Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

8. Предприятия комплекса  имеют высокую скорость оборота  капитала вследствие более короткого  периода его освоения и отдачи  за счет укороченного производственного  цикла и роста степени коммерциализации  деятельности подразделений в  регионах страны.

9. В сфере производства  потребительских товаров и социальных  услуг преобладают подразделения  малого и среднего бизнеса.

10. Производители услуг  специального характера имеют  повышенную реакцию на постоянно  меняющуюся конъюнктуру рынка  из-за невозможности накопления  и транспортировки этих услуг  за пределы региона их создания(за исключением услуг по подготовке кадров).

11. Индивидуальность и  нестандартность услуг и технологий  их создания в различных подразделениях  одних и тех же отраслей  потребительского комплекса приводят  к высокой дифференциации и  неопределенности продуктовтруда  в этих отраслях.

12. Технологическая структура  практически всех отраслей и  подотраслей потребительского комплекса  позволяет организовать предприятия  различныхразмеров, включая наиболее  эффективные со всех точек зрения подразделениямелкого и среднего бизнеса, отличающиеся малой капиталоемкостьюна их создание.

13. Отрасли и подотрасли  являются емкими потребителями  рабочей силы.При этом стоимость создания одного рабочего места здесь примерно в два раза ниже, чем в среднем по промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Организация  управления, функционирования и  развития подразделений потребительского  комплекса национальной экономики.

Потребительский комплекс нац. Экономики представляет собой совокупность отраслей и видов экономической  деятельности, которые заняты производством  товаров и предоставлением разнообразных  услуг населению, способствующих удовлетворяющих  социально-экономических  потребностей. Социально-потребительский комплекс  объединяет производство материальных благ и услуг для населения  и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения  и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и т.д.) осуществляется доведение  до населения товаров и услуг. Функционирование потребительского комплекса нац. экономики состоит в: 1)обеспечении населения высококачественными продовольственными и непродовольственными товарами; 2)в облегчении труда в домашнем хозяйстве, обеспечении необходимого жизненного комфорта; 3) экономии свободного времени и рационального его использования; 4)создании материальной основы для увеличения объема и совершенствования структуры потребления и накопления; 5)стимулировании научно-технического прогресса и развития инновационной деятельности; 6) обеспечении социального развития, соц. обслуживания, соц. безопасности.

В развитии многих отраслей потребительского комплекса высока роль малого бизнеса. Расширение сети малых предприятий позволит решить такие проблемы как: наиболее полное удовлетворение потребностей населения  в необходимых видах товаров  и услуг; создание новых рабочих  мест, способствующих увеличению занятости  населения. Расширение  торговой деятельности  приводит  к  экономии  живого  и  овеществленного  труда,  ускоряет  оборот  общественного  продукта,  способствует более полному   удовлетворению  личных потребностей.  Бытовое обслуживание  определяет повседневную жизнь граждан,  способствует  эффективному  использованию материальных  и трудовых ресурсов общества. Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту  бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных, химчисток. От развития ЖКХ  зависит функционирование производственной  сферы,  и всего хозяйственного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Состояние, факторы и тенденции развития потребительского комплекса и его отраслей.

За январь-ноябрь 2011 г. объем  розничного товарооборота торговли и общественного питания, учитывая все каналы реализации, составил 98604,7 млрд. руб. и увеличился по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года на 7,5% (справочно: январь-ноябрь 2010 г. – на 17,1%).В текущем периоде  отмечается общее увеличение объемов  продаж по торговой сети отдельных  министерств и ведомств (120,7%), удельный вес которых составляет 17,6% в розничном  товарообороте торговли и общественного  питания.

 Доля товарооборота  торговли по организациям коммунальной  формы собственности в розничном  товарообороте торговли и общественного  питания составила 16%, объем товарооборота  этих организаций увеличился  на 10,2%. Темп роста розничного  товарооборота организаций частной  формы собственности – 114% (доля  товарооборота – 54%).

В условиях развития рыночных отношений число предприятия  розничной торговли определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источников финансирования (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий розничной торговли). В городах, особенно в Минске, строятся гипермаркеты, которые дают новые стимулы развитию отрасли.

На внутреннем рынке страны наблюдаются вместе с тем и  такие негативные тенденции, как  снижение продаж по отдельным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественная продукция по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживает конкуренцию с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. В связи с этим на предприятиях розничной торговли растут запасы мехов и меховых изделий, часов, шелковых тканей, одежды, белья и т.д. Многие предприятия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров, так как торговые склады, оптовые базы забиты нереализованной продукцией. В целом в республике снижается прибыльность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.

В перспективе развитие розничной  торговли будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественной продукции, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.

