Шпаргалка по "Основной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность экономического мышления.
2. Среда формирования экономического мышления: экономическое, политико-правовое, социально-культурное.
3. Типы экономического мышления: стандартный и творческий.
4. Развитие экономического мышления

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по Основной Экономике.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

Лучшее понимание сущности рынка  дают функции, которые он выполняет. К главным функциям рынка относятся: - Воспроизводственная - заключается в том, что поскольку рынок занимает опосредованное положение между производством и потреблением, то без его функционирования невозможно нормальное восстановление не только отдельных материальных объектов, но и самого общества. - Регулирующая (распределительная) - изменение цен сигнализирует о нарушении существующих ранее пропорций в производстве различных благ, а следовательно, о необходимости перераспределения ресурсов между различными отраслями. А это регулирует соотношение между количеством различных товаров, производимых в обществе.

- Контрольная - механизм рынка  дает возможность потребителям  контролировать производство, покупая  лишь то, что они считают нужным.

- Стимулирующая - рынком поощряются  те производители, которые наиболее рационально используются факторы производства, применяя новейшие достижения науки и техники, что ведет к повышению эффективности производства и соответствующему росту их доходов.

- Интегрирующая - рынок «сшивает»  или объединяет разрозненных производителей и потребителей в единое целое, в экономику через систему товарно-денежных связей.

Главные условия, без которых формирование рынка невозможно: 1) наличие и  углубление общественного разделения труда, 2) развитие частной собственности, который ведет к экономическому обособлению товаропроизводителей, получения ими экономической и юридической независимости, возможности вступать в равноправные отношения по поводу купли-продажи товаров , 3) наличие денег. Если подобных условий не создано, то говорить о появлении рынка нельзя.

 

82. Субъекты и объекты рыночных  отношений

Рыночные отношения - отношения  между участниками рынка по поводу покупки и продажи товаров  и послуг.Якщо перейти к характеристике субъектов рыночных отношений, то сразу  заметно, что на рынке взаимодействуют между собой только два субъекта - покупатели и продавцы. Покупатели - это те субъекты рыночных отношений, которые имеют деньги и собираются за них приобрести необходимый им товар. Продавцы - это те субъекты рыночных отношений, которые имеют определенный товар и собираются за него получить необходимые им деньги. При этом вне сферы рыночных отношений каждый из этих субъектов может выполнять и другие экономические роли - быть производителем, поставщиком, посредником, потребителем и т.д.

Если сравнивать рынок и рыночную экономику, по понятию Рыкова экономика  значительно шире. Дело в том, что  рынок представляет собой лишь часть  отношений обмена. В то же время  понятие «рыночной экономики» как  определенной разновидности экономики вообще охватывает не только отношения обмена, но и отношения по поводу производства, распределения и потребления.

Домохозяйства - это тот субъект  экономики, который представляет собой  семью, состоящую из одного или нескольких лиц, самостоятельно ведет свою деятельность. В рамках экономики домохозяйство выступает основным поставщиком всех экономических ресурсов, в обмен на которые оно само получает деньги, расходуемые на приобретение

Основными объектами рыночных отношений  являются все виды товаров, поставляемых на рынок. К ним относятся: 1) потребительские товары, 2) средства труда, 3) рабочая сила или труд; 4) земля и другие природные ресурсы; 5) недвижимость: производственные здания и жилье; 6) денежно-кредитные ресурсы. 

83. Спрос и предложение

Функционирования рынка обеспечивается благодаря рыночному механизму.

Рыночный механизм - взаимодействие рыночных элементов: цены, спроса, предложения, конкуренции, конъюнктуры, предоставляющий  определенной направленности экономическом  поведении общества и согласовывает частные и общественные интересы.

Спрос - форма выражения потребности, платежеспособная потребность. Спрос  включает 2 момента: потребности (желание  приобрести товар или услугу) и  денежные средства, которые имеет  общество для приобретения данных товаров и услуг. Поэтому, как правило он выражается в денежной форме.

