Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

Инерционность воспроизводства  в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике старых экономических  структур и механизмов, и прежде всего прежних структур производства и управления, преобразование которых  также требует времени. Не могут  быстро измениться сложившаяся социально-экономическая  структура общества, деятельность существующих институтов, хозяйственный механизм и другие составляющие экономики.

Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения  в содержании знаний и навыков  работы кадров невозможно осуществить  быстро.

 Важной закономерностью  переходной экономики является  также зарождение и интенсивное  развитие новых форм и отношений.  Ими могут быть как не свойственные  господствовавшей прежде системе  формы и отношения (например, институты  рыночной экономики), та к и  возникающие путем изменения  содержания старых форм (например, государственная собственность  в новой форме акционерных  обществ, ассоциаций, унитарных и  других предприятий или планирование  в форме индикативного, не директивного, а рекомендательного в виде  государственных прогнозов и  программ) .

Однако для этого потребуется  создать необходимые условия  и решить ряд сложных проблем:

• ликвидировать негативные последствия эк-кого кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технич, инновационный и кадровый потенциалы страны;

• обосновать перспективную  модель национальной экономики;

•создать законодательно-нормативную  базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;

• либерализировать все  виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные  условия для становления экономической  свободы и конкуренции, развивать  предпринимательство, малый и средний  бизнес;

• обеспечить равноправие  всех форм собственности;

• сформировать развитую систему  рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж , а также многообразие финансовых учреждений;

• провести структурную  перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных  и импортозамещающих отраслей и  производств, внедрить прогрессивные  технологии и высокопроизводительную технику;

• использовать преимущества глобализации для становления национальной экономики, увеличения прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

• изменить структуру и  усовершенствовать всю систему  образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных  работать в условиях рыночных отношений;

• значительно повысить роль заработной платы как основного  источника формирования денежных доходов  населения и важного стимула  его трудовой активности;

• разработать и реализовать  эф-ую систему соц защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов;

• повысить эф-сть методов  гос регулирования эк-кой деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение, установление гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэк-кой деятельности и м/н сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования прир ресурсов и охраны окружсреды).

Решение данных проблем будет  способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую  экономическую систему.

 

 

35. Проблемы переходного процесса  национальных экономик России  и стран Восточной Европы. Источник: Банкаўскi веснiк, СТУДЗЕНЬ 2009

На рубеже 1990-хгг. в странах  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза  начался процесс системного перехода от командно-административной к рыночной экономике. В этой связи эти страны стали называться переходными, трансформационными, транзитивными, или странами с переходной, трансформационной, транзитивной эк-кой. Под переходной экономикой можно понимать совокупность общественных эк-ких отношений, возникших в среде эволюционного исторического процесса перехода от старой к новой социальной системе.

Переходный период включает в себя два этапа: адаптацию экономики  к новым рыночным условиям и ее развитие.

Адаптационный этап к новым условиям в переходной эк-ке занимает временной промежуток от 3 до 5 лет, а затем эк-кая система приобретает новое подвижное равновесие на пути к рыночной эк-ке. Этап адаптации можно считать завершенным при достижении критической массы преобразований, после которой проявляется положительный эффект от проводимых реформ для всего общества и государства.

Общие особенности внешнеэк-кой  деятельности и внешних дисбалансов  транзитивных стран на этапе адаптации  характеризуются рядом следующих  эк-ких явлений, кот были свойственны  странам с переходной эк-кой на начальном этапе адаптации.

1. Внешняя конкуренция. В связи с высокой гос монополизацией в производстве и торговле конкуренция между республиками бывшего Советского Союза и странами СЭВ была практически минимизирована. Например, традиционно крупнейшимипроизводителями в СССР были Россия (61,1% союзного ВВП), Украина (16,2%), Казахстан (4,3%) и Беларусь (4,2%) . Продукция этих стран централизованно распределялась между другими республиками Союза. Кроме того, отдельные крупные заводы были монополистами в этом регионе.

Так, в 1991г. один из белорусскихзаводов производил 90% всего советского полиэстера, а автомобильный завод в Тольятти—58% всех союзных автомобилей. Разрыв старых торгово-экономических связей вызвал необходимость освоения новых рынков и противостояния конкуренции на внешних рынках. В 1990-хгг. с началом  трансформационных процессов в  странах ЦВЕ наблюдалась переориентация внешнеэкономических связей с традиционно  сложившегося в условиях старой системы  восточного направления на западное. Кроме того, общей чертой в формирующейся системе управления внешнеэкономическими связями ряда переходных стран стала высокая степень либерализации экспорта и импорта. Например, в Чехии уровень государственного лицензирования экспорта былснижен до 15%, в Румынии—до 20%. Это открыло доступ высококонкурентным товарам из развитых стран. Внешняя конкуренция, которая потребовала модернизации механизмов хозяйствования в долгосрочном периоде, вызвала ухудшение торговых балансов большинства трансформационных стран в краткосрочном периоде. В 1993г. Внешнеторговый дефицит был зафиксирован в Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Литве, Румынии, Словакии, Словении, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстане, Таджикистане.

2. Дефицит внешнего капитала. Трансформация внешнеэкономической деятельности транзитивных стран предполагала не только торговую, но и финансовую либерализацию. В период существования Советского Союза мобильность капитала преимущественно приобретала форму распределениягосударственных доходов. Так, такие менее развитые республики, как Киргизия и Узбекистан, ежегодно получали более 10% своего ВНП от других союзных республик. В то же время одни из самых развитых республик Союза Азербайджан и Беларусь порой отдавали более 20 и 15% своего валового национального продукта соответственно.  В связи с тем, что иностранные инвесторы рассматривали переходные страны как страны с высоким риском капиталовложений,полноценного замещения внутреннего советского капитала внешним не произошло.

3. Становление национальных валютных систем. Введение национальных валют в бывших республиках Советского Союза предоставило властям возможность проведения девальвации для поддержки национального экспорта в условиях высокой конкуренции и существенных различий в структурах экономик стран—торговых партнеров.

Однако нехватка валютных резервов и отсутствие опыта управления обменным курсом привели к обесценению  национальных валют, высокому уровню цен, снижению реальных доходов населения.

4. Высокая инфляция. Страны СНГ в связи с либерализацией цен столкнулись с высочайшим уровнем инфляции. Так, в 1991г. индекс цен производителей промышленной продукции по сравнению с 1990г. в среднем по содружеству вырос в 2,4 раза, а в 1992г. по сравнению с 1991г.—в 21 раз.  Инфляция в начале 1990-хгг. в транзитивных странах имела ряд особенностей. Во-первых, недостаточно сильная финансовая инфраструктура столкнулась с большим спросом на кредитные ресурсы. При этом заемщики чаще всего оказывались неплатежеспособными, что заставило банковские институты приостанавливать свои обязательства. Центральные банки в целях предотвращения системного банковского кризиса предоставляли финансовые ресурсы с помощью эмиссии денежных средств.  Во-вторых, либерализация цен привела их к уровню мировых. В этих условиях зарубежные экономические субъекты, обладая более высокой покупательной способностью, через повышение платежеспособного спроса вызывали инфляцию. Инфляция в переходных странах делала импортные товары более привлекательными, а также повышала себестоимость экспортируемых товаров, что приводило к внешнеторговому дефициту.

5. Мобильность трудовых ресурсов. Распад Советского Союза и высокая инфляция привели к падению реальных доходов населения, что стало основной причиной оттока рабочей силы из бывших советских республик, особенно среднеазиатских. Кроме того, военные действия в некоторых республиках повысили количество беженцев из этих стран. Кроме того, часть населения эмигрировала в США, Канаду, страны Западной Европы. В 1990— 1991гг. 610тыс. русских евреев эмигрировали в Израиль, что привело к приросту населения этой страны на 7%.

6. Приватизация как стимул развития внешнеэкономической деятельности. Процесс приватизации проходил параллельно с либерализацией и финансовой стабилизацией. Наиболее демонстративно приватизация прошла в России, где программа ваучерной приватизации привела к тому, что к концу 1993г. более 89 000 предприятий оказались приватизированы, в Чехии в 1992г. было приватизировано 988 компаний, в 1994г.—861,в Словакии—503, в Польше— 512, в Словении—1543. Вместе с тем некоторые республики Советского Союза столкнулись с проблемой оценки государственной собственности, и поэтому процесс приватизации у них был менее динамичным.

Развитие внешнеэкономической  деятельности транзитивных стран проходило  в условиях глобализации. И чем выше степень открытости переходной экономики, тем она более подвержена глобализационным процессам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политические     и     социально-экономические     предпосылки     построения перспективной модели экономики.

По времен. фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткоср. экон. политика решает неотложные и ближайшие задачи функц-ния экон-ки страны, поддержания жизнен. процесса нации, кот. нельзя прервать или остановить. К текущим задачам относятся:

  • реакции на тенденции и циклы рыночной конъюктуры;
  • краткоср. меропр-тия и проекты, рассч-ные на быструю отдачу вложенных ср-в;
  • максим. использование наличных производственных мощностей;
  • совершенствование традиц. технологий и методов ведения хоз деят-сти;
  • ориентация фин сферы, денежной п-ки на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление нац валюты без должного учета долговр. интересов реального сектора эк-ки;
  • сосредоточение структур экон. упр-я на решении оперативных вопросов сбыта продукции, пополнение оборотных ср-в, преодоление убыточности и неплатежей.

Долговрем. явл. инвестиции в челов. капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от кот. имеет большой временной лаг.

Позитивные предпосылки и конструктивные факторы форм-ния ПМЭ:

  • выгодное экономико-географич. положение Беларуси;
  • развитые сис-мы трансп. коммуникаций и производ. инфраструктуры в целом;
  • значит. земельные, водные, лесные р-сы, запасы важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для пр-ва строит. мат-лов и др.);
  • достаточно мощная строительная база;
  • значительный научно- технический потенциал;
  • многоотраслевой промышленный комплекс;
  • высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
  • комплексность развития тер-рий и сформированность межотрасл. комплексов;
  • многовекторные внешэк. связи, способствующие расширению внешних рынков;
  • совершенствующаяся в проф. отношении система госуд. управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"