Шпаргалка по "Основной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность экономического мышления.
2. Среда формирования экономического мышления: экономическое, политико-правовое, социально-культурное.
3. Типы экономического мышления: стандартный и творческий.
4. Развитие экономического мышления

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по Основной Экономике.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

III. Регулирующая функция. Зарплата  должна стимулировать разделение  труда между отраслями и сферами  производства, в соответствии с интересами наиболее эффективного развития национальной экономики.

В плане покупательной способности  получаемой заработной платы различают  номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - сумма денежных знаков, которые  получает владелец рабочей силы за выполненную работу. Реальная заработная плата - количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату.

Формы и системы заработной платы.

Форма заработной платы - способ связи  между собственностью на рабочую силу (следовательно, и величиной ее стоимости) и результативностью ее функционирования. Существует две основные формы заработной платы: повременная и сдельная. Почасовая заработная плата - способ оплаты рабочей силы при котором величины заработной платы определяется количеством отработанных часов. Сдельная заработная плата - оплата рабочей силы в зависимости от количества произведенной продукции.

Система заработной платы - комплекс условий, который может применяться  в любой из форм заработной платы  с целью повышения эффективности связи между оплатой рабочей силы и результативностью ее использования. 

69. Инвестиции в человеческий ресурс.

Человеческий ресурс - работники, имеющие  определенные профессиональные навыки и знания и могут использовать их в трудовом процессе. (Количество людей и человеческий потенциал - компетенции, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию).

Инвестициями в человеческий ресурс считается любые усилия повышающих квалификацию и способности, а следовательно, производительность труда рабочих. По расширенным определением - это расходы индивида (домохозяйства, фирмы, государства), которые используются для получения общего и специального образования; расходы, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации, подобное.

Такие инвестиции могут быть эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения. Эндогенные инвестиции осуществляются непосредственно индивидом (семьей). Экзогенные - являются капиталовложениями, которые произведены за счет средств государства, специальных фондов хозяйствующих субъектов и др..

Экзогенные инвестиции, как и  эндогенные есть нацеленными на превращение  творческих способностей человека на получение компенсирующего эти расходы результата. Однако для экзогенных инвестиций по сравнению с эндогенными, присущий большая степень риска по причине отсутствия полной определенности интересов, желаний и возможностей сторон, а также непредсказуемости результата ожиданий. Когда интересы сторон («инвестиционного донора» и «инвестиционного реципиента») совпадают и при этом у субъекта (а) есть естественные интеллектуальные способности и, он (б) способствует их развитию - результат сделанных капиталовложений будет наиболее оптимальным.

Инвестиции в человеческий капитал  могут осуществляться фирмами, заинтересованными  в повышении своей конкурентоспособности  и результативности бизнес. Современный  опыт организации и стимулирования труда является накоплением достаточного количества примеров, отражающих процессы повышения квалификационного уровня или обучения на рабочем месте. В некоторых развитых странах общий объем инвестиций в подготовку на производстве можно приравнять с объемом инвестиций в формальное образование.

 

70. Образование и проф компетенции  работника

В формировании профессиональных компетенций  работника определяющую роль играет образование. Она является одной  из важнейших типов вложений в  человеческий потенциал. Инвестиции, направленные на получение образования легче поддаются исчислению по сравнению с другими формами вложений в человека. Доход от высшего образования исчисляется как разница между заработками тех рабочих, окончивших колледж, и заработками, что при жизни получают рабочие, получившие образование лишь в средней школе, а норма отдачи розглядаетеся как аналог нормы прибыли и является регулятором распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования. Нужно помнить, что чем раньше будут сделаны инвестиции, то больший доход они принесут в будущем.

Если собственность была критерием  членства в прежнем доминирующем классе (имеется в виду класс капиталистов - господствующий класс индустриального  общества), то в новом доминирующем классе критерием является знание и уровень образования.

Знания и идеи работников интеллектуальной сферы являются двигателем высокотехнологичного информационного общества. Неудивительно, что в некоторых отраслях права  на интеллектуальную собственность  становятся даже важнее финансы. В странах, которые являются экономическими лидерами, на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости: 85% - в США, 89% - в Великобритании, 90% - в Японии.

 

 

71. Интеллектуализация труда.

Существенной «постиндустриальной» тенденцией в изменении содержания труда является растущее значение компонентов интеллектуальной деятельности, - интеллектуализация труда. В странах, которые являются экономическими лидерами, на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости: 85% - в США, 89% - в Вел. Британии, 90% - в Японии.

Современные изменения в технологиях  работы в «обществе знаний» обусловливают  появление новых ее содержательных характеристик человеческой трудовой деятельности.

Значительного распространения в обществе приобретает феномен «телепраци» (telework). Это деятельность, основанная на широком использовании компьютерных технологий и телекоммуникаций. ее следствием является принципиальное изменение содержания как индивидуального, так и совокупного трудового процесса. Изменяется также характер организации рабочего места, контроля и управления, процессов передачи и использования продуктов деятельности и т.д.. Как следствие, трудовая деятельность постепенно перемещается из специально созданных предприятий (заводов, офисов) в индивидуальные жилища работников.

Особый характер технико-производственной организации труда в новом  обществе. Труд в этих условиях организуется особым способом, создаются сети (net-works), которые являются специальной формой кооперации труда, использование сырья, средств производства и результатов деятельности.

По новым условиям ведущей производительной силой становятся рабочие умственного  труда («brainworkers»), рабочие знаний («knowledge workers»). Работников нового типа, в частности, отличают изобретательность, наличие специальности, профессионального знания; они обладают мастерством и информацией, высокообразованные, имеют склонность к творческому труду. Кроме устаревших «синих воротничков» и «белых воротничков появилась новая категория работников, так называемые« золотые воротнички », за способность реализовывать свои способности к сложной интеллектуальной работы в системе производственных отношений с применением инициативы и творчества. В новом доминирующем классе главным критерием является уже не собственность, а знания и уровень образования.

Высший менеджмент и инвесторы  все в большей степени разделяют  часть своей власти с создателями  интеллектуальной собственности, чьи  знания и идеи являются двигателем высокотехнологичного информационного общества. Так что не удивительно, что в некоторых отраслях права на интеллектуальную собственность становятся даже важнее финансы.

 

72. Труд. отношения, занятость, безработица.

Трудовые отношения - это многоаспектная система взаимоотношений между работниками и работодателями, предприятиями, государством и трудоспособным населением, общественными организациями и предпринимателями, возникающих в процессе трудовой деятельности. Объектом трудовых отношений является труд. Количество труда определяется продолжительностью и измеряется временем.

Одной из мер труда является занятость (количество часов в сутки, в течение  которых работник работает на производстве) - наиболее общая мера рабочего времени  и труда. Продолжительность рабочего дня определяется такими факторами: 1) общественные потребности и необходимость их удовлетворения, 2) производительность труда, 3) значение для общества свободного времени. В Украине раб. день - 8 часов.

Зарплата - цена за использование труда. Она как экономическая категория развитых товарно рыночных отношений выражает стоимость товара "рабочая сила" и оплату труда за ее затраты и результаты, признанные рынком. Формы зарплаты: 1) почасовая - цена рабочего часа 2) сдельная - превращенная форма повременной, в основе лежит цена часа труда и таким образом определяется расценка за единицу продукции, то есть: цена часа * количество произведенных товаров / норму выработки (нормированную количество товаров). Выделяют номинальную (количество денег, которую работник получает за выполненную работу) и реальную (количество благ, товаров и услуг, которую работник может приобрести за свою з.п.) заработную плату. Реальная з.п. зависит от номинальной, уровня налогов, уровня цен на товары и услуги.

Безработица - это социально-экономическое явление, связанное с превышением предложения рабочей силы над спросом на нее, состояние незанятости части экономически активного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

73. Дискриминация труда.

Дискриминация труда явление достаточно распространенное. Ее могут подвергаться как отдельные работники, так и их отдельные группы. Она означает иное и менее благоприятное отношение к людям, уничтожение или нарушение равенства возможностей в определенной области труда и занятий через присущие им характеристики, которые не касаются их заслуг или требований к данной работе (раса, цвет кожи, религия, пол и др.).. В 1958 г. на сессии Генеральной конференции МОТ была принята Конвенция о дискриминации в области труда и занятий.

Выделяют следующие виды дискриминации  труда:

1) дискриминация по уровню зарплаты - работники, имеющие одинаковую квалификацию или стаж, получают разную зарплату за выполнение той же самой работы в той же отрасли или даже организации (напр. женщины по сравнению с мужчинами, негры по сравнению с белыми);

2) дискриминация при найме на работу, увольнении с работы (лица, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды, неквалифицированная молодежь, причины, связанные с возрастом работника, расовой и этнической принадлежности);

3) дискриминация при продвижении  по службе тех, кто уже работает в организации. Таким лицам сложнее сделать карьеру, их неохотно повышают и назначают на ответственные должности (ее испытывают женщины, иммигранты, представители национальных меньшинств);

4) профессиональная дискриминация,  проявляющаяся в устойчивом распределении профессий и должностей между разными группами работников (напр. традиционные мужские и женские профессии, распределение профессий между местными и приезжими работниками);

5) дискриминация в образовании  и профессиональной подготовке (формальное ограничение доступа человека к образованию по причине иностранного гражданства, незнания государственного языка и т.д.).

Названные виды трудовой дискриминации  тесно связаны между собой  и усиливают друг друга.

Другие форм (видов) дискриминации относится возраст, ограниченная трудоспособность (инвалидность), заболевание ВИЧ / СПИДом и сексуальная ориентация. Новейшими формами дискриминации, характерным скорее для развитых стран, является дискриминация по генетическому признаку (склонность к заболеваниям) и по образу жизни (курение).

Дискриминация отдельных лиц и  определенных групп людей уменьшает  уровень их доходов и возможности  инвестиций в человеческий капитал.

 

74. Неравенство в доходах и  проблема бедности.

Неравенство в доходах представляет собой разницу в уровне доходов различных слоев и групп населения, обусловленную многими факторами. Ее вызывают разногласия в уровне заработной платы; неодинаковые размерами собственности и, как следствие, разная величина доходов от нее; неодинакова социальная помощь от государства и различные льготы, наличие предпринимательского таланта или особых, уникальных способностей; социальный статусом (лицо, занят или незанятых трудовой деятельностью, молодежь, которая учится, наемный работник, собственник имущества, пенсионер и т.д.) и другие факторы. Разница в заработной плате, в свою очередь, вызвана естественными способностями человека, образованием, профессией, специальностью, квалификацией, опытом, отраслевыми различиями, условиями труда и тому подобное.

Показателям дифференциации населения по доходам (расходам) является коэффициент Джини (коэффициент концентрации доходов или расходов), коэффициент децильных (квинтильнои) дифференциации и коэффициент фондов. В графическом виде неравенство распределения доходов иллюстрирует кривая Лоренца, отражающая соотношение долей всех доходов и долей всех их получателей. При условии абсолютно равного распределения доходов 10% населения получало бы 10% доходов, 50% - половину и т.д., но это не соответствует действительности.

Одной из важнейших характеристик  уровня жизни населения является бедность. Бедность как явление присуще  всем экономическим системам и существовала за любые времена. На сегодня проблема бедности приобрела глобальный характер. При этом, конечно, проблема бедности в разных странах и разных регионах мира имеет свои особенности.

Бедность обычно определяется как  уровень доходов, который не позволяет  обеспечить нормальные условия жизни  людей; как нехватка средств для  удовлетворения элементарных потребностей или как невозможность поддерживать минимальный уровень потребления, определяемого на основе физиологических

Информация о работе Шпаргалка по "Основной экономике"