Предложение - совокупность товаров  и услуг, которые являются или  в любой момент могут быть доступны на рынке. Включает 2 момента: готовность производителей или продавцов производить  и продавать тот или иной товар или услугу, и условия, на которых производитель (продавец) согласен продать их.

Закономерности движения товаров  зависят от закономерностей поведения  покупателей (законы спроса) и продавцов (законов предложения).

Закон спроса регулирует величину спроса в зависимости от величины рыночной цены. Его сущность состоит в том, что рост цены при прочих неизменных условиях приводит к уменьшению объема спроса и наоборот.

Закон предложения определяет, что  чем выше цена товара при прочих неизменных условиях, тем более стимулируется производство и продажу именно этого товара. Это закон, регулирующий предложение товаров в зависимости от уровня их рыночных цен.

 

Цена - денежная сумма, которую платят (получают) за конкретный товар или  услугу.

Виды цен: Цена спроса (D), цена предложения (S), цена равновесия.

Цена спроса - предельно максимальная цена, которую покупатели согласны платить за товар.

Цена предложения - предельно минимальная  цена, за которую продавец согласен продать свой товар.

Взаимодействие конкурентных сил приводит к синхронизации цен спроса и цен предложения, что обусловливает равновесие объемов спроса и объемов предложения.

Рыночное равновесие - ситуация, при  которой намерения покупателей  и продавцов полностью совпадают  и что при определенной цены цены товара объем предложения = объема спроса.

Цена равновесия - это цена, которая  устанавливается при уравновешенности спроса и предложения.

 

84. Рыночное ценообразование

Современная рыночная экономика объективно требует внедрения свободных  цен, т.е. цен, которые устанавливаются не государством, а возникают объективно на рынке вследствие конкурентной борьбы, учитывая настоящую стоимость товара, соотношение спроса и предложения на него. Поскольку цена в условиях конкурентного рынка определяется равновесием спроса и предложения, отдельный продавец не может влиять на ценообразование на рынке и предлагает свой товар по цене, которую его вынуждает устанавливать рынок.

   Если товара на рынке  не хватает, то цены на него  начинают расти, а когда на  рынке существует избыток определенного вида товара цены начинают падать. Но это не всегда так. Каждая конкретная ситуация зависит от многих обстоятельств, возникающих на рынке. Важное значение при этом имеют следующие факторы:

   1. Количество покупателей  и продавцов, действующих на рынке. Чем больше покупателей и продавцов, тем сложнее кому-либо из них влиять на ценообразование на рынке.

   2. Независимость участников  рынка. Если два или более  покупатели или продавцы объединяются  для осуществления совместной  хозяйственной деятельности, то вместе они влияют или могут повлиять на рыночное ценообразование.

   3. Степень индивидуализации  продукции. Чем разнообразнее  ассортимент товаров, тем больше  шансов, что на цену отдельных  товаров не будут влиять общие  колебания цен на рынке.

   4. Внешние ограничения. Уровень  цен на любом рынке может  устанавливаться не только под  влиянием рыночного спроса и  предложения, но и под влиянием  других факторов, в частности  вмешательство государства в  ценообразование на рынке. 

85. Конкуренция, монополия, олигополия

Конкуренция - экономическая борьба, соперничество между обособленными  производителями продукции, услуг  за удовлетворение своих интересов  связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг  одним и тем же потребителям.

Функции:-стимулирующая;-распределительная;-регулирующая;-санирующие.

Классификация конкуренции:

По сфере деятельности:-внутриотраслевая,-межотраслевая,-между  производителями товаров субститутов.

По территориальному признаку:-внутрирыночный,-мижнародноринкова.

По субьктамы: между продавцом  и покупателем, между покупателями, между продавцами, между собственниками капитала и рабочей силы, между  собственниками капитала, между собственниками рабочей силы, между монополизированными  и немонополизированном производствами, между монополиями, внутри монополии. По объектам: за ресурсы, за рынки сбыта, за право первоочередного владения информацией. По форме: совершенная и несовершенная. По методам: ценовая и неценовая.

В зависимости от соотношения конкуренции и монополии выделяют 4 модели рынка:-рынок свободной конкуренции,-рынок монополистической конкуренции,-олигополия, чистая монополия.

Монополия-это увлечение экономическими субъектами части или всего рыночного  пространства для продукта и установления на нем своего господства в виде монопольной цены.Это означает, что предприниматель производит и продает один или несколько товаров, не имеющих схожие субститутов и не производит и не продает никто другой, поэтому потребителям не остается возможности выбора.

Кзасификация: по месту в торговых сделках:

Монополия (объединение предприятий, продает определенные товары многим покупателям) и монопсония (объединение, которое скупает товары у всех продавцов).

По масштабам охвата рынка определенного  товара: чистыми и абсолютными

По характеру и причинам возникновения: естественные, легальные и искусственные.

Олигополия - это тип рыночной структуры  с несовершенной конкуренцией, при  которой ограниченное число предприятий (до 10) монополизируют производство основной массы товаров.

Простейшей олигополией является дуополия - функционирование на рынке  только двух производителей определенного  товара, между которыми отсутствуют  какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах.

В целом конкуренция отражает стремление к свободе и экономической независимости с одновременной попытки конкурентов уберечься от невзгод конкурентной борьбы, что порождает тенденцию к объединению усилий и ресурсов (капитала), экономической солидарности. То есть попытки победить в конкурентной борьбе приводит к установлению господства на рынке, захват власти, образованию монополий. Это показывает, что конкуренция и монополия являются двумя сторонами рыночного взаимодействия.

 

86. Рынок и государство

Конкурентный рынок невозможно представить без государственного вмешательства и в то же время именно рынок рынок помогает государству работать эффективно. В современных условиях особенно важным является процесс взаимодействия государства и рынка через модель "смешанной экономики". Государственное регулирование экономики реализуется благодаря таким средствам:

1. Расширение сферы функционирования  государственной собственности.  Создание государством и государственная  поддержка при создании капиталоемких  и малоприбыльных организаций,  но которые необходимы для  общества.

2. Присвоение и перераспределение государством значительной части национального дохода (НД), что происходит за счет:

- Системы налогов;

- Государственных закупок и  государственных заказов;

- Государственных кредитов и  субсидий отдельным отраслям.

3. Государственное регулирование экономики реализуется как система экономических мер правительства с целью решения жизненно важных для рынка вопросов: - борьба с кризисными явлениями;-обеспечение высоких и стабильных темпов экономического роста;-осуществление структурных перестроек в экономике по НТП;-решение социальных проблем;

4. законодательно-нормативная база; 5. прогнозирования и программирования.

 

 

 

 

 

 

 

87. Сегментация рынка

Сегментация рынка - это систематический  процесс разделения разнообразие рынка, выделение его частей или сегментов, направленное на усиление конкурентных преимуществ предприятий за счет реализации их экономических интересов. С помощью сегментации из общего числа потенциальных потребителей формируются определенные группы (рыночные сегменты), каждая из которых предлагает свой специфический спрос на рынке.

Способы сегментации рынка согласно потребителей и особенностей качественной структуры сформированного ими  спроса:

Географический - Страна, регион, количество жителей (плотность населения), климат;

Демографический - Уровень доходов, возраст, пол, образование, национальность, религия;

Психографический - Мотивы покупок, престижность, общественное мнение, установки, ориентация;

Поведенческий - Цена товара, качество, дизайн, марка, уровень сервиса;

Социографичний - Общественный класс, образ жизни, социальный статус, культурная ориентация.

Сегмент рынка - это не только совокупность потребителей с высокой общностью  потребностей или мотивов, а группа лиц, характеризующихся однородностью  рыночного поведения, это делает сегментацию рынка более удовлетворительной с точки зрения управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Основной экономике"