Рис.3 Кривая спроса на продукцию фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции
Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма (рис.3а) может продать столько, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на ее продукцию горизонтальна. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому, сколько бы фирма – «ценополучатель» ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся на рынке цену.
В случае фирмы –
Важнейший вывод, который
можно сделать из рассмотрения
приведенных графиков, следующий:
горизонтальность линии спроса
на товар, производимый фирмой,
характеризует ее как
1.2 Виды монополий
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Например, в отраслях (автомобильная, газовая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (водоснабжение), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Монополия естественна при добыче редких полезных ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.
Информация о работе Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики