Шпаргалка по "Основной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность экономического мышления.
2. Среда формирования экономического мышления: экономическое, политико-правовое, социально-культурное.
3. Типы экономического мышления: стандартный и творческий.
4. Развитие экономического мышления

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по Основной Экономике.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сегментация рынка - это систематизированный процесс  распределения потенциального рынка  на группы потребителей, имеющих сходные  потребности, мотивации при принятии решений о покупке определенного товара или услуги; уровень дохода и доступ к рынку. В практической деятельности по сегментации рынка надо иметь в виду, что угрозой реализации даже самой эффективной сегментации являются постоянные изменения рыночной среды и это требует особого внимания к постоянному мониторингу происходящих, и осуществления необходимых корректирующих действий.

Говоря о сегментации рынка, следует также обратить внимание и на отдельные виды внутреннего  рынка или совокупность отдельных  рынков в рамках национальной экономики. Среди них, в частности, при сегментации рынков по экономическому назначению можно выделить следующие рынки: земли и недвижимости; товаров и услуг; капитала; человеческого ресурса и инновациям.

 

88. Рынок земли и недвижимости.

Поскольку земля является объектом собственности, то в рыночных условиях она приобретает форму товара, т.е. покупается и продается на земельном  рынке. Рынка земли присущи спрос  и предложение на землю, соотношение  которых формирует рыночные цены и рентные отношения, возникающие в связи с производством и присвоением прибавочного продукта на основе использования земли. При продаже земельного участка ее владелец беспокоится о том, чтобы не лишиться рентного дохода и заключает сделку, которая обеспечит ему получение такой суммы денег, которая при вкладе на депозит в банк или при предоставлении займа, принесет доход (годовую величину процента), равный земельном ренте. Перед тем как стать собственником земли покупатель сравнивает ренту, которую дает земельный участок с процентом, который он получит, если вложит деньги в банк. Следовательно, цена земли является капитализированной (превращается в денежный капитал) рентой. Она прямо пропорциональна величине ренты (Р) и обратно пропорциональна норме банковского процента (N), т.е.: Цз = Р / N х100%. Например, если годовой доход в виде ренты составляет 120 тыс. грн., А банковский процент - 15%, то цена земли составит:

Цз = 120 000 / 15 х 100 = 800 тыс. грн.

Это теоретическое определение  цена земли, а на практике ее цена зависит от многих факторов, влияющих на спрос и предложение земельных участков. Так, в частности, рост цены на землю обусловлено растущим спросом на нее для сельскохозяйственного производства, для строительства пригородных коттеджей, баз отдыха и др.. целей.

Рынок недвижимости формируется для  торговли землей и другими природными угодьями, а также любыми объектами, на ней расположены и связанные  с ней (здания, сооружения и т.п.). Субъектами этого рынка являются физические и юридические лица, могут  покупать объекты недвижимости как для личного (квартира, дом), так и для производственного назначения (помещение для офиса, земля для сельскохозяйственного производства и т.п.) и формировать запасы производственных ресурсов.

 

 

89. Рынок товаров и услуг.

Исторически возник первым, обслуживает массового потребителя, является свидетельством стабильности и жизнеспособности экономики. Существует потребительский рынок товаров и услуг, характеризующий взаимосвязь производства и личного потребления и рынок товаров и услуг производственного назначения (рынок средств производства), что связано с обеспечением непрерывности воспроизводства производственных процессов. Потребительский рынок функционирует для удовлетворения физиологических и социальных потребностей людей в материальных и духовных благах и оказании услуг. Его емкость определяется производственными возможностями как отдельных отраслей внутреннего рынка, так и покупательной способности потребителей в приобретении импортных товаров и получении услуг. Многообразие большого количества продуктов, обращающихся на потребительском рынке приводит к возникновению более специализированных рынков (продуктов питания, одежды, обуви, предметов бытовой техники, лекарств, коммунальных, транспортных, культурных услуг и т.п.). Рынок товаров и услуг производственного назначения хотя и сформировался позже, и постепенно приобрел приоритетное значение. Он состоит из рынка средств труда (машин, оборудования, строительных сооружений, производственных коммуникаций и т.п.) и рынка предметов труда (материалов, сырья, топливных ресурсов и т.д.). Формирование современного рынка средств производства, его развитие и совершенствование можете повысить технологический уровень национального производства, ускорить научно-технический прогресс, адаптироваться в конкурентный мировой рынок.

