Шпаргалка по "Основной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность экономического мышления.
2. Среда формирования экономического мышления: экономическое, политико-правовое, социально-культурное.
3. Типы экономического мышления: стандартный и творческий.
4. Развитие экономического мышления

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по Основной Экономике.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

Процесс створ.та освоение новой технологии начинается с наук-исследовательской  д-те (фундаментальных исследований), направленных на получение новых  наук.знань и выявления закономерностей, полезных для удовлетворения общест потребностей. С помощью наук-исследовательской работы обнаруживают новые связи между явлениями, закономерности развития общества. Научно-исследовательская д-ть разделение. на теоретическую (научные открытия, обоснование новых понятий и представлений, создание новых теорий) и поисковую (открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их сочетаний).

Развитие фундаментальной науки  является приоритетным, пос. она является генератором идей, открывает пути в новые сферы пр-ва и потребления. Мы знаем, что позитивный выход научно-исследовательской д-е в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной эко-ки ни одна отрасль не может себе позволить заниматься этими исследованиями. Вот почему в большинстве случаев, исследования финансируются государством.

Проектно-конструкторская деятельность-переход  от лабораторных условий к экспериментальному пр-ва, через создание (модернизацию) образцов и технологий, которые могут  быть переданы в серийное пр-во или  непосредственно потребителю. На этой стадии происходит окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники. Завершающей стадией процесса исследования научной разработки является освоение пр-вом новой технологии или изделия. Именно в водоворот-ви знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение.

 

34. Инвестиционная деятельность

В практике хозяйствования каждая фирма  как сложная произв-екон.сис-ю  осуществляет много конкретных видов д-ти: научно-исследовательская, проектно-конструкторская, инновационная, торгово-маркетинговая, инвестиционная. Инвестиция-госп.операция, которая предусматривает приобретение осн. фондов нематер.активив, корпоративных прав и ценных бумаг в обмен на средства или имущество. Инвестиции подил.на: капитальные, фин. и реинвестиции. Инвестиционная д-ть - это совокупность целенаправленных действий по укладке денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вкладов конкретного инвестиционного проекта и предпр-ва (юридического лица), осуществляющего инвестиционный процесс. Инвест.д-ть это совокупность практ.дий граждан, юр.лиц и государства по реализации инвестиций. Инвест. Д-ть в Украине осуществляется на основе: 1) инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными во-мы, госп.асоциациямы, союзами и обществами, а также общественными и религ.организациямы, др.. юрид.особамы, основанными на коллективной собственности, 2) гос. инвестирования, осуществляемого органами власти и управления Украины, АРК, мисц.Рад нар.депутатив за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также держ.пидпр-вами и учреждениями за счет собственных и заемных средств; 3) иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юрид.особамы и государствами; 4) совместного инвестирования, осуществляемого гражданами и юрид.особамы Укр., иностранных государств. Субъектами инцест.д-е есть все юрид., Физ.лица, держ.та негосударственные учреждения, участвующие в реализации инвестиционного проекта. Государство может участвовать в инвестиционном процессе как непосредственно, вкладывая свои бюджетные средства, развивая предпр-ва держ.сектора эк-ки, так и косвенно: 1) влияя на инвестиционную среду, 2) регламентируя условия фин.та госп.д-е предпр -в.

 

 

35.Инновационная деятельность.

Инновац.д-ть - это взаимосвязанная  и согласованная последовательность действий, допускает ис рис.промижних  и конечных результатов наук-исследовательских  и проектно-конструкторских работ по проведению их в новом или усовершенствованном товаре с помощью технолог.процесу изготовления продукции.

Инновация - это процесс, в котором  наук.идея или технология изготовления доводятся до стадии практ.викорис-ния  и начинают давать екон.ефект.

Классификация инноваций:

По цели инноваций стратегические; тактические, оперативные.

По эффективности эффект-ть пр-ва; эффект-ть управления; соц.ефект-ть.

По экономическому значению инновации; нововведения.

По значению в воспроизводственном  процессе потребительские; инвестиционные.

По инновационному потенциалу радикальные; ординарные.

