Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории экономических учений"
16. Начало XX
в. Новейшая историческая
Развитие экономической мысли
в Германии совершенно уникально
по многим причинам. Например, в тот
период в Германии существовало около
сорока государств со своими закрытыми
границами и огромными
Развитие исторической школы в Германии принято разбивать на три этапа:
1) 40 – 60-е гг. XIX в. Этот период
известен в истории под
2) 70 – 90-е гг. XIX в. Это второй
этап, называется он «новая
3) первую треть XX в. принято
называть «новейшей
Веренер Зомбарт (1863-1941) своей главной работе "Современный капитализм" В.Зомбарт, являвшийся профессором университетов в Берлине и Бреславле выделяет три этапа хозяйственного развития общества: индивидуалистическое, переходное и социальное. В основе этих этапов лежат, по его мнению, различные уклады хозяйственного мышления.
В работе « Буржуа» (1913) В. Зомбарт рассматривает шесть основных типов предпринимателей:
В. Зомбарт анализирует также три типа конкуренции:
В начале своей карьеры великий
немецкий социолог и эко номист М.
Вебер преподавал в университетах
Фрайбурга и Гейдельберга, однако
с 1896 г. из-за душевного расстройства
он был вынужден на время прервать
работу в учебных заведениях и
смог продолжить ее только в 1919 г. в
Мюнхенском универ ситете. К главным
экономическим произведениям
Возникновение капиталистической системы производств, в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) связывается немецким ученым с Реформацией, с появлением про тестантских течений в христианстве, с их особым отношение к трудовой и предпринимательской деятельности; протестантский религиозно-этический комплекс, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчетливости. М. Вебер отмечает «несомненное, ценное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей».
М. Вебер считает, что капитализм может выступать в следующих формах:
Вебер выделяет два типа предпринимательства, причем каждому из них свойственно стремление к прибыли, но это желание само по себе не имеет ничего общего с предпринимательством: оно есть и у официантов, чиновников, разбойников. Итак, 1-й тип предпринимательства основан на насилии, деятельности авантюристов. 2-й тип — это рациональное ведение хозяйства, основанное на получении прибыли путем обмена. Ему присуща ориентация на товарный рынок, рациональная бухгалтерская отчетность, честность как основа поведения предпринимателя.
Согласно М. Веберу, «о городе в
экономическом смысле можно говорить
лишь там, где местное население
удовлетворяет часть своих
М. Вебер разработал оригинальную
теорию классов, введя ряд новых
категорий: позитивно привилегированный
класс, негативно привилегированный
класс, стяжательный класс, находящийся
в негативно привилегированной
ситуации (рабочий класс). В основании
классификации немецкого
А. Шпитхоф заложил основы концепции накопления капитала. Он считал, что в основе кризисов лежат особенности накопления капитала.
Представитель социально-правовой школы Рудольф Штаммлер (1856-1938) 1 атаковал господствующий в марксизме принцип превалирования производственных отношений с позиций идеи права. Штаммлер рассматривает правовое регулирование общественной жизни как основу всех экономических процессов, исходя при этом из утверждения, что именно нормы права связывают людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности: «Экономическим феноменом называется одинаковое, массовое проявление правоотношений» . Социальное хозяйство, таким образом, есть сотрудничество людей, связанных нормами права. Право, поэтому, является первичной и самодовлеющей над жизнью людей категорией. Субъектом же правотворчества является государство, а значит, в конечном итоге, именно государственно-правовые механизмы задают тон развитию экономических отношений.
Вслед за Штаммлером, другой представитель
социально-правовой школы, Рудольф
Штольцман выдвинул тезис, согласно
которому народное хозяйство зависит
от правовых норм, которые, в свою очередь,
подчиняются высшим этическом принципам.
Отсюда Штольцман делает вывод, что
«народное хозяйство есть этическое
образование, оно есть организация
нравственно направленных целей». Таким
образом, степень важности отдельного
человека и общественных слоев определяется
выполняемыми ими этическими функциями,
которые служат интересам общества.
Более того, труд, как и собственность,
по Штольцману, являются одновременно
и правом и обязанностью. При этом,
если право есть продукт индивидуальных
интересов граждан, то долг продиктован
общественным, надиндивидуальным этическим
принципомЭто значит, что все экономически
разностатусные слои общества выполняют
важные социальные функции, определяемые
высшим социально-этическим принципом.
Несколько особняком от немецкой «национальной экономии» стоит Отмар Шпанн (1878-1950)2. Австрийский социолог, философ и экономист примыкает скорее к теоретикам корпоративного государства 3. В его учении принцип сословной организации общества и идея корпоративизма находят философское завершение в консервативно ориентированной идее универсализма. Сословия и иерархичность социальных слоев, по Шпанну, представляют собой части единого целого – государства как первоначальной реальности, довлеющей над частями. Монолитность обществу придает принцип субординации, понимаемый как беспрекословное подчинение одних лиц другим. Изначальное неравенство качеств людей приводит не только к социальной, но и к экономической дифференциации, выражающейся в неравноценности услуг, которые индивид оказывает обществу.
В государстве, по Шпанну, должно наблюдаться
сотрудничество труда и капитала
в рамках корпораций («корпоративизм»),
должны господствовать идеи солидарности
членов общества («солидаризм»), частную
собственность необходимо превратить
в фактор служения общественному
целому и национальным интересам (доктрина
«собственность обязывает»). Государство
как «работающая корпорация»
выполняет руководящие функции,
решает проблемы социальных трений, безработицы,
низкой зарплаты и т.д. Таким образом,
Шпанн приходит к идее государственного
регулирования экономических
17. Американский институционализм: условия возникновения в конце XIX века. 1880-е годы - "висконсинская школа". Связь институционализма с социологией
В начале XX века в связи с ростом монополизма, антитрестовской политикой ученые-экономисты США, отражая изменения в реалиях жизни, разработали ряд теорий, которые положили начало новому направлению экономической мысли - социально-институциональному или институционализму.
Институционализм - в определенном
смысле альтернатива неоклассическому
направлению экономической
Один из основателей традиции американского институцнонализма - Джон Ричард Коммонс (1862-1945).Джон Коммонс (1862—1945), среди работ которого можно указать «Распределение богатства» (1893), «Промышленная доброжелательность» (1919), «Правовые основы капитализма» (1924) и «Институциалистическая экономическая теория» (1934). Он был прямым продолжателем «висконсинской школы» конца XIX в. и сам преподавал в Висконсинском университете. В то же время он активно сотрудничал с профсоюзами, участвовал в разработке трудового законодательства.
Институциональную экономику Коммонс
определял как экономику
В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами.
18. Ранний институционализм: Т.Веблен, Д.Коммонс, У.Митчелл.:
Институционализм
Институционализм возник в конце
XIX в., а утвердился как самостоятельная
методология и получил
В развитии институционализма можно
отметить несколько периодов. Американский
институционализм 20-30-х гг. (Т.Веблен,
Д.Коммонс, У.Митчелл) - это первый этап
распространения
К общим чертам институционализма 20-30-х гг. относятся:
1) критика абстрактного, формального
характера неоклассического
2) междисциплинарный подход, стремление
к интеграции с другими
3) стремление к эмпирическим, фактическим
исследованиям, к анализу
4) усиление внимания к
5) критика негативных социально-
В 20-30-е гг. XX в. сформировались три
течения институционализма. Т.Веблен
был основателем социально-
Т.Веблен (1857-1929) создал социально-психологическую
концепцию экономического развития.
Он считал, что экономическая теория
должна быть эволюционной наукой, исследовать
происхождение и развитие привычных
способов мышления и поведения, экономических
институтов. Экономическая система
-это не самоуравновешивающийся механизм,
а процесс отбора и приспособления
институтов, накопления изменений в
них. Постоянно существует необходимость
обновления институтов в соответствии
с современными требованиями. В борьбе
за существование в обществе Т.Веблен
ведущее место отводит
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"