Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий – монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве.

Содержание

Введение…………………………………………………………......3

Глава 1 Монополия
Чистая монополия и ее сущность………………………….5
1.2 Виды монополий……………………………………………….9
1.3 Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии……………………………………………………….....12
1.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование………..13
1.5 Критерии поведения монополиста………………………….16

Глава 2. Монополия в России
2.1 Развитие монополий в России (история монополий)…….18
2.2 Монополизм в России……………………………………..….21
2.3 Особенности монополизма в РФ……………………………24
2.4 Антимонопольное регулирование в России…………....….26
2.5 Статья из журнала «Естественные монополии и право» о применении Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»….27
2.6 ОАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)…………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая чистая монополия2.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

Рязанский государственный  агротехнологический университет

                               имени проф. П.А.Костычева

 

 

 

                                экономический факультет

 

 

 

                   кафедра экономики сельского  хозяйства

 

 

 

 

                             Курсовая работа

              по курсу «Экономика часть  1-2» на тему:

 

Чистая монополия и  проблемы монополизма 

                      российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнила:

                                                                               студентка 11 группы

                                                                              

                                                                               № зачетной книжки 36008

                                                                               Проверил:

                                                                               к.э.н. доцент

 

 

 

                                           Рязань 2009г.

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

Введение…………………………………………………………......3

 

Глава 1 Монополия

    1. Чистая монополия и ее сущность………………………….5

1.2 Виды монополий……………………………………………….9

1.3 Монополия: «за» и  «против». Двойственная роль монополии……………………………………………………….....12

1.4 Плюсы и минусы монополии  и ее регулирование………..13

1.5 Критерии поведения  монополиста………………………….16

 

Глава 2. Монополия в России

2.1 Развитие монополий  в России (история монополий)…….18

2.2 Монополизм в России……………………………………..….21

2.3 Особенности монополизма  в РФ……………………………24

2.4 Антимонопольное регулирование  в России…………....….26

2.5 Статья из журнала «Естественные монополии и право» о применении Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»….27

2.6  ОАО «Рязанская  нефтеперерабатывающая компания (РНПК)…………………………………………………………….30

 

Заключение……………………………………………………….32

Введение

 

 

Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается  обычно, что равновесная цена возникает  в точке их пересечения:

 


 

 

 

 

 

 

 

Но при этом подразумевается, что  конкурируют между собой многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько  фирм или даже одна фирма, и тогда  приведенный выше график уже становится неверным.

   Изучение вопросов, связанных  с деятельностью предприятий  в условиях монополии, имеет  сегодня не только теоретическое,  но и огромное практическое  значение. Для России проблема  чистой монополии занимает одно  из центральных мест в экономическом  анализе. Поэтому изучение проблем  микроэкономического характера,  вызываемых деятельностью предприятий  – монополистов, имеет первостепенную  важность. Однако монополизм не  является чисто российской проблемой,  хотя она наиболее остра и  актуальна, прежде всего, в  нашем отечестве. Дело в том,  что в странах со сложившейся  рыночной экономикой (США, Германии, Японии и др.), где доля предприятий  – монополистов в промышленности  невелика и где решение вопроса  деятельности монополий имеет  свою историю, постоянно идет  процесс поиска новых, отвечающих  современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности как самих предприятий – монополистов, так и экономики в целом.

   Анализ чистой монополии  важен, по крайней мере, по двум  причинам. Во – первых, даже в  странах с развитой конкуренцией  на долю монополизированного  сектора приходится от трех  и более процентов валового  национального (внутреннего) продукта. Во – вторых, изучение чистой  монополии представляет научный  и практический интерес в связи  с тем, что оно дает возможность  понять такие распространенные  рыночные структуры, как монополистическая  конкуренция и олигополия, ибо  обе они сочетают в различной  степени черты и чистой конкуренции,  и чистой монополии.

   На совершенном конкурентном  рынке действует достаточно  продавцов  и покупателей товара, и поэтому  ни один продавец или покупатель  в отдельности не может повлиять  на цену товара. Цена определяется  рыночными правилами предложения  и спроса. Фирмы принимают рыночную  цену как заданную, решая, сколько  купить. Предмет данной работы  – монополия. Фирма считается  абсолютной монополией тогда,  когда она является единственным  поставщиком однородного товара, так что границы расширяются  до масштабов отрасли. В известном  смысле чистая монополия, как  и совершенная конкуренция, является, скорее научной моделью, чем  реальной действительностью, - в  масштабах страны она практически  не встречается. Но если взять  небольшой городок, поселок, где  находится, например, один хлебозавод, одна поликлиника и одна школа  и т.д., то абсолютная монополия  – типичное явление в любой  стране. Анализ чистой монополии,  как и анализ чистой конкуренции  необходим для того, чтобы знать, как ведет себя фирма в двух крайних случаях: при весьма большом числе конкурентов и при полном их отсутствии. Фактически же рыночные структуры располагаются в интервале между двумя крайними ситуациями, находясь либо ближе к совершенной конкуренции, либо ближе к чистой монополии.

   Нужно отметить, что в  работе уделяется внимание истории  монополий в России для того, чтобы проследить как же развивался  монопольный рынок и какие  условия сложились к XXI веку для современных монополий.

 

 

Глава 1      МОНОПОЛИЯ

 

1.1 Чистая монополия и  ее сущность.

 

Монополия (от греч. monos – один, единственный + poleo – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий (рис.1): собственно монополию, олигополию, монопсонию и олигопсонию.

