Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, шпаргалка
Административное право это совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления, и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.
Многообразная система источников административного права (Конституция РФ, конституции республик, уставы субъектов РФ. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Нормативные указы Президента Российской Федерации. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации.
2 Финансовое право относится к праву публичному, т.е. оно регулирует отношения, имеющие ярко выраженный общегосударственный интерес вместе с конституционным и административным. Финансовое право, в отличие от конституционного и административного, появилось значительно позже, так как выделилось из этих отраслей в самостоятельную отрасль «в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением». Причем такой процесс происходил и в других странах континентальной системы права, но, естественно, в разное время. Однако следует подчеркнуть, что выделение финансового права в самостоятельную отрасль было обосновано финансово-правовой наукой, которая, в свою очередь, выделилась из финансовой науки. С учетом отмеченного можно утверждать, что в системе российского права взаимосвязь финансового права с конституционным и административным является наиболее жесткой. В связи с этим в ряде случаев для отграничения финансового права от конституционного и административного необходимо руководствоваться не просто критерием предмета и метода правового регулирования, но принимать в расчет некоторые иные сведения о системе права. Конституционное право
является ведущей отраслью в системе
права. Это значит, что его нормы
являются определяющими для Учитывая сказанное, надо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются отраслями смежными, но не пересекающимися. Иначе говоря, финансовое право является совершенно самостоятельной отраслью права, в которую включены исключительно финансово-правовые нормы. Тесная связь
административного и Финансовое право тесно
|
1 Финансовое право — одна из отраслей российского права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, т.е. круг общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли Права. Основу предмета данной отрасли права составляют финансовые отношения, по мобилизации и использованию бюджетных средств, страховых фондов, и отношения, связанные с государственным (и муниципальным) кредитом. Принципы: приоритета публичных интересов, законности, гласности, федерализма, плановости, равенства прав субъектов, единство финн. политики и ден. систем. В целом в разработке
теоретических проблем Основной из них - подмена законодательного регулирования важнейших видов финансовых отношений подзаконными актами. Например, деятельность федерального казначейства Российской Федерации, созданного в составе Министерства финансов Российской Федерации, регулируется Положением, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации. На федеральное казначейство Российской Федерации возложены важнейшие задачи по контролю за исполнением федерального бюджета Российской Федерации и за внебюджетными федеральными средствами. В связи с этим возникает вопрос не только о правомерности учреждения и определения правового статуса этого органа подзаконными актами, но и о допустимости включения его в состав другого органа исполнительной власти - Минфина России. Учитывая задачи, стоящие перед федеральным казначейством, и в интересах обеспечения его самостоятельности и независимости правовой статус казначейства следует определить федеральным законом. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что уровень собственного законодательного регулирования финансовых отношений во многих случаях должен быть повышен.. |
4. Наука финансового права существует и развивается за счет главным образом научных исследований ученых юристов-финансоведов. Наука финансового права является общественной наукой. Это значит, что она изучает реальные общественные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств, чем и отличается от естественных наук, а также от других юридических наук. Предметом науки финансового права является финансовое право как отрасль российского права. Прежде всего, эта наука изучает финансово-правовые нормы, содержащиеся в различных финансово-правовых актах, на предмет их реальности, гарантированности, эффективности, ясности изложения, соответствия Конституции РФ и т.д. Отмечаются три функции науки финансового права по отношению к финансово-правовым нормам: а) аналитическая, б) критическая, в) конструктивная. Аналитическая функция состоит в комментировании, классификации финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную и понятную систему. Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем финансовом законодательстве, фиксации несоответствия правовой нормы требованиям жизни. Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов'. Во взаимосвязи с финансово-правовыми нормами наука финансового права исследует сущность и содержание различных финансово-правовых институтов, взаимосвязи между ними, а также тенденции их развития. В предмет науки финансового права включается и анализ реальных общественных отношений, урегулированных нормами финансового права, т.е. финансовых правоотношений. В частности, исследуются субъекты и объекты финансовых правоотношений, особенности прав и обязанностей, юридические механизмы реализации прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений и т.д. предмет науки финансового права составляет совокупность следующих основных компонентов: а) норм и институтов финансового права РФ; б) финансово-правовых отношений; в) финансового законодательства; г) тенденции развития финансово-правового регулирования и финансового права как отрасли права. наука финансового права — это отраслевая, общественная, публично-правовая наука, имеющая своим предметом изучение финансового права как отрасли права и представляющая собой систему знаний в виде финансово-правовых концепций, категорий, принципов; правил юридической техники в сфере государственных финансов; научных прогнозов.
5 Под финансово-правовым институтом следует понимать законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы общественных отношений. Подотрасль финансового права характеризуется наличием в ее составе нескольких правовых институтов с одновременным выделением некоторых «общих положений» свойственных всем входящим в подотрасль институтам. Отличие раздела финансового права от подотрасли финансового права состоит в том, что в разделе отсутствуют некоторые общие нормы, характерные для всех финансово-правовых институтов, входящих в тот или иной раздел. В Общей части финансового права стал настойчиво выделяться финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля. Этот институт включает в себя нормы, устанавливающие систему, виды государственного и муниципального финансового контроля, методы его проведения и т.д. Кроме того, в институт государственного и муниципального финансового контроля включаются нормы, регулирующие условия и порядок его проведения в отдельных сферах финансово-правового регулирования: в сфере бюджета, налогообложения, валютных операций и т.д. В связи с этим, нормы государственного и муниципального финансового контроля содержатся в подотраслях бюджетного, налогового права, а также в финансово-правовых институтах денежного обращения, валютных операций и т.д. Это позволяет говорить о том, что институт государственного и муниципального финансового контроля является комплексным финансово-правовым институтом, включающим в себя нормы, являющиеся одновременно составными частями других финансово-правовых институтов (подотраслей). В Особенной части финансового права особое место занимает группа финансово-правовых норм, объединенная в подотрасль «бюджетное право». Особое место бюджетного права в системе финансового права экономически определено особым местом бюджета в финансовой системе РФ, а юридически — тем, что все остальные финансово-правовые институты так или иначе взаимосвязаны, производны от бюджетного права. К бюджетному праву очень тесно примыкает финансово-правовой институт государственных внебюджетных фондов. Этот институт появился в системе финансового права сравнительно недавно в связи с образованием в финансовой системе РФ государственных внебюджетных 4юндов и их правовым регулированием. Институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, является комплексным включает нормы, которые одновременно входят в иные финансово-правовые институты (например, в налоговое право).
