Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории экономических учений"
Основателем шведской школы по праву считается Кнут Виксель (1851-1926). Его книга "Ценность, капитал и рента" вышла в 1893 году и заслужила высочайшие оценки Бём-Баверка и Вальраса. Затем была вторая его книга - "Процент на капитал и цена товаров"(1898).
С содержательной стороны
ближе всего Викселю
Викселль сформулировал
13. Социально-институциональное направление как альтернатива и как дополнение маржинализма. Особенности предмета и метода исследования. Этапы развития:
На рубеже XIX и XX вв. сложились конкретно-исторические условия, под влиянием которых США превратилась в самую богатую и развитую в социально-экономическом отношении страну мира. Именно в ней впервые в наиболее острой форме проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. Это явилось одной из причин того, что США стали пионерами антимонопольных мер, которые администрация этой страны апробировала еще в конце XIX в. Перманентный характер таких мер стал впоследствии очевидным для всех правительств развитых государств мира.
В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усвоившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя «антитрестовской» политике собственной страны, обрели статус лидеров концепций социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным просто институционализмом.
Институционализм — это в
определенном смысле альтернатива неоклассическому
направлению экономической
В области методологии
Следует, однако, отметить, что учет факторов социальной среды для обоснования путей экономического роста хотя и свидетельствуют о схожести методологических принципов институционализма и исторической школы Германии, но отнюдь не означают полной и безоговорочной преемственности традиций последней. Т.к,во-первых, находясь под теоретическим влиянием А.Смита, немецкие авторы второй половины XIX в. всецело поддерживали юнкерские круги Пруссии в их борьбе за утверждение в стране свободы торговли и других принципов экономического либерализма, включая необходимость неограниченной свободной конкуренции предпринимателей. Во-вторых, историзм в исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении естественного характера, рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматическом установлении равновесия в экономике на всем протяжении развития человеческого общества. И, в-третьих, в трудах авторов исторической школы Германии не допускались даже какие-либо намеки на возможность реформирования экономической жизни общества на принципах, ограничивающих «свободное предпринимательство».
Институционализм, таким образом,
являет собой качественно новое
направление экономической
Во многом похожее суждение высказывает М.Блауг, по мнению которого, «пытаясь определить суть «институционализма», обнаруживаются три черты, относящиеся к области методологии:
1) неудовлетворенность высоким
уровнем абстракции, присущим неоклассике,
и в особенности статическим
характером ортодоксальной
2) стремление к интеграции
3) недовольство недостаточной
По некоторым оценкам, отсчет времени
возникновения
Труды названных американских ученых
и их последователей объединяют антимонопольная
направленность, идея учета влияния на
экономический рост всей совокупности
общественных отношений и необходимости
государственного вмешательства в экономику5.
В обозначившихся трех течениях институционализма.
Т.Веблен возглавляет социально-психологический
(технократический) вариант институциональных
исследований, Дж.Коммонс — социально-правовой
(юридический), У.Митчелл — конъюнктурно-статистический
(эмпирико-прогностический).
14. Старая немецкая историческая школа (40 - 50-е гг. XIX в.): Ф.Лист, В.Рошер, К.Книс:
В период объединения Германских земель в единое государство, т.е. в середине XIX в., возникло альтернативное классической политической экономии направление экономической мысли, получившее название «историческая школа Германии», что одно и то же, «немецкая историческая школа».
Историческая школа зародилась в Германии, и этому были особые причины. Дело в том, что до 1871 г. Германия была лишь территорией, на которой находилось 36 немецкоязычных государств. Затянувшаяся феодальная раздробленность тормозила экономическое развитие Германии, и поэтому ее объединение было злободневным вопросом. Немецкая интеллигенция всячески подчеркивала духовное единство германской нации, большое внимание уделялось истории Германии. Теоретическому оформлению этих идей положила начало возникшая в Германии в первой половине XIX в. историческая школа права. Ее лидер Фридрих Карл Савиньи доказывал, что право должно руководствоваться не абстрактной логикой, а опираться на «национальный дух» данной страны и иметь исторически преходящий характер. Эти идеи восприняла и историческая школа в экономической науке.