По сфере применения производственные; соц.; Комплексные; рыночные.

За источником появления инновации, которые возникли в результате НТП; возникшие вследствие потребности  рынка и пр-ва.

Этапы форм-ния инновац.модели на предприятии: И. Определи. Нужды в ин-циях (осведомленность  в проблеме, признание потребности  в новациях, убеждения членов организации  в необходимости инноваций); II. Сбор информации о ин-цию (начальные сведения о ин-ию, поиск ин-ции);

III. Предварительный выбор др.-ций  (разработка нововведения, оценка  информации, выбор ин-ции);

IV. Принятие решения о внедрении  ин-ций; V. Внедрение (пробное, полное, викорис.ин-ций); VI. Институционализация  (процесс отбора и приспособления).

Инновац.д-ть является составной частью инновац.розвитку эк-ки и является важным аспектом воспроизводства виробн.видносин. Набор методов и средств держ.инновац.пол-ки достаточно широк: государственные  меры, стимулирующие инновац.акт-ть бизнеса; корректировки налогового, патентно-лицензионного законодательства; амортизационных отчислений и т.п..

Сегодня 25% прироста пр-ва в развитых странах вызвано прямыми мат.инвестициямы капитала, примерно 35%-повышением квалификации роб.силы и более 40% екон.зростання этих стран является результатом викорис.наук.знахидок, изобретений, применения технологических инноваций.

 

38.Сутнисть  предпринимательства и его организационно-экономические  формы.

Предпринимательство - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн — это многоотраслевое  акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.

Ассоциации: мягкая форма добровольного  объединения экономически самостоятельных  предприятий, организаций, которые  одновременно могут входить в  другие образования. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Консорциум: это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции. Такое  объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат:объединение сбыта продукции  предпринимателями одной отрасли  с целью устранения излишней конкуренции  между ними.

Картель:это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

Финансово-промышленные группы (ФПГ):представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового  капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций

 

 

40.Продукти вность труда.

Эффективность пр-ва и производительность сис-мы - это термины-синонимы. Однако, общая производительность системы  является понятием более широким, чем  производительность труда и прибыльность производства.

Единым народнохозяйственным екон.критерием  эффективности пр-ва является рост производительности сусп.живои и  овеществленного труда.

Производительность труда трактуют как в широком, так и в узком  смысле. В широкой общест концепции прод-ть труда - это умственная склонность чел. к постоянному поиску усовершенствования труд.д-е с учетом меняющихся соц-экон. умов.У узкой технической концепции прод-ть труда - это отношение полученного результата к ресурсам, использования. в процессе праци.Отже, на микроуровне прод-ть труда визнач.як отношение объема произведенной продукции к кол-ва производителей или кол-ва отработанных человеко-часов за определенный период времени. На макроуровне прод-ть труда визнач.як отношение нац.доходу к сер.чисельности работников, занятых в его создании.

В обобщенном виде прод-ть труда опред. как эффективность производственных ¬ ч. д-ти чел. в процессе створ.мат. благ и услуг. Прод-ть труда-эффективность, результативность, плодотворность люд.фактора, т.е. осн.продуктивних сил общест-ва, отрасли, предприятия, измеряется кол-тю продукции, произведенной одним занятым за определенный период времени (час, смену, год).

Поскольку в водоворот-ви любого товара участвуют жива и уречев ¬ лена труд, рост прод-е труда в общ-ве в целом означает экономию обоих видов труда или уменьшения общ. необходимого роб.часу на пр-во единицы товара или услуги. При этом доля живого труда уменьшается, доля овеществленного растет, но кол-во живого труда зменш.помитнише, чем сде ¬ становится количество прошлой (овеществленного), и заг.сума труда, воплощенного в товаре или услуге, уменьшается.

Различают индивидуальную, локальную  и общ. прод-ть труда. Уровень прод-е  труда-одна из важнейших характеристик, отражающей прогрессивность способа пр-ва.

Повышение прод-е труда обеспечивает рост кол-ва продукции, произведенной  в единицу времени, что способствует росту ВВП, снижению себестоимости  и увеличению нац.доходу.

