Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:31, шпаргалка
1.Место экономической теории в системе экономических наук. Основные понятия и принципы экономической теории.
...
73. «Провалы государства» в осуществлении экономических функций.
27.Рыночное равновесие. Механизмы восстановления равновесия по Маршаллу и по
Вальрасу.
Рыночное равновесие — ситуация, при которой планы продавца и покупателей совпадают, то есть объём спроса равен объёму предложения.
Равновесная цена — цена. При которой объём спроса равен ему предложения.
Равновесный объём — кол-во товара, которое реализовано по равновесной цене.
В понимании Вальраса, неравновесие — это несоответствие объёма спроса объёму предложения, его причиной является отклонение фактической цены от цены равновесия. Соответственно, равновесие цены происходит в результате изменения цены
В понимание Маршалла неравновесие — это несоответствие цены спроса и цены предложения, его причиной является отклонение фактического объёма прозводства от равновесного объёма.
28. Существование и единственность равновесия
1. существование равновесия.
2. Единственность равновесия
3. Устойчивость ранвовесия.-
это способность его
Абсолютно-устойчивое Локальная устойчивость Глобальная устойчивость
4. Типы колебаний
Затухающие колебания Равномерные колебания Разрастающие колебания
29.Устойчивость равновесия. Паутинообразная модель
Устойчивость равновесия — это способность его восстановления при отклонении от первоначального состояния.
Паутинообразная модель — это модель основана на предположении, что текущий спрос является функцией от настоящий цены.
30.Изменение рыночного равновесия под влиянием изменения спроса и предложения.
Равновесие в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах
31.Излишек потребителя и излишек производителя
Выигрыш потребителя называется излишком потребителя и обозначается CS, а выигрыш
производителя — излишком производителя и обозначается PS. Объяснение излишка потребителя:
покупатель готов заплатить больше денег за единицу товара, чем он стоит. Объяснение излишка
производителя: производитель готов получать за единицу товара меньше денег чем получает.
32.Последствия административного регулирования цен.
Последствия установления «потолка цен»
33.Последствия регулирования рынков с помощью налогов и субсидий.
Продавец рассматривает налог как дополнительные издержки и стремиться переложить его в цену продаваемого товара. С помощью налогов гос-во может регулировать производство так называемых благ с положительными внешними эффектами в виде дотаций.
34.Последствия регулирования рынков с помощью импортных пошлин и квот
Обычно они осуществляются в маленькой стране с открытой экономикой и с большим внешним
конкурентным окружением. Причиной такого регулирования являются высокие издержки внутреннего производства, по сравнению с мировой ценой, и его низкая конкурентоспособность. А целью — поддержание искусственного поддержания отечественного производителя через увеличения внутренней цены импорта.
35.Эластичность спроса по цене и ее вычисление. Особые случаи эластичности
Эластичность спроса по цене -это отношение процентного отношения объёма спроса на товар к
заданному процентному изменению его цены. Она характеризует чувствительность спроса на товар к
изменению его цены и показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%.
Эластичность спроса по цене = % изменения объёма спроса / % изменения цены
36.Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:
1. Место товара в структуре потребностей. Спрос менее эластичен по цене на товары, без которых
можно легко обойтись. Спрос не эластичен к: а) товарам первой необходимости, не имеющие
заменителей. б) товары вызывающие пристрастие и привычки, в) некоторые медикаменты, г)
коммунальные услуги
2. общие доходы потребителей и степень их дифференциации. Те товары спрос на которые малообеспеченных людей достаточно эластичен для людей с более высоким уровнем жизни — гораздо менее эластичен по цене.
3. Доля товара в общих расходах потребителя. Большую долю своих доходов потребитель тратит на
приобретение какого-либо товара. Тем чувствительнее для него дальнейшие повышения цены этого
товара.
4. Доля товара
в общих расходах потребителя.
Чем большую долю своих
на приобретение какого-либо товара, тем чувствительнее для него дальнейшее повышение цены этого товара.
5. Степень агрегированности товара, наличие и кол-во товаров-заменителей. Чем выше степень
агрегированности товара и чем меньше у него заменителей, тем ниже эластичность спроса по цене, и
наоборот.
37. Эластичность спроса по доходу, закон Энгеля, кривые Энгеля
Эластичность спроса по доходу — отношение процентного изменения объёма спроса на товар к
заданному процентному
изменению доходов
Закон Энгеля: для каждого блага эластичностью спроса по доходу меньше единицы существует благо с эластичностью больше единицы — для конкретного потребителя.
Кривые Энгеля показывают, как меняется потребление того или иного товара при изменении доходов потребителя.
38.Перекрестная эластичность спроса, эластичность предложения по цене
Перекрестная эластичность спроса на товар А по изменению цены товара Б — отношение
процентного изменения спроса на товар А к заданному процентному изменению цены товара Б.
Эластичность предложения по цене — это отношение процентного изменения объёма предложения товара или услуги к заданному процентному изменению его цены.
39.Взаимосвязь эластичности спроса по цене с совокупной выручкой.
Товары с неэластичным спросом являются удобными объектами налогообложения. Введение налога приводит в существенному повышению цены, но объём продаж при этом снижается незначительно. При этом происходит рост доходов гос-ва от налогообложения.
40.Влияние эластичности спроса и предложения на последствия налогообложения.
Введение налога приводит к существенному повышению цены. Но объем продаж при этом сниается незначитально. При этом происходит рост доходов государства от налогообложения. Именно поэтому правительства вводят косвенные налоги на такие товары, как алкоголь, табачные изделия, бензин.
41.Конкуренция и ее виды. Типы рыночных структур. Общая характеристика совершенной конкуренции.
Ценовая конкуренция — борьба за потребителя путем установления наиболее привлекательных цен.
Неценовая конкуренция — борьба за потребителя посредством повышения качества продукции, улучшения продажного и послепродажного обслуживания.
Добросовестная конкуренция — конкуренция, которая ведётся с соблюдением законодательства и
соответствует этике предпринимательства.
Недобросовестная конкуренция -борьба за потребителя незаконными и нечестными способами.
Совершенная конкуренция — рынок с большим числом независимых покупателей и продавцов однородного товара и возможностью для покупателей и продавцов свободно входить в отрасль и на рынок и покидать их. На рынке совершенной конкуренции неценовая конкуренция отсутствует, а ценовая не имеет смысла. Она является идеалом.
42.Общая характеристика абсолютной монополии, ее видов, преимуществ и недостатков. Абсолютная монополия — рынок со следующими отличительными чертами:
1. на нём существует только одна фирма продавец, обслуживающая весь рынок.
2. Она предлагает уникальный товар, не имеющий близких заменителей
3. вход на
рынок для других игроков
Абсолютная монополия делиться на искусственную и естественную.
Виды искусственной монополии:
• административная монополия — прямой гос. запрет на отдельные виды деятельности
• технологическая монополия — монополия, связанная в владением патентов на изобретение или
технологии.
Виды естественной монополии:
• естественная по происхождению, это когда на рынке в результате нормальной конкурентной борьбы естественным образом выжила лишь одна фирма.
• Исторически обусловленная, то есть происходит от абсолютной гос. собственность на какого-либо
ресурс.
Абсолютная монополия имеет свои плюсы:
1. получай, кроме нормальной еще, и монопольную высокую прибыль.
2. Высокие прибыли
получаемые монополистами,
Абсолютная монополия имеет свои минусы:
1. неконтролируемое повышение цен монополистами вызывает повышение издержек во всех отраслях и порождает инфляцию
2. отсутствие
конкуренции со стороны других
фирм снижает стимулы для
3. монопольные прибыли расходуются далеко не всегда на цели инвестирования.
43.Общая характеристика олигополии, монополистической конкуренции, монопсонии.
Олигополия — рынок со следующими отличительными чертами:
1. на нём присутствует
несколько крупных фирм
2. фирмы предлагают либо однородный товар либо различающимся по качественным характеристикам.
3. Доступ для
других фирм на рынок
Монополистическая конкуренция - рынок со следующими отличительными чертами:
1. на нём присутствует
много продавцов данного
2. имеет место
значительная дифференциация
3. отсутствуют высокие входные барьеры
Монопсония — рынок одного покупателя.
44.Цели фирмы. Издержки и прибыль, их виды (бухгалтерские, экономические). Понятие
нормальной прибыли.
Цели фирмы:
1. максимизация прибыли
2. максимизация чистого дохода
3. максимизация дохода или оборота.
4. Усиление влияния, максимизация расходов.
Доход — выручка от продажи продукции
Издержки — затраты на приобретение всех факторов производства. Есть 2 вида:
1. бухгалтерские издержки — это явные расходы на все факторы, которые фирма приобретает за ее
пределами.
2. Экономические издержки — это, доходы которые могли быть получены при наилучшем
альтернативном использовании ресурсов.
Нормальная прибыль — вознаграждение предпринимательской способности, которое необходимо для того, что бы удержать ее в пределах данной фирмы.
45.Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и предельные
издержки. Валовые и средние издержки.
В краткосрочном периоде издержки фирмы делятся на:
1. постоянные издержки FC — издержки, общий размер которых не зависит от объёма выпускаемой
продукции, то есть которые остаются неизменными при увеличении масштабов производства.
2. Переменные издержки VC — издержки, общий размер которые зависит от объёма выпускаемой
продукции: растёт при увеличении масштабов производства и сокращается при уменьшении масштабов производства.
3. Предельные издержки MC — это прирост общих издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции.
Валовые издержки — сумма валовых постоянных и валовых переменных издержек.
Средние издержки — сумма средних постоянных и средних переменных издержек.