 


 


 



 

 

                               Рис.1 Формы рыночного господства

 

Например, если в небольшом городе единственное «серьезное» предприятие  – скажем, хлебозавод, то оно может  оказаться монополистом на местном рынке хлебопродуктов и монопсонистом на рынке труда (как самый крупный покупатель рабочей силы). С другой стороны, не исключено, что тот же хлебозавод находится во власти олигополистов – двух-трех близрасположенных мельниц, поставляющих ему муку.

   Монополию можно рассматривать  как тип фирмы. Она представляет  собой крупную корпорацию, которая  занимает ведущее положение в  определенной сфере национального  хозяйства. Обычно монополия ассоциируется  с известными всему миру компаниями  «Дженерал моторс», «Эксон», «Кока-кола» и др.

   Но есть и другая трактовка  понятия «монополия» - это экономическое  поведение фирмы. На рынке возможна  ситуация, когда покупателям противостоит  предприниматель-монополист, производящий  основную массу продукции определенного  вида. В этом случае монополистом  может оказаться небольшое по  размерам предприятие. И наоборот, крупная фирма может и не  быть монополистом, если доля  на данном рынке невелика.

   Обращаясь к монополии  как виду экономической структуры  рынка, мы рассматриваем ее  как определенный тип экономических  отношений, который дает возможность  одному из участников этих  отношений диктовать свои условия  на рынке определенного товара.

   Монополия предполагает, что  в отрасли имеется только один  производитель, который полностью  контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум  прибыли. Степень использования  монопольной власти в установлении  цены будет зависеть от наличия  близких заменителей товара. Это  позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум  прибыли. Степень использования  монопольной власти в установлении  цены будет зависеть от наличия  близких заменителей товара. Если  товар уникален, то покупатель  вынужден платить назначенную  цену или отказаться от покупки.  Число продуктов, не имеющих  заменителей, ограничено. К чистой  монополии можно отнести предоставление  коммунальных услуг, компании  кабельного телевидения, телефонные  компании или монополию книгоиздательства  на реализацию учебников и  т.п.

   Фирма-монополист обычно  имеет более высокую прибыль,  что естественно, привлекает в  отрасль других производителей. В случае чистой монополии,  барьеры для вступления в отрасль   достаточно велики, и это практически  блокирует проникновение конкурентов  на монополизированный рынок.

 

  В реальной действительности  практически невозможно найти  ситуацию, когда на рынке действовал  бы один единственный производитель  товаров, не имеющих субститутов.  А раз так, то невозможно  найти фирму, кривая спроса  на продукцию которой была  бы абсолютно не эластичной (рис.2)

 


 

Рис.2 Абсолютно неэластичный спрос

 

На рис.2 линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Q1. В конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем Р3), и фирма не может двигаться до бесконечно вверх (повышая цены) по оси ординат.

  

Совершенная конкуренция и чистая монополия – это теоретические  абстракции, которые выражают две  полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения  индивидуальной фирмы, стремящейся  к максимизации своей прибыли  в каждой из этих ситуаций.

   В условиях чистой монополии  мы встречаемся с единственным  продавцом товара, не имеющего  близких заменителей. Монополист-продавец  вступает в рыночные отношения  только с покупателями его  продукции. Характер этих взаимоотношений  таков: если монополист снижает  цену, у него будут покупать  товаров больше. На первый взгляд, утверждение о снижении монополистом  цены на свою продукцию может  показаться странным.

   При совершенной конкуренции  фирма не в состоянии повлиять  на рыночную цену. Цена на продаваемый  товар диктуется рынком, сформирована  «за спиной» производителя товаров,  предстает как объективный, независимый  от воли и сознания рыночный  феномен. В этих условиях фирма  может увеличивать свою прибыль  не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между  валовым доходом и валовыми  издержками была бы максимальной.

   В случае же несовершенной  конкуренции монополист обладает  определенной властью над ценой.  Масштабы контроля над уровнем  цены различаются в зависимости  от формы несовершенной конкуренции.  Но главное – монополист сознательно  ищет и устанавливает такой  уровень цены, при котором прибыль  была бы максимальной. При этом  функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист  не в силах ее изменить. Ведь  если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте  цены величина спроса (при прочих  равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены величина  спроса растет. Следовательно, если  монополист в состоянии сознательно  повышать цену, то он не в  состоянии еще при этом и  устанавливать объем спроса. И  если монополист захватил весь  рынок, то кривая спроса на  его продукцию – это отраслевая  кривая спроса. Следовательно, для  того, чтобы продать дополнительное  количество продукции, необходимо  снизить цену.

 

  Рассматривая модель чистой  монополии, сравним, прежде всего,  кривые спроса на товар двух  фирм – представителей совершенной  и несовершенной конкуренции. 



а) условия совершенной конкуренции                       б) условия чистой монополии

   Рис.3 Кривая спроса на продукцию фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции

 

  Из этих графиков видно,  что совершенно конкурентная  фирма (рис.3а) может продать  столько, сколько она хочет,  не оказывая при этом влияния  на рыночную цену. Следовательно,  линия спроса D на ее продукцию горизонтальна. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому, сколько бы фирма – «ценополучатель» ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся  на рынке цену.

   В случае фирмы – несовершенного  конкурента (рис.3б) кривая спроса  D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма – монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

 

   Важнейший вывод, который  можно сделать из рассмотрения  приведенных графиков, следующий:  горизонтальность линии спроса  на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного  конкурента. Если же линия спроса  имеет отрицательный наклон, то  мы имеем дело с фирмой –  «ценоискателем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды монополий

 

Вид монополий  зависит от рыночной структуры и  формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

   Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Например, в отраслях (автомобильная, газовая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (водоснабжение), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Монополия естественна при добыче редких полезных ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.

Информация о работе Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики