Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

Министерство явл.республиканским органом гос управления (функциональным или отраслевым), проводящим гос пол-ку, осуществляющим регулирование и управление в опр. отрасли (сфере деятельности) и координирующим деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов гос управления РБ.

Комитет при Совете Министров РБ — это республиканский орган гос управления, реализующий функцию гос регулирования в конкретной сфере деят-сти.

Система республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных  Правительству РБ*

Министерства, Государственные  комитеты:

Мин-ва архитектуры и строительства, внутренних дел, ЖКХ, здравоохранения, иностранных дел, информации, культуры, лесного хозяйства, обороны, образования, по налогам и сборам, по чрезвычайным ситуациям, природных ресурсов и  охраны окружающей среды, промышленности, связи и информатизации, сельского  хозяйства и продовольствия, спорта и туризма, статистики и анализа,торговли, транспорта и коммуникаций,труда и соц. защиты, финансов, экономики,энергетики,  юстиции.

Комитет государственной безопасности

Государственный военно-промышленный комитет

Государственный комитет по авиации

Государственный комитет по науке  и технологиям

Государственный комитет пограничных  войск

Государственный таможенный комитет

Комитеты при Совете Министров РБ:

Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров РБ

Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров РБ

Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ Комитет по материальным резервам при Совете Министров РБ

Комитет по проблемам последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС

при Совете Министров РБ

Комитет по стандартизации,  метрологии и сертификации при Совете

Министров РБ

Комитет по ценным бумагам при Совете Министров РБ

Комитет по энергоэффективности при  Совете Министров РБ

Объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров РБ:

Белорусский гос концерн пищевой  промышленности («Бел-госпищепром»)

Белорусский гос концерн по нефти  и химии («Белнефтехим») Белорусский  гос концерн по произв-ву и реализации товаров легкой промышленности («Беллегпром»)

Белорусский гос концерн по производству и реализации товаров народного  потребления («Белместпром»)

Белорусский гос концерн по произв-ву и реализации фармацевтической и микробиологической продукции («Белбиофарм») Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности («Беллесбумпром») Белорусская железная дорога

Белорусский республиканский союз потребительских обществ(«Белкооп-союз»)**

В стр-ре министерств по решению Президента РБ могут созд-ться департаменты, кот явл структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.

Важную роль в структуре гос  управления эк-кой играют территориальные органы соответствующих министерств и эк органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управления эк-кой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окруж среды, труда и соц защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, эк-ки, а также комитеты при Совете Министров РБ по ценным бумагам и по энергоэффективности .

Структурные подразделения местных  исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории гос политики в  отдельных отраслях и сферах эк-ки, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам гос управления.

Необходимо отметить, что сложившаяся  система гос управления эк-кой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эф-ное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления.

Формирование в РБ социально  ориентированной рыноч.экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального упр-ния при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

 

44. Прогнозирование,  планирование, программирование как  формы гос. регулирования экономики.

Планир.— не инородная, а органичная часть целостной системы управления. Планир. должно рассм-ться как интегрирующая деят-сть, объединяющая эк-ку, социологию, экологию, демографию, стат-ку и др. дисциплины, как наука управления, формирующая специфич. теорию, технологию и институциональные стр-ры, обеспечивающие необходимое воздействие на объекты гос. регулирования эк-ки.

Индикативное планир. сочетает в себе рыночный мех-м саморегулир-я, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие гос-ва на соц.-эк-кие процессы.

Ф-ции индикативного  планирования:

1)  информационная— планами и прогнозами гос-во информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной эк-кой политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2) стабилизационная — дает возм-сть ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;

3)согласительная—позволяет прав-ву и негос.  субъектам хозяйствования достигать единства  по ключевым вопросам эк-кой пол-ки в ходе взаимных консультаций и согласований.

Разработанные в РБ«Комплексная программа научно-технического прогресса», «Основные направления соц.-эк-кого развития страны на долгосрочную перспективу», «Программа соц.-эк-ого развития РБ на 2010—2015 годы», а также ежегодно составляемые прогнозы соц.-эк-ого развития страны — пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию соц.-эк-ких процессов, разработке эк-кой политики и стратегии гос-ва.

Гос. прогнозир. соц.-эк. развития –деят-сть гос. органов по разработке прогнозов и программ соц.-эк-кого развития на долгоср., среднеср. и краткоср. перспективы и как сист. научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах соц.-эк-кого развития РБ на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Система гос. прогнозов  соц.-эк. развития РБ включает:

•  на долгоср. перспективу —  «Нац. стратегию устойчивого соц.-эк. развития РБ на 15 лет» и «Осн. направления соц.-эк. развития РБ на 10 лет»;

•  среднеср. перспективу — «Программу соц.-эк. развития РБ на 5 лет»;

•  краткоср. перспективу — годовой  прогноз соц.-эк. развития РБ.

Прогнозы и программы соц.-эк. развития включают колич.пок-ли и кач.хар-ки состояния и развития эк. и соц. сфер, научно-инновационной и инвестиц.деят-сти, внешнеэк-ких связей, динамики пр-ва и потребления, ур-ня и кач-ва жизни, экологич. обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся соц.-эк., демографич. и экологич. ситуации, научно-технич. и пр-ного потенциалов РБ, внешних усл-й, состояния природных рес-сов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республ., по народно-хоз. комплексам и отраслям эк-ки, по админ.-территор. единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, эк-ких и др. факторов. Разработка гос прогнозов и программ соц-экразвития РБ проводится Советом Министров РБ.

Стратегич. прогнозы развития эк-ки и программноепланир. в РБ.

В соотв. с З-ном «О гос.прогнозир. и программах соц.-эк. развития РБ» к осн. документам на долгоср. перспективу относятся:«Нац. стратегия устойчивого соц.-эк. развития РБ» и «Осн. направления соц.-эк. развития страны», на среднеср. перспективу — «Программа соц.-эк-кого развития РБ».

Нац. стратегия устойчивого соц.-эк. развития РБ на период до 2020 года (НСУР-2020)–гл. внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXIв., гармонизации соц., эк. и экологич. развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — эк-ка».Осн. цель — динамичное повышение ур-ня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития эк-ки и соц. сферы, сохранения окруж. среды для нынешнего и будущих поколений.

Основные положения и параметры  НСУР-2020 используются при разработке «Осн. направлений соц.-эк. развития РБ на 2006—2015 годы», «Программы соц.-эк. развития РБ на 5-летний период», а также ежегодных прогнозов соц.-эк. развития страны.

Осн. направления соц.-эк. развития РБ на 2006—2015ггконкретизируют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020. Гл. цели — оздоровление народа и повышение ур-ня его благосост. на основе сбалансированного и устойчивого эк-кого развития, обеспечение рац-ной занятости населения и доведение его соц. защищенности до ур-ня эк-киразвитых гос-в. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением кач-ных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

В ежегодных прогнозах соц.-эк. развития РБ содержится комплекс мер антиинфляционного хар-ра в реальном секторе эк-ки, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают осн. методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.

 

 

45. Финансовая система  нац. экономики.

Финансы - совокупность эк-ких отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых р-сов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через фин. сист.— сов-сть различных сфер финн. отношений, форм и методов образования и исп-ния фондов денежных средств.

Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы гос-ва; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерч. и некоммерч. стр-р; прочие специальные фонды. В организационном плане она охватывает сов-сть финансовых учреждений страны.

Согласно Европейской СНС, движение денежных потоков осущ-ся в разрезе секторов и подсекторов эк-ки:

• нефин. корпоративных и квазикорпоративных предприятий;

• фин. учреждений;

• страховых предприятий;  

• органов гос. управления - образуют гос. фин., кот. включ. бюджетную сист. страны и гос. кредит. Бюджетная сист. состоит из гос. бюджета и гос. внебюджетных фондов (1 уровень), бюджетов регионов (2 уровень) и местных бюджетов.; 

• частных некоммерч. орг-ций, обслуживающих домашние хозяйства;

•  домашних хозяйств - образуют доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.

Фин. хоз. субъектов — это сов-сть фин. связей м/у юр. лицами (м/у предприятиями), юр.  лицами и гос-вом, юр. лицами и физ. лицами (населением).

Гос. финансы— это фин. сектора гос. управления, кот. включает все институц. ед-цы (институц. ед-ца — такая хоз. ед-ца, кот. ведет полный набор бух-ких счетов и явл. юр. лицом), занятые оказанием нерыночных услуг, предназнач. для коллективного потребления, и перераспределением НД и НБ.

Орг-ция гос. фин. опр-ся системой гос. управления. Осн. институц. ед-цами сектора гос. управления явл. законодат. и исполнит. органы власти на республиканском, областном и местном ур-нях, гос. внебюдж. фонды, посольства, консульства и другие гос. учреждения за рубежом. (В эту группу не входят принадлежащие гос-ву предприятия корпоративного и квазикорпоративного типа, а также кредитно-фин. учреждения, в частности, НБ, осуществляющий ф-ции денежно-кредитного регулир-я, страх. компании и прочие финансово-кредитные учреждения, кот. отн-ся к фин. сектору эк-ки страны. При этом не имеет знач-я тот факт, что они могут полностью принадлежать органам гос. упр-я или последние владеют большей частью их капитала). В рамках и контексте представленных выше понятий и стр-р рассм-ся гос. фин. сист. РБ.

Нац. фин. сист. РБ возникла с образованием в 1990 г. суверенного гос-ва — РБ, кот. прошла сложный путь становления и развития в условиях выхода из глубокого системного кризиса, вызванного распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет собой сист., построенную по м/н стандартам с учетом специфики эк-ки страны. Ее новые (рыночно ориентированные) сущность, назначение, стр-ра, ф-ции закреплены в Конституции и Налоговом кодексе РБ.

Согласно Конституции РБ (ст. 232): «Финансово-кредитная система РБ включ. бюджетную сист., банк. сист., а также фин. ср-ва внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, орг-ций и граждан. На тер-рии РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная п-ка».

Осуществляя переход от централизованной плановой к рыночной эк-ке, РБ строила свою систему фин. одновременно с созданием всего комплекса гос. институтов независимой страны: внешней пол-ки, обороны и безопасности, нац. эк-ки, упр-я и т.д. И ключевую роль в этом пр-се играли и играют становление системы фин., пронизывающей все сферы об-ва и гос-ва, выработка и реализация фин. пол-ки.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"