Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".
Инерционность воспроизводства
в этом смысле предполагает сохранение
в переходной экономике старых экономических
структур и механизмов, и прежде
всего прежних структур производства
и управления, преобразование которых
также требует времени. Не могут
быстро измениться сложившаяся социально-
Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.
Важной закономерностью
переходной экономики является
также зарождение и
Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:
• ликвидировать негативные последствия эк-кого кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технич, инновационный и кадровый потенциалы страны;
• обосновать перспективную модель национальной экономики;
•создать законодательно-
• либерализировать все
виды экономической деятельности, не
запрещенные законом, создать благоприятные
условия для становления
• обеспечить равноправие всех форм собственности;
• сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж , а также многообразие финансовых учреждений;
• провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;
• использовать преимущества глобализации для становления национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;
• значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;
• разработать и реализовать эф-ую систему соц защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов;
• повысить эф-сть методов гос регулирования эк-кой деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение, установление гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэк-кой деятельности и м/н сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования прир ресурсов и охраны окружсреды).
Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.
35. Проблемы переходного процесса национальных экономик России и стран Восточной Европы. Источник: Банкаўскi веснiк, СТУДЗЕНЬ 2009
На рубеже 1990-хгг. в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза начался процесс системного перехода от командно-административной к рыночной экономике. В этой связи эти страны стали называться переходными, трансформационными, транзитивными, или странами с переходной, трансформационной, транзитивной эк-кой. Под переходной экономикой можно понимать совокупность общественных эк-ких отношений, возникших в среде эволюционного исторического процесса перехода от старой к новой социальной системе.
Переходный период включает в себя два этапа: адаптацию экономики к новым рыночным условиям и ее развитие.
Адаптационный этап к новым условиям в переходной эк-ке занимает временной промежуток от 3 до 5 лет, а затем эк-кая система приобретает новое подвижное равновесие на пути к рыночной эк-ке. Этап адаптации можно считать завершенным при достижении критической массы преобразований, после которой проявляется положительный эффект от проводимых реформ для всего общества и государства.
Общие особенности внешнеэк-кой
деятельности и внешних дисбалансов
транзитивных стран на этапе адаптации
характеризуются рядом
1. Внешняя конкуренция. В связи с высокой гос монополизацией в производстве и торговле конкуренция между республиками бывшего Советского Союза и странами СЭВ была практически минимизирована. Например, традиционно крупнейшимипроизводителями в СССР были Россия (61,1% союзного ВВП), Украина (16,2%), Казахстан (4,3%) и Беларусь (4,2%) . Продукция этих стран централизованно распределялась между другими республиками Союза. Кроме того, отдельные крупные заводы были монополистами в этом регионе.
Так, в 1991г. один из белорусскихзаводов
производил 90% всего советского полиэстера,
а автомобильный завод в
2. Дефицит внешнего капитала. Трансформация внешнеэкономической деятельности транзитивных стран предполагала не только торговую, но и финансовую либерализацию. В период существования Советского Союза мобильность капитала преимущественно приобретала форму распределениягосударственных доходов. Так, такие менее развитые республики, как Киргизия и Узбекистан, ежегодно получали более 10% своего ВНП от других союзных республик. В то же время одни из самых развитых республик Союза Азербайджан и Беларусь порой отдавали более 20 и 15% своего валового национального продукта соответственно. В связи с тем, что иностранные инвесторы рассматривали переходные страны как страны с высоким риском капиталовложений,полноценного замещения внутреннего советского капитала внешним не произошло.
3. Становление национальных валютных систем. Введение национальных валют в бывших республиках Советского Союза предоставило властям возможность проведения девальвации для поддержки национального экспорта в условиях высокой конкуренции и существенных различий в структурах экономик стран—торговых партнеров.
Однако нехватка валютных резервов и отсутствие опыта управления обменным курсом привели к обесценению национальных валют, высокому уровню цен, снижению реальных доходов населения.
4. Высокая инфляция. Страны СНГ в связи с либерализацией цен столкнулись с высочайшим уровнем инфляции. Так, в 1991г. индекс цен производителей промышленной продукции по сравнению с 1990г. в среднем по содружеству вырос в 2,4 раза, а в 1992г. по сравнению с 1991г.—в 21 раз. Инфляция в начале 1990-хгг. в транзитивных странах имела ряд особенностей. Во-первых, недостаточно сильная финансовая инфраструктура столкнулась с большим спросом на кредитные ресурсы. При этом заемщики чаще всего оказывались неплатежеспособными, что заставило банковские институты приостанавливать свои обязательства. Центральные банки в целях предотвращения системного банковского кризиса предоставляли финансовые ресурсы с помощью эмиссии денежных средств. Во-вторых, либерализация цен привела их к уровню мировых. В этих условиях зарубежные экономические субъекты, обладая более высокой покупательной способностью, через повышение платежеспособного спроса вызывали инфляцию. Инфляция в переходных странах делала импортные товары более привлекательными, а также повышала себестоимость экспортируемых товаров, что приводило к внешнеторговому дефициту.
5. Мобильность трудовых ресурсов. Распад Советского Союза и высокая инфляция привели к падению реальных доходов населения, что стало основной причиной оттока рабочей силы из бывших советских республик, особенно среднеазиатских. Кроме того, военные действия в некоторых республиках повысили количество беженцев из этих стран. Кроме того, часть населения эмигрировала в США, Канаду, страны Западной Европы. В 1990— 1991гг. 610тыс. русских евреев эмигрировали в Израиль, что привело к приросту населения этой страны на 7%.
6. Приватизация как стимул развития внешнеэкономической деятельности. Процесс приватизации проходил параллельно с либерализацией и финансовой стабилизацией. Наиболее демонстративно приватизация прошла в России, где программа ваучерной приватизации привела к тому, что к концу 1993г. более 89 000 предприятий оказались приватизированы, в Чехии в 1992г. было приватизировано 988 компаний, в 1994г.—861,в Словакии—503, в Польше— 512, в Словении—1543. Вместе с тем некоторые республики Советского Союза столкнулись с проблемой оценки государственной собственности, и поэтому процесс приватизации у них был менее динамичным.
Развитие внешнеэкономической деятельности транзитивных стран проходило в условиях глобализации. И чем выше степень открытости переходной экономики, тем она более подвержена глобализационным процессам.
По времен. фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Краткоср. экон. политика решает неотложные и ближайшие задачи функц-ния экон-ки страны, поддержания жизнен. процесса нации, кот. нельзя прервать или остановить. К текущим задачам относятся:
Долговрем. явл. инвестиции в челов. капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от кот. имеет большой временной лаг.
Позитивные предпосылки и конструктивные факторы форм-ния ПМЭ: