Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, шпаргалка
Административное право это совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления, и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.
Многообразная система источников административного права (Конституция РФ, конституции республик, уставы субъектов РФ. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Нормативные указы Президента Российской Федерации. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации.
Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства).
Денежная система – это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно.
Денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги). Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют.
Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения. понятие денежных средств по действующему законодательству РФ не раскрывается. В юридической науке должная ясность по вопросу о правовом режиме денежных средств на настоящий момент отсутствует
Основной элемент денежной системы РФ – официальная денежная единица (валюта) РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в РФ введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы, единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.
На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег 3) установление признаков платежности денежных знаков порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в РФ.
Правовую основу функционирования денежной системы РФ, исходя из конституционных положений, составляет федеральное законодательство. Многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере организации и функционирования денежной системы, обусловили правовое регулирование данной сферы одновременно несколькими отраслями права – гражданским, административным, уголовным. Однако базисными являются нормы финансового права, так как именно они регулируют отношения, связанные с самой организацией (построением, структурой и т. п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной системы, как наиболее тесно связанные с государственными и социально-экономическими интересами общества.
Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулируются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих нормативный характер). Они уточняют и конкретизируют общие положения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в гл. VII названного Закона. Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.
Одним из способов обеспечения стабильности рубля является регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения так называемого валютного коридора, когда ЦБ РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т. е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр, выпуск наличных денег, обладающих средствами защиты, позволяющими избежать их подделки.
Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система страны отражает состояние его экономики.
В соответствии с Конституцией РФ в РФ существует централизованное управление денежной системой, т. к. финансовое, валютное регулирование, денежная эмиссия, а также федеральные банки находятся в ведении самой Федерации.
соответствии с действующим
законодательством в
В настоящее время расчеты платежными поручениями являются основной формой безналичных расчетов, к сожалению, не совсем совершенны. Главным недостатком указанных расчетов является длительность прохождения документов от плательщика к получателю. Расчеты через Центральный банк России могут быть незамедлительными, они могут производиться непосредственно по обработке платежных поручении с использованием электронных средств. Электронные расчеты день в день предполагают сокращение потока бумажных документов, окончательность и безотзывность платежа. Благодаря переходу на внутрирегиональную систему расчетов современные программы позволяют расчетам осуществляться автоматизировано, позволяя (обрабатывать платежные поручения в пределах одного операционного дня (хотя и не всегда в режиме реального времени). Более широкое внедрение электронных технологий позволило сократить удельный вес почтовых платежей через расчетную сеть Банка России. Прямые расчеты, обеспечивают значительное ускорение прохождения платежей, играют важную роль в деятельности банка. Ведь в регионе по месту нахождения любого банка сосредоточена большая часть его платежного оборота.
Таким образом, можно смело говорить, о том, что безналичная форма расчетов просто необходима, хотя российская система безналичных расчетов еще далека от совершенства.
Ключевым для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является расчетный счет, для оформления и регулирования отношений при осуществлении операций по которому между кредитной организацией и клиентом заключается договор расчетного счета. По своему назначению, в соответствии с Положением Центрального Банка РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. №2-П , расчетные счета используютсясубъектами предпринимательской деятельности для зачисления выручки от реализации товаров, работ и услуг, учета своих доходов от внереализационных и иных операций, осуществления расчетов со своими контрагентами, бюджетами (по налогам и приравненным к ним платежам), с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включенным в фонд потребления, с кредитными организациями по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решению судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов в бесспорном порядке.Иное назначение имеет текущий счет, который открывается для обеспечения деятельности филиалов либо представительств юридических лиц, инициирующих открытие этого счета. В сравнении с расчетным счетом круг операций, проводимых по текущему счету, имеет определенные ограничения. С текущего счета производятся расходы и выплаты на содержание аппарата управления (включая расходы по выдаче средств на заработную плату), расходы по обязательствам перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами, а также расходы и выплаты, связанные с выполнением функций представительства по иностранному страхованию113.
Существенное отличие от рассмотренных видов счетов имеет корреспондентский счет, который, в свою очередь, подразделяется на два подвида. Основное назначение этого счета - производство безналичных расчетов в соответствии с установленными межбанковскими корреспондентскими соглашениями. В них определяются: порядок установления даты перечисления платежа при проведении безналичных расчетных операций : с учетом документопробега между банком-респондентом и банком-корреспондентом; правила обмена документами (на бумажном носителе, в виде электронного документа) и форма реестра предстоящих платежей с перечислением необходимых реквизитов для совершения расчетных операций, способ и порядок его передачи (на бумажном носителе или в виде электронного документа); обязательства банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении безналичной расчетной операции для ее отражения по корреспондентскому счету в банке-респонденте и банке-корреспонденте одной датой; порядок действий банка-респондента и банка-корреспондента при поступлении расчетного документа позже установленной даты перечисления платежа, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств; обязательства банка-респондента по пополнению корреспондентского
Наряду с классическим
корреспондентским счетом (субсчетом),
открываемым кредитными организациями
(соответствующими подразделениями) в расчетно-кассовых центрах
Банка России, следует выделить корреспондентские
счета, открываемые кредитными организациями
(соответствующими подразделениями) друг
у друга. Как показывает проведенное исследование,
понятие банковского счета (по аналогии
с денежными средствами) по действующему
законодательству РФ не раскрывается
должным образом. В юридической науке
правовой режим банковского счета традиционно
не является предметом каких-либо специальных
дискуссий. связи с тем, что каждое денежное
обязательство по исполнению безналичных расчетов обладает уникальным, отличным от других
форм, составом субъектов, с присущими
им правами и обязанностями, в данном правоотношении
не представляется возможным выделить
исчерпывающий субъектный состав, характерный
для всех форм безналичных расчетов . Исключением будут являться обязательные
участники: владелец счета (плательщик),
получатель средств (взыскатель) и финансовые
посредники.
7. В законодательстве отсутствует единый
понятийный аппарат, учитывающий все особенности
аккредитивной формы расчетов. По мнению
автора, аккредитив можно определить как
сложное расчетное обязательство, основой
возникновения которого являются дача
клиентом-плателыциком (аккредитиводателем)
аккредитивного поручения обслуживающему
его банку (банку-эмитенту) и достижение
между ними соглашения об условиях исполнения
этого поручения, что становится основанием
возникновения условного обязательства
банка-эмитента перед аккредитиводателем,
в зависимости от случая, либо уплатить
определенную денежную сумму третьему
лицу (бенефициару), либо акцептовать или
учесть переводные векселя, выставленные
по приказу бенефициара, за счет аккредитиводателя,
либо уполномочить другой банк (исполняющий
банк) произвести эти действия и права
формировать маршрут прохождения аккредитива
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) (с изменениями от 26 февраля 1996 г.)
I. Общие положения
1. Предприятия, объединения,
2. Предприятия производят