|
6. Финансы — это одна из экономических категорий, наряду с такими как цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются| финансовыми. В связи с этим понятие «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными. Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются важнейшей предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений. Роль финансов в жизни общества зависит от того, какое место в экономике страны отводится денежным отношениям. В докапиталистических формациях, в условиях фрагментарности товарно-денежных отношений финансы также имели фрагментарный характер. При капитализме, когда товарно-денежные отношения стали основой развития экономики, финансовые отношения приобрели всеобъемлющий характер. В социалистическом обществе финансовые отношения были ограничены преобладанием отношений производственного распределения над товарно-денежными отношениями. В современных условиях в связи с развитием в России отношений рыночного типа, а значит — товарно-денежных, финансы стали играть определяющую роль в жизни общества. Финансы — это не все денежные отношения в обществе, а только их часть, а именно те, которые связаны «с формированием, распределением и использованием централизованных и де- централизованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства». Финансы охватывают две группы отношений: 1) денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов; 2) денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов организаций. В первую группу включаются отношения по: а) уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; б) выделению средств из бюджета и из государственных и муниципальных внебюджетных фондов; в) распределению бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т.д. Вторая группа охватывает отношения по формированию, распределению, а в ряде случаев и использованию доходов и прибыли предприятий и организаций и т.д. Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях. Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических лиц. Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т.д. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых и налоговых органов, которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т.д.
3 Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на Отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Определенную группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение. Н.И. Химичёва рассматривает в качестве основного метода финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. «Такой метод, — пишет Н.И. Химичёва, — свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия... Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности». И далее: «Участники финансовых отношений, которым они адресуют свои предписания (различные органы государственного управления, организации), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой еятельности» Финансовое право имеет
свой предмет правового |
Определение финансов Финансы — это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств. Природа финансовой системы экономическая, носит публичный характер - данные отношения формируют, распределяют и используют фонды денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта, и контроль за удовлетворением потребностей общества. Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Роль -Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.
Таким образом, понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:
как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач. Понятие финансов
В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:
Финансовая система РФ, ее состав
Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.
Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Финансовая деятельность государства: понятие, функции.
С помощью финансов государство распределяет и осуществляет
контроль на всех стадиях создания, распределения
и использования общественного продукта
и национального дохода. Главное назначение
(функция) контроля - способствовать наиболее
рациональному использованию централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств с целью повышения эффективности
общественного производства.
Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих
органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих
финансовый контроль, он разделяется на
общегосударственный, ведомственный,
внутрихозяйственный, общественный и
независимый (аудиторский).
Общегосударственный (вневедомственный)
финансовый контроль осуществляют органы государственной
власти и управления (Президент и Правительство
РФ, Федеральное собрание, Министерство
финансов, Министерство по налогам и сборам
и др.). Контролю подлежат объекты независимо
от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный
финансовый контроль проводят также законодательные
органы власти, финансовые, налоговые,
кредитные учреждения, госкомитеты, министерства
и ведомства, отделы местных органон власти.
Важнейшей функцией законодательных органов
является контроль за состоянием финансов,
за расходованием государственных средств.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют
контрольно-ревизионные отделы министерств,
ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную
деятельность подведомственных предприятий
и учреждений
Формы и методы финансовой деятельности государства
Правовые формы финансовой деятельности
Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.
Итак, финансово-правовые акты — это
принятые в предусмотренной форме
и имеющие юридические
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.
По юридической природе
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
К финансово-плановым актам относятся:
Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт
Формы финансовой деятельности государства
Методы финансовой деятельности Российской Федерации
Основным методом финансового п
Суть метода властных предписаний состоит в том, что одна сторона правоотношения (государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование) дает обязательные
для другой стороны предписания. При этом другая сторона не обладает властными полномочиями вообще либо обладает ими в меньшем объеме. Характерные черты метода финансового права (схема № 19): Преобладание позитивных обязываний, а не дозволений,
как в гражданском праве, или запретов, как в уголовном праве. Императивность, которая означает, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению
приобретать финансовые права и обязанности, а также определять их содержание. Они выполняют свои обязанности и осуществляются свои права лишь в случаях, установленных
нормативными правовыми актами. При этом их права вторичны, производны от обязанностей.
Конформизм, который означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые отношения не по своей воле,не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов органов государственной власти. Неравенство субъектов финансового права, которое проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, апоследние - нет.
Характеризуя финансовую деятельность РФ на современном этапе, важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений. Для регулирования такого сотрудничества создан специальный орган — Государственный комитет РФ по экономическому сотрудничеству с государствами — членами Содружества (Госкомсотрудничество России).
Финансовая система РФ, ее состав
Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты: