Шпаргалка по «Микроэкономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет экономической науки и его эволюция. Микроэкономика как раздел экономической теории.
Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.
Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 650.32 Кб (Скачать файл)

 

  1. Ординализм в теории поведения потребителя. Оптимум потребителя.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой.

Здесь от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности». 
Ординалистский подход к упорядочению потребителем товарных наборов по степени их предпочтения базируется на следующих четырех аксиомах: 
1.    Полной упорядоченности предпочтений (т.е. предположении о сравнимости). 
Считается, что потребитель способен сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг в каждый конкретный момент времени. Это достигается с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать что: 
а) А > В, т.е. товар А предпочтительнее товара В; 
б )В> А, т.е. товар В предпочтительнее товара А; 
в) А - В, т.е. товары А и В равноценны. 
2.    Аксиоме транзитивности (перехода) предпочтений. 
Суть ее в следующем: если товар А > товара В, а товар 
В > товара С, то товар А > товара С. 
3.    Аксиоме ненасыщения. 
Если набор потребляемых благ А содержит на одну единицу блага больше чем набор В, то А > В, т.е. предполагается что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров улучшает положение потребителя. 
4.    Аксиоме независимости потребителя, т.е. удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это значит, что ему не знакомы чувства зависти и сострадания.

Оптимум потребителя потребитель стремится свой бюджет распределить оптимальным образом, т.е. получить максимальную полезность. Для этого он приравнивает отношение предельных полезностей любых двух благ к отношению их цен. Предельная норма замещения блага А благом В измеряет, сколько дополнительных единиц блага В должен получить потребитель в качестве компенсации за отказ от 1 единицы блага А, или, эквивалентно, от скольких единиц блага В отказался бы потребитель, чтобы получить еще 1 единицу блага А.

 

  1. Понятие фирмы как субъекта микроэкономики. Особенности функционирования фирмы.

Фирма – это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ с целью получения прибыли.

Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. В экономике имя играет не последнюю роль. Оно создает особый образ хозяйствующего субъекта, способствует укреплению позиций в борьбе за качество, приносит немалые прибыли.

Завоевание фирмой прочных позиций на рынке того или иного товара нередко приносит ей дополнительную прибыль за счет продажи права пользоваться ее фирменным наименованием. На этом построена система «франчайзинга».

Франчайс – лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети. Использование имени компании выгодно покупателю франчайза, за которым стоит реклама, репутация.

Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие (в этом смысле эти понятия совпадают), многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями, а следовательно, выступают в виде различных объединений горизонтального (сеть магазинов в сфере розничной торговли) и вертикального (предприятия различных стадий производственного процесса)типа.

Целью и побудительным мотивом фирмы является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителя продукции.

Фирма, производящая нужные для общества товары и услуги, формирует материальные и социальные условия жизни и развития общества.

Фирма как экономическая система является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Она предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ.

Классификация фирм

Выделяют фирмы, действующие в сфере материального и нематериального производства. Субъекты хозяйствования сферы материально производства – это строительство, транспорт и т.д. Отличительной особенностью субъектов хозяйствования сферы нематериального производства является то, что они создают особые продукты и услуги (бытовые, культурные, социальные).

По характеру воздействия на предметы труда субъекты хозяйствования делятся на добывающие и перерабатывающие.

По типу производства выделяют субъекты хозяйствования единичного, серийного и массового производства.

Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченного ассортимента продукции.

Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах.

По количеству видов производимой продукции различают специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров, и многопрофильные – производящие разные товары.

По экономическому назначению фирмы подразделяются на производящие средства производства и производящие предметы потребления.

В зависимости от размеров фирмы подразделяются на крупные, мелкие и средние.

 

  1. Теории фирмы.

Неоклассическая теория фирмы

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную(технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы - заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление),отсутствие альтернативности в выборе решений - делали ее мало пригодной для решения практических задач.

 Институциональная  теория фирмы

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному(ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек. Другая предпосылка теории базируется на понимании того, что, являясь сложной иерархической организацией, фирма представляет собою совокупность отношений между вовлеченными в нее владельцами ресурсов. В этом смысле центральным аспектом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов. Поскольку данный тип контракта базируется на добровольно мпереуступлении властных правомочий одной стороной другой, то возникает необходимость контроля поручителем исполнителя - проблема «принципал-агент», в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирма оказывается средоточением двух типов контрактов - внешних(рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных странсакционными издержками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля. Поэтому фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционных издержек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производственных ресурсов. Само же соотношение трансакционных издержек и издержек контроля будет выступать критерием определения размеров фирмы.