Продвижение отечественной  продукции на внутренний рынок определяется углублением интеграции розничной торговли с предприятиями товаропроизводящих отраслей — промышленности, сельского хозяйства и фермерскими хозяйствами, осуществляющими поставку продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.

В июле 2003 г. в стране принята  Концепция развития жилищно-коммунального  хозяйства РБ на период до 2015 года. Для ее реализации необходимы:

  • внедрение высокоэффективных, надежных, безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возобновляемых н нетрадиционных источниках энергии;
  • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
  • совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды;
  • совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.

В жилищно-коммунальном хозяйстве  остается актуальной проблема сбора  и утилизации бытовых отходов  с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Основными направлениями  реформы ЖКХ являются:

• развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение  уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья  в зависимости от его качества и местоположения;

•совершенствование системы  социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;

•совершенствование системы  управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;

•передача жилищного фонда  в управление непосредственным собственникам жилья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Региональная экономическая политика в Республике Беларусь.

Участие РБ и ее административно-территориальных  образований в процессе планирования устойчивого развития на национальном и международном уровнях ставит задачу учета основных стратегических целей устойчивого развития, признанных мировым сообществом.

Устойчивое развитие экономики – это постоянный рост социально-экономического и научно-технического потенциалов, способных удовлетворить возрастающие потребности нынешнего и будущих поколений в товарах и услугах на основе созданной оптимальной территориально-отраслевой  структуры, обеспечивающей  сбалансированное  использование климатических условий, радикальное снижение потребления невозобновляемых ресурсов, сохранение биологического равновесия и благоприятной окружающей среды. (Мороз монография)

Государственная региональная экономическая политика является составной частью государственной социально-экономической политики страны и представляет собой деятельность государства по регулированию развития страны в региональном аспекте и заключается в применении высшими органами государственной власти и управления различных методов и средств воздействия на функционирование регионов.

Объектами РЭП являются административно-территориальные образования: области, г. Минск, административные районы, города, посёлки городского типа, сельские советы.

Субъектами РЭП выступают республиканские и местные органы власти и управления и местные органы самоуправления.

В  РБ приоритеты  и  задачи  государственной  региональной политики  зафиксированы  в  основных  государственных  прогнозах  и  программах.  В частности,  в Национальной  стратегии  устойчивого  социально-экономического  развития Республики  Беларусь  на  период  до 2020  г. (НСУР-2020) намечены  самые общие направления данного вида  политики.  В НСУР-2020  определены  стратегические  направления развития укрупненных проблемных  регионов  − основных  объектов  региональной  политики белорусского  государства,  в том числе:  депрессивных  регионов,  Солигорского промышленного района,  Новополоцкого промышленного узла,  Белорусского  Полесья, Белорусского Поозерья;  приграничных  регионов, Минского  столичного  округа,  а также территорий,  загрязненных  в результате  катастрофы  на  ЧАЭС,  имеющих официальный статус региона экологического бедствия.

Главной целью региональной политики на этапе (2006 - 2015 гг.) должно стать  снижение дифференциации экономических  условий и возможностей для развития внутриреспубликанских регионов. Основными  задачами в связи с этим должны стать:

• формирование пространственной структуры региональной экономики, способствующей выравниванию экономических возможностей регионов;

• поддержка регионов, находящихся в более сложных экономических и экологических условиях.

По направлению (2001-2005) главной  задачей государства становится создание предпосылок экономического выравнивания регионов путем избирательной  государственной поддержки развития их хозяйственно-экономической деятельности. Для этого необходимо сосредоточить  усилия на формировании хозяйственных  структур, позволяющих создать достаточную  финансовую основу их функционирования и базирующихся на разделении функций  территорий в зависимости от сложившихся  условий (экономических, природных, экологических, историко-культур¬ных, геополитических).

В регионах, постоянно ощущающих  финансовую зависимость от центра, основное внимание должно быть сосредоточено  на развитии хозяйственных структур (промышленных предприятий, обслуживающих  производств, туристических объектов, системы рекреационных услуг, предприятий  сферы производственного и социального  обслуживания и других хозяйственных  объектов). В итоге это должно существенно увеличить налоговую  базу таких территориальных образований, приблизив ее к среднереспубликанскому уровню. Осуществление такой политики позволит в дальнейшем уменьшить  саму основу экономического неравенства, будет способствовать созданию более равных возможностей территорий в финансовой сфере и позволит сократить объём централизованно распределяемых ресурсов на цели регионального развития. Значительно снизится вследствие этого уровень дотационных расходов государства, с помощью которых целесообразно решать лишь про¬блемы единовременного экономического выравнивания.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"