 

90. Рынок капитала.

Является составной финансового  рынка и осуществляет инвестиции в развитие производственной и непроизводственной сфер экономики. Рынок капитала имеет  двоякое назначение: как фактор производства и как ресурс, приносящий доход заемщику.

Рынок капитала как фактор производства связан со спросом и предложением производственных ресурсов, капитальных  благ, которые используются для производства новых товаров. Особенностью капитального блага является то, что оно выступает и фактором производства и продуктом одновременно. Существует три разновидности капитальных благ: здания и сооружения, потребительское и производственное оборудование длительного использования и производственные запасы. Рынок капитала как фактор производства связан с капитальными вложениями - затратами на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся основных фондов производственного и не производственного назначения. Источниками финансирования капитальных вложений являются средства государственного бюджета, прибыль и амортизационные фонды государственных предприятий и организаций, кредиты банков, средства общественных, кооперативных частных организаций и предприятий, а также населения.

Рынок капитала как ресурс, приносящий заемщику доход связан с функционированием таких рынков: кредита, ценных бумаг и валюты.

Кредитный рынок является совокупностью  отношений между заимодавцами (кредиторами), которые предоставляют временно свободные средства и получателями займа (заемщиками) в товарной или денежной форме, за пользование кредитом платят процент соответствии с действующими ставками. Различают финансовый кредит, который предоставляют банки (банковский кредит) или небанковские учреждения, а также товарный (коммерческий) кредит, который предоставляют хозяйственные партнеры и другие виды кредита. Кредитный рынок является формой движения ссудного капитала, что способствует ускорению реализации товаров и получения прибыли.

Рынок ценных бумаг является разновидностью кредитных отношений или отношений займа денежных документов между лицом, которое их выпустило и их владельцем, предусматривающие выплату дохода в форме дивидендов или процентов, а также возможность передавать денежные и иные права, вытекающие из этих документов другим лицам. Рынок ценных бумаг имеет две составляющие: первичный рынок (эмиссия ценных бумаг, выпуск их в обращение) и вторичный рынок, занимающийся перепродажей ценных бумаг на фондовой бирже. Из-за этого рынок ценных бумаг называют еще фондовым рынком 

91. Рынок человеческого ресурса.

Это рынок, который имеет определяющую роль в формировании высоко конкурентной экономики, обусловленной ростом роли интеллектуального капитала и инновационной  работы в общественном воспроизводстве. Рынок человеческого ресурса предъявляет повышенные требования не только к физической, психической и социальной здоровье нации, но особенно к интеллектуальному и образовательно-квалификационного уровня совокупного работника. К этому рынку относят также и другие показатели цивилизованности государства, имеющие конкурентный спрос на рынке: отсутствие дискриминации по гендерным, географическими и национальным признакам, прогресс физического и социально-психологического состояния экономически активного населения, продолжительность жизни и состояние здоровья населения, обусловлены экономическими, экологическими и другими факторами, состояние общественного здоровья и системы его обеспечения, структура занятости населения, в том числе доля работающих в непроизводственных отраслях, науке и научном обслуживанию, финансовой деятельности и т.п.. Среди факторов, влияющих на воспроизводство человеческого ресурса, следует отметить:

- Объем производства и доходов  населения;

- Воздействие государства на  преодоление неравенства доходов  и качество жизни населения;

- Доступность систем образования  и здравоохранения;

- Объем инвестиций в человеческий  ресурс нации.

 

92. Рынок инноваций.

Это рынок, который связан с реализацией  инновационного спроса через инновационное  предложение на конкурентных началах  для роста научно-технологического уровня производства. Рынок инноваций имеет субъекты, объекты и движущие силы развития.

Субъекты рынка инноваций - это  производители и потребители  инновационных продуктов, которыми являются физические и юридические  лица сферы производства товаров и оказания услуг, государственные и частные предприятия, региональные и местные органы управления и регулирования.

Объекты рынка инноваций - это предметы творческого труда, новейшие технические  средства, методы, формы организации  производства, технологии, виды продукции, информация, являющихся объектами купли-продажи.

Движущими силами развития рынка инноваций  есть объективные и субъективные факторы, которые побуждают субъектов  рыночных отношений иметь постоянную заинтересованность в привлечении нововведений, обновлении продуктов и услуг, по своим потребительским параметрам существенно превышают существующие аналоги и могут стать фундаментом для дальнейшей модификации .

Современные товарные рынки все  больше наполняются новыми образцами  техники, технологий, видов продукции, которые заметно отличаются высоким качеством, многофункциональностью, гибкостью в процессе переоборудования производства от своих аналогов. Эта тенденция быстро распространяется на различные регионы мира, а внедрение инновационных товаров в сферу производства и услуг быстро меняет общехозяйственной конъюнктуры, структуру экономики, инвестиционную активность в отраслях, развитие НТП, уровне цен и показатели кредитной и валютно-финансовой сфер. Сотрудничество производителей и потребителей инноваций является одним из важнейших факторов стимулирования инновационной деятельности на рынке инноваций, где каждый из участников этого сотрудничества решает свои интересы. Считают, что инновация становится товаром, когда осознана реальная возможность ее коммерциализации, проведена ее экспертиза, определены сферы ее применения, то есть внедрена в производство, найдено реального покупателя. 

93. Международные рынки.

Международные рынки является совокупностью  тех рынков, которые вышли за национальные границы. Формирование международных рынков происходит уже после становления рынков национальных, которые, взаимодействуя между собой, связываются системой международных экономических отношений. В современных условиях международные рынки все больше приобретают черты целостности и превращаются в глобальный рынок. Это обусловлено действием объективных факторов:

- Ускоренным развитием научно-технического  прогресса когда ни одно предприятие  или отрасль не в состоянии  самостоятельно использовать новейшие достижения науки и техники;

- Интернационализация хозяйственных  отношений через международное  разделение труда, кооперацию  и специализацию предприятий.

Основными механизмами участия  предприятия в международных  отношениях является предоставление лицензий, экспорт и прямые иностранные инвестиции. Как правило, первые шаги национальные производители на международной арене начинают с экспорта или лицензирования, а затем, с приобретением определенного опыта, рассматривают возможность инвестирования.

Кроме того, предприятие может покинуть пределы национального рынка и конкурировать в глобальных масштабах в 3-х случаях:

при желании найти новые рынки  сбыта;

при необходимости, вызванной конкуренцией, снизить затраты;

при использовании месторождений  полезных ископаемых, расположенных за рубежом.

В тех отраслях, где конкуренция  носит действительно глобальный характер, присутствуют экспорт или  прямые иностранные инвестиции. Однако если значительные экспортные потоки являются свидетельством глобальной конкуренции  в отрасли, то этого нельзя сказать о прямых иностранных инвестициях, которые могут указывать на существование развитых предприятий, конкурентные позиции которых зависят от их активов и конкретных условий в других странах. Отрасль за счет современных предприятий становится глобальной благодаря экономическим преимуществам, возникающих в результате ведения скоординированной конкуренции на многих национальных рынках. Между национальной и международной конкуренции предприятий существуют различия, связанные прежде всего с:

- Уровнем развития национальных  предприятий и стоимостью факторов  производства;

- Существующими условиями предпринимательства  на национальных рынках;

- Степенью влияния государства  на формирование благоприятной  предпринимательской имиджа;

- Разницей в целях, ресурсах и возможностях осуществлять мониторинг иностранных конкурентов.

 

94. Становление глобального рынка.

Источники становления глобального  рынка имеют в своей основе такие причины: сравнительные преимущества; экономию на масштабе в сфере производства; преимущества за счет дифференциации продукта, предоставление рыночной информации и технологиям характера общественного блага.

Информация о работе Шпаргалка по "Основной экономике"