Шпаргалка по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Институциональная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika.docx

— 113.69 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, при реализации таких трансакций от межфирменных перейти к внутрифирменным отношениям.

Структура управления классическим контрактом — рынок.

Неоклассический.

Контракты неполны, и сделать их таковыми в принципе невозможно, к тому же, ряд контрактов реализовать невозможно, пока стороны  не станут доверять некому механизму  разрешения споров — третьей стороне. Причем степень доверия зависит  от эффективности данного механизма  арбитраж третейский суд. Сделка носит  разовый характер и ресурсы специфичны.

Структура управления сделкой, которая соответствует  неоклассическому контракту — это  гибридная смешанная форма О.Уильямсон,1991

Для гибридных форм характерна комбинация сильных рыночных стимулов и координации, включающей некоторые формы административных отношений. В гибридных формах достигается  компромисс между интенсивностью стимулов и возможностью приспосабливаться  к непредвиденным обстоятельствам.

Примеры гибридных  форм:

- долгосрочные контракты

- эксклюзивные дилерские  контракты

- связанные продажи  tie-in-sales

- фрэнчайзинг.

Отношенческий.

Над формальными  пунктами здесь превалируют будущие  и прошлые отношения сторон. Стороны  руководствуются негласным сводом правил ведения бизнеса. Обращение  в суд связано с потерей  времени и ухудшении отношений  с партнером.

Способ организации  сделки при отношенческом контракте — это иерархия, административное управление в рамках одной организации.

Примеры:

- типы контрактов  в отношениях между Фишер Боди и Дженерал Моторс

- выбор типа контракта  с поставщиками узлов и деталей  автомобильными компаниями Дженерал  Моторс и Тойота.

50. Роль цены в  классическом, неоклассическом и  отношенческом контрактах.

В классическом контракте: этот контракт фиксирует четкие условия  сделки. Цена играет решающую роль в  стимулировании, координации, контроле. Цена не меняется с изменением обстоятельств.

В неоклассическом  контракте: чем более длительны  отношения между сторонами и  чем сложнее предмет сделки, тем  меньше значения придаётся цене и  качественным характеристикам на стадии заключения контракта, и тем больше внимания уделяется правилам, которые  будут регулировать отношения сторон. Применяются не фиксированные цены, а правила гибкого ценообразования например, цена изменится в связи с ростом уровня жизни.

В отношенческом контракте:цены играют незначительную роль во внутренних связях между отделами фирмы. В одной фирме у менеджеров разных отделов могут быть разные интересы. Они могут спорить о трансфертных ценах, т.к. от этого зависит доход отдела и менеджера соответсвенно.

 

 

 

 

 

 

 

51. Франчайзинг как  гибридная форма организации  сделки

Гибридная форма  — способ сделки, который имеет  дело с двусторонней зависимостью, достаточно сильной, чтобы потребовалась  тесная координация, и не достаточно сильной для полного слияния. Характерна для неоклассических контрактов. Для гибридных форм характерна комбинация сильных рыночных стимулов и координации, включающей некоторые формы административных отношений. В гибридных формах достигается компромисс между интенсивностью стимулов и возможностью приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам.

Франчайзинг — контракт, который предоставляет независимому лицу право использовать торговую марку  на определенный срок. За это право  инвестор платит первоначальный взнос  и проценты от продаж. Здесь возникает  проблема оппортунистического поведения  партнера. Решение проблемы: заложник, безобразная принцесса. Во франчайзигах в качестве безобразной принцессы могут выступать репутация франчайзи на местном рынке или его вложение в развитие местного рынка, которые не предоставляют ценности для франчайзера, но ценны для франчайзи, который лишится этой ценности, если контракт с ним будет расторгнут из-за оппортунистического поведения.

52. Роль доверия  в теории Уильямсона.

Уильямсон различает 2 вида доверия: доверие, основанное на расчете — рациональная оценка выгод  и издержек доверия; и личное доверие  — гарантируется личными отношениями.

53. Экономический  подход к доверию. Теоретико-игровая  иллюстрация проблемы доверия.

Доверие — психологическое  состояние, которое включает намерение  пойти на риск, основанное на позитивных ожиданиях касательно намерений  и поведения контрагента. Доверие  — разновидность риска. Доверять — подразумевать, что вероятность  того, что это лицо предпримет действия, которые выгодны нам или, по крайней  мере, не нанесут нам ущерба, достаточно высока для того, чтобы рассматривать  возможность участия в каких-либо формах сотрудничества с ним. Агент  заслуживает доверия, если у него нет стимула к тому, чтобы воспользоваться  доверием других лиц.