Рост прод-е труда в общест-ве зале ¬ жить прежде всего от уровня развития прод.сил. Факторами роста сусп.прод-е труда являются: викорис.досягнень НТР в водоворот-ви; углубления ¬ ления сусп.подилу труда; внедрение хозрасчета, новых форм организации труда;

 

37.Международное разделение труда  и международная экономическая  деятельность.

Международное разделение труда (МРТ) - высшая степень развития общественного  территориального разделения труда  между странами. МЧП - это процесс  отделения трудовой деятельности на международном уровне, которые взаимодействуют  и взаимодополняют друг друга.

Существуют  следующие формы специализации  МПП:

1) Общий - страны-экспортеры промышленной  и сельского хозяйства: индустриальные, аграрные, сырьевые. 2) Особый - межотраслевой  обмен готовыми изделиями.

3) Единичная - специализация изготовления  отдельных деталей и узлов сложного товара.

Межотраслевая и внутриотраслевая специализация МПП: предметная, подетальная, технологическая, пооперационная, типоразмерный (производство определенных готовых  товаров определенного типа).

Международная экономическая деятельность (МЕД) - совокупность целенаправленных действий экономических субъектов разных стран. МЕД-это экономическая деятельность за пределами национальной экономики, то есть такая, которая осуществляется на мегауровне. МЕД-целостная система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран, относящихся к ним или образованных ими экономическими субъектами, а также международными организациями, которая имеет характерные только ей взаимосвязи, закономерности и реализует те специфические интересы, которые связаны с использованием преимуществ международного сотрудничества, разделения труда и факторного размещения.

Осн. и традиционным видом мижнар.екон.д-е  является торговая (на втором месте-производственная, на третьем - инвестиционная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Торгово - маркетинговая деятельность

В практике хозяйствования каждая фирма  как сложная произв-екон.система  осуществляет много конкретных видов  д-сти: научно-исследовательская, проектно-конструкторская, инновационная, торг-маркетинговая, инвестиционная. Торгово-маркетинговая д-ть - д-ть предпр-ва, фирмы на рынке, которая предусматривает: 1) тщательное учет потребностей в товарах и услугах, ситуацию на рынке, сложившейся и ее развития, 2) возможно приспособление пр-ва к требованиям рынка, к существующим и потенциальным запросов покупателей, 3) акт. влияние на форму-ния спроса, рынка товаров и услуг; 4) контроль за условиями реализации товаров и услуг, гибкое реагирование на изменение спроса.

Опыт развитых стран мира убедительно  свидетельствует, что осн.формою екон.життед-е предприятий в условиях рыночной эк-ки является маркетинг.

Екон.передумовы становления маркетинга: Неценовая конкуренция (конкуренция  за потребителя товаров); Быстрые  темпы НТП; Развитие транспорта, связи, средств научно-технической информации; Екон.кризы надвир-ва.

Принципы маркетинговой д-е: всестороннее и глубокое познание рынке, растущих запросов потребителей ("потребитель - король"); приспособления к рынку, выпуск товаров, соответствующих спросу ("отыщите потребности и удовлетворите их"); акт.вплив на рынок, форм -ния спроса (через рекламу, изготовление товаров, "создание" потребителей).

Итак, торг-маркетинговая д-ть - это  процесс планирования и воплощения замысла ценообразования, продвижения  и реализации идей, товаров, услуг  путем обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

 

39.Витраты и результаты предпринимательской  деятельности.

Прежде чем получить предпринимательский  доход, предприниматель должен сделать  определенные затраты.

Расходы-выраженные в денежной форме, затраты различных видов екон.ресурсив в процессе пр-ва, обращения, распределения продукции.

Рассмотрим издержки производства, к которым относятся элементы факторов производства: затраты на оплату живого труда (заработная плата  работникам фирмы); расходы на приобретение зданий и оборудования (инвестиции); расходы на оплату природных ресурсов (земли, воды, полезных ко ¬ палин), что используются в производстве как сырье и материалы; расходы на оплату энергоносителей (нефти, газа), электрической энергии.

Информация о работе Шпаргалка по "Основной экономике"