Поведенческие теории фирмы

Поведенческие теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять этусреду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом oтношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Главной задачей является консолидация этой функции, и поведение фирмы определяется какрезультат взаимодействия разных уровней, предпринимательства. В данной концепции главный вопрос сводится к решению проблемы «принципал-агент», т.е. взаимодействия собственника и наемных управленцев. Поскольку «агенты» всегда располагают более полной информацией, они могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника.Следствием этого может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их (принципала и агента) целей в долгосрочной перспективе, а условиями ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих механизмов. Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

 

  1. Виды предприятий в экономике.

Предприятие – это специфическая организация, производящая определенный товар с целью получения прибыли от ее реализации.

Предприятие можно охарактеризовать через его цели.

Материальные цели – это цели достижения определенных материальных результатов. Обычно они формируются в виде производственной программы. Материальные цели достигаются через реализацию действий (операций, процессов, мероприятий).

Социальные цели – это желаемые отношения, во-первых, между работниками предприятия, во-вторых, с индивидуумами и группами людей во внешней среде.

Стоимостные цели – ожидаемые в будущем прибыли.

 

Согласно Закону «О предприятиях в Стране» существуют такие виды предприятий: 
1) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физический лица и исключительно ее работы; 
2) семейное предприятие, основанное на собственности и работе граждан Страны - членов одной семьи, которые живут вместе; 
3) частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Страны, с правом найма рабочей силы; 
4) коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива, кооператива, другого уставного общества, общественной и религиозной организации; 
5) государственное коммунальное предприятие, основанное на собственности административно-территориальных единиц; 
6) государственное предприятие, основанное на общегосударственной (республиканской) собственности; 
7) общее предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности); 
8) предприятие, основанное на собственности юридических лиц и граждан иностранных государств. 
 Тем не менее такая классификация не совпадает с экономическими критериями размежевания разных типов и форм собственности. Если придерживаться таких критериев, то следует прежде всего выделить основные типы предприятий (частные, коллективные и государственные), а в пределах каждого из них - отдельные виды предприятий. 
Независимо от сфер и областей народного хозяйства, в которых функционируют разные типы и формы предприятий, к частным предприятиям принадлежат: 
а) частное индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности и собственности членов семьи, а также на работе этих лиц; 
б) частное капиталистическое предприятие, которое принадлежит отдельному лицу, максимум семьи и основывается на эксплуатации нанимаемых работников. 
Аналогично к коллективным предприятиям относят: а) коллективные труд, основанные на колективной собственности трудового; 
б) коллективные капиталистические, основанные на объединении капиталов нескольких капиталистов и коллективной работе нанимаемых работников. 
Среди государственных предприятий с экономической точки зрения выделять такие, что ставят цель получения максимальной прибыли (государственные коммерческие), и те организации, заклад и учреждения, для которых получение прибыли не является основной целью деятельности. 
Кроме этих типов и видов предприятий, выделяют смешанные (в которых объединяются собственность и капиталы отдельных форм частной, коллективной и государственной собственности) и общие (в которых объединяются собственность и капиталы отдельных форм частной, коллективной и государственной собственности с капиталом физических и юридических лиц иностранных государств) предприятия. 
Частные и коллективные капиталистические предприятия, коллективные труду, государственные коммерческие, а также общие и смешанные функционируют в виде малых, средних и крупных предприятий, размеры которых в разных сферах и областях экономики не одинаковые. Так, в Стране, согласно действующему законодательству, к малым предприятий в промышленности и строительстве относят предприятия с численностью работающих до 200 лиц; в других областях производственной сферы - до 50 лиц; в областях непроизводственной сферы - до 25 лиц; в розничной торговле - до 15 лиц. 
В других странах установлены другие критерии классификации предприятий на малые, средние и большие. Так, в США к малым относят предприятия с численностью занятых до 500 лиц; к средним — 500—1000 лиц, к большим — свыше 1000 лиц.

 

  1. Организационно-правовые формы предприятий.

 

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. 
Хозяйственные товарищества и общества:

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере (коммандитное товарищество);
  • общество с ограниченной ответственностью,
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • акционерное общество (открытое и закрытое).

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества. 
Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. 
Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью. 
Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. 
Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:

Информация о работе Шпаргалка по «Микроэкономике»