Ее предшественником был Фридрих
Лист (1789—1846), который в своей
книге «Национальная система
политической экономии» (1841) критиковал
классическую политическую экономию,
называя ее «космополитической экономией».
Он указал на три недостатка теории
Смита и его последователей: «космополитизм»,
т.е. идею о существовании единых
для всех стран универсальных
экономических законов, не учитывающих
национальную специфику; «индивидуализм»,
т.е. использование в экономическом
анализе понятия «экономический
человек» без учета всех общественных
связей, и «материализм», т.е. исследование
только материальных факторов создания
богатства. В противовес этим недостаткам
Лист выдвигает понятие «
Кроме того, Лист критиковал концепцию
«экономического либерализма» и
ее частный случай — концепцию
фритредерства (свободы внешней
торговли). Он писал, что здесь происходит
навязывание всем странам экономической
политики, нормальной и выгодной для
Англии, которая была в то время
лидером мировой экономики, но невыгодной
менее развитым странам. В противовес
этому Лист предлагает исторический
подход к экономике разных стран.
В частности, он выделяет пять стадий
в развитии национальных экономик по
отраслевому признаку: охотничью, пастушескую,
аграрную, аграрно-промышленную и аграрно-промышлен-но-
Вскоре после Листа трое других
немецких экономистов стали развивать
сходные идеи — Вильгельм Рошер
(1817—1894) «Краткие основы курса политической
экономии с точки зрения исторического
метода» (1843), Бруно Хильдебранд (1812—1878)
«Политическая экономия настоящего
и будущего» (1848) и Карл Книс (1821 —
1898) «Политическая экономия сточки
зрения исторического метода» (1853).
Все они работали самостоятельно,
но впоследствии их объединили понятием
старая историческая школа. Так же как
и Лист, они критиковали классическую
политэкономию. В частности, они
отвергали идею о «естественных»
экономических законах, настаивая
на «относительности» и «
И наконец, для Рошера, Хильдебранда и Книса был характерен исторический подход. Рошер писал, об исторических законах экономики, Книс — об исторической относительности экономической политики и хозяйственных доктрин. Так же как и Лист, они выделяли этапы развития экономики, но опирались на другие критерии. Рошер выделял три этапа по критерию ведущего фактора производства: древнейший, когда главным фактором производства была земля; средневековый, когда главным фактором стал труд свободных ремесленных цехов, и новый, когда с переходом к машинному производству главным фактором становится капитал.
15. Новая историческая школа в Германии (70-е гг. XIX в.): Г.Шмоллер:
В 70-е гг. XIX в. формируется «новая историческая школа», основными представителями которой являются Густав Шмоллер (1838—1917), Альберт Шеффле (1831—1903), Карл Бюхер (1847—1930), Адольф Вагнер (1835—1917).
Г. Шмоллер являлся профессором университетов в Галле, Страсбурге и Берлине; был членом Прусского государственного совета и Прусской палаты господ.
В своих работах История мелкого ремесленного производства в Германии в Х I Х в. (1870 г.), Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы (1897 г.) Шмоллер был твердо уверен в том, что политическая экономия может превратиться в доминирующую общественную науку только тогда, когда установит прочные научные связи с этикой, историей, социологией, политологией.Немецкий экономист считал, что экономическая наука имеет нормативный характер и включает в себя психологию, социологию, географию. Он выделяет три сферы экономической деятельности в экономической практике:
В первом типе хозяйства господствует личный интерес, во втором - общественный, в третьем - благотворительность.
Кроме этого, Г. Шмоллер рассматривает следующую последовательность этапов развития экономики:
Согласно Г. Шмоллеру, возникновение социальных классов характеризуется неравномерным распределением доходов и разделением труда.
Г. Шмоллер выступал против анализа
экономических явлений с
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"