Виды доверия: 1. доверие  к договору сontractual trust — соблюдении каждой стороной устных или письменных договоренностей; 2.доверие к компетенции партнера сompetence trust — относится к ожиданиям, что партнер достаточно компетентен, чтобы выполнить свои обязательства; 3. доверие к доброй воле партнера goodwill trust — относится к взаимным ожиданиям партнеров, что их контрагент будет готов пойти им навстречу, сделать больше, чем от него формально ожидается..

Существует доверие, основанное на расчете — рациональная оценка выгод и издержек доверия; и личное доверие — гарантируется  личными отношениями.

Решение проблемы доверия: 1.Изменение предпочтений игроков  стыд, вина за обман, 2. Подписание явного контракта с участием 3 стороны, 3. Использование неявного социального  контракта репутация, 4. Повторяющееся  взаимодействие око за око — игроки сотрудничают в 1 раунде, а потом  выбирают ту стратегию, которую выбрал партнёр в предыдущем раунде; спусковой  крючок — игрок сотрудничают, пока другой не откажется от сотрудничества, после этого 1 игрок отказывается от сотрудничества всегда.

Игра доверие  в условиях контракта

В

Сотрудничать

Присвоить выигрыш

А

Инвестировать

0,5;

0,5

0,5;

-0,5

Не инвестировать

0;

0

0;

0

54. Внутренние характеристики  формальных организаций: объяснение  с позиций теории

трансакционных издержек.

Теория трансакционных издержек исходит из того, что экономического агента, который может повести себя оппортунистически после заключения сделки, трудно определить до сделки. Теория уделяет основное внимание гарантиям выполнения соглашения или их отсутствию и проблемам, связанным с этим.

55. Теория фирмы  Коуза, ее преимущества и недостатки.

Р. Коуз задался вопросом перехода от контрактации между фирмами на внешнем рынке к интеграции и поглощению одной фирмой другой. Ответ: всякие трансакции сделки в рыночной экономике, сопряжены с издержками, и что эти издержки необходимо включить в рыночный анализ.

Коуз настаивал на изменении методологического подхода к экономической теории, говоря о том, что все допущения, используемые экономистами при создании теорий функционирования экономических систем, должны быть реалистичными. В то время практически все экономисты настаивали, на том, что экономическая теория должна быть в первую очередь удобна для анализа, что даже если допущения, принятые в теории нереалистичны, но они могут упростить для анализа всю систему, их надо применять. Включив трансакционные издержки в анализ, Коуз создал теорию, которая максимально близко к действительности объясняла как предпосылки к созданию фирм, так и границы их расширения. Рыночный механизм оказывается очень дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности. Именно поэтому создаются системы, где человек работает не на основе торгов, а на основе подчинения приказу в рамках иерархической организации. Это и есть современные фирмы. Фирма не уничтожает издержки производства уменьшаются лишь издержки торгов, издержки заключения договора и его гарантии, издержки уточнения договора и защиты прав собственности, однако, вместо них в фирме появляются издержки управления работниками после заключения с ними трудового соглашения. К ним относится контроль над исполнением приказа, включающий оценку объёма и качества выполненной работы. Коуз объясняет существование фирмы экономией на трансакционных издержках. Координация деятельности внутри фирмы заменяет рыночную координацию, когда трансакционные издержки использования ценового механизма становятся высокими. Коуз о границах фирмы: Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или затратами на организацию ее через другую фирму.

Достоинства подхода  Коуза: дал ответ на вопрос о возникновении фирмы, не выходя за рамки стандартной экономической теории, пользуясь ее основными понятиями: экономические агенты ищут способы экономить издержки, в том числе и тогда, когда они принимают решение о том, как организовать конкретную сделку.

Недостатки: не рассматривал проблем после заключения контракта, не рассматривал структуру прав собственности  внутри фирмы и проблемы со стимулами.

56. Объяснение возникновения  фирмы Ф. Найтом.

Критика подхода  Найта Коузом.

Причины происхождения  фирмы — неэкономические факторы. Для Найта в появлении новой формы организации производства основную роль играет неопределенность. Люди различаются по своим способностям осуществлять эффективный контроль над другими людьми, по интеллектуальному потенциалу, позволяющему людям принимать наилучшие суждения, а также по степени уверенности в своих суждениях и склонности принимать на себя риск. Возникает система, при которой самоуверенные и склонные к авантюрам страхуют сомневающихся и нерешительных, гарантируя им заранее определенный доход в обмен на реальные результаты труда. В результате происходит специализация функций индивидов: одни, обладающие способностями к суждениям и прогнозированию и склонные к принятию на себя риска, назначаются на управленческие должности, остальные работники становятся их подчиненными. Компенсацией подчиненности становятся гарантии определенных результатов действий и оплаты. Так возникает предприятие с системой наемного труда. Суть предприятия — в специализации функции ответственного руководства экономической жизнью, причем эти два элемента — ответственность и контроль — неотделимы друг от друга…. Теория Найта, таким образом, выводит происхождение фирмы из склонности некоторых людей к принятию ответственных решений, которые и организуют остальных людей к совместной деятельности. Найт анализирует фирму как институт эффективного распределения риска, основываясь на понятиях уклонения от риска и издержек приобретения информации. Он объяснил существование фирмы необходимостью в институте, который обеспечивал бы распределение риска. В обмен на

страхование от риска  работники позволяют владельцу  фирмы осуществлять над собой  контроль, давать указания.

Недостатки подхода: Во-первых, люди часто берут на себя риск, но не требуют в обмен возможности  контролировать других людей. Во-вторых, ценовая система не нуждается  в фирме как институте, чтобы  решить проблему распределения риска.

Критика Коуза: свои знания и советы можно продавать на рынке, как и любой другой продукт. Аналогично наемным работникам нет необходимости наниматься, чтобы получить гарантированный доход, поскольку любые действия можно выполнять по контракту на рынке и получать тот же гарантированный доход. Поэтому Р. Коуз замечает, что Найт нигде не объясняет, почему же механизм цен должен вытесняться , т.е. почему рынок заменяется своей противоположностью, иерархией.

57. Теория фирмы

Алчиана и Демсеца. Преимущества и недостатки их подхода.

Алчинн утверждает, что современная фирма представляет собой лишь один из вариантов рынка. Алчян заявляет, что фирма не обладает ни силой принуждения, ни властью, ни дисциплинарными полномочиями, хотя бы в какой-либо степени отличными от тех, которыми обладает обыкновенный рыночный контракт между двумя рыночными субъектами. Говоря об управлении, руководстве и закреплении за работниками различных обязанностей, мы наглядно описываем тот факт, что работодатель вовлечен в непрерывный пересмотр контрактов на условиях, которые приемлемы для обеих сторон. Алчян утверждает, что внутрифирменные отношения симметричны, что и работодатель и работник совершают рыночную сделку — услуга за услугу. В данной модели работодателю приданы функции мониторинга за качественным исполнением своих обязанностей сотрудниками, дабы избежать уклонения от работы. Алчиан и Демсетц указали на теоретическую слабость подхода Коуза, которая связана с противопоставлением роли властных отношений внутри фирмы и договорного характера рыночного обмена. Что гарантирует выполнение работником указаний работодателя

Возникновение фирмы  Алчиан и Демсетц объясняют выгодами от работы командой. Работа командой — это производство, в котором: -используется несколько типов ресурсов; -продукт работы — это нечто большее, чем сумма результатов каждого включенного в команду ресурса. -ресурсы, используемые в производстве, не принадлежат одному лицу. Основная проблема, которая стоит при работе командой — это проблема измерения

вклада отдельных  членов команды. Из-за отсутствия прямой связи между вкладом и вознаграждением  у работников появляется стимул к  отлыниванию от работы. Для того чтобы избежать появления безбилетников  в команде появляется некий центральный  агент, который контролирует членов команды. Чтобы быть заинтересованным в добросовестном исполнении своих  функций, центральный агент должен получить право на остаточный доход , право контроля, в том числе право увольнять и нанимать работников команды, а также право продажи первых двух правомочий, то есть право продажи фирмы

Достоинства подхода  Алчиана и Демсетца: — обратили внимание на проблему стимулов, которая возникает внутри фирмы; — выделение правомочий, которые находятся в руках собственника фирмы, позволило Алчиану и Демсетцу

сравнить

различные типы фирм на основе анализа структуры прав собственности, сложившейся в них, и

на этой основе дать экономическое объяснение наблюдающемуся в хозяйственной жизни разнообразию организационных форм.

Недостаток теории: она не позволяет объяснить границы  фирмы. Почему

Информация о работе Шпаргалка по "Институциональной экономике"