Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ЭКОНОМИКЕ.DOC

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Инфляция спроса - это  обесценение денег из-за опережающего роста доходов фирм, предприятий, населения, чем рост производства реальных товаров и услуг, что ведет к росту цен. Этот тип инфляции развивается при полной занятости населения, нормальном функционировании экономики и провоцируется 1) государством, из-за увеличения своих расходов, связанных с решением социальных задач, укреплением обороны страны и т.д. 2) предпринимателями, которые повышают спрос на товары.

Инфляция предложения  – это обесценение денег из-за роста цен вследствие роста издержек производства, который вызывается недоиспользованием ресурса производства, производственных мощностей, фирм, и т.д. Следствием роста издержек на единицу продукции или общего объема производства является уменьшение прибыльности производства, что ведет к росту цен.

Независимо от типа, инфляция проявляется в многообразных формах:

  1. усиление неравномерности, непропорциональности развития различных отраслей экономики.
  2. Отвлечение средств из сферы производства в сферу обращения. Это объяснятся тем, что в условиях инфляции большие прибыли дает торговля, в которой средства обращаются быстро и растут цены.
  3. Опережение роста цен на предметы потребления роста зарплаты. Это ведет к сокращению платежеспособности спроса на предметы потребления, затрудняет раелизацию товаров и приводит к кризису и упадку производства.
  4. Усиление спекуляции в торговле. Это вызывается тем, что рост цен побуждает скупать товары по более низкой цене, накапливать товарные запасы, а затем продавать их по искусственно завышенным ценам.
  5. Деформация потребительского спроса. Она проявляется в том, что во время острой инфляции происходит “бегство” от денег к любым товарам.

Типы инфляции отличаются друг от друга по темпам:

  • При умеренной инфляции - рост общего уровня цен <10% в год.
  • При галопирующей – 20-200% в год.
  • При гиперинфляции – 50% в неделю.

Следовательно задача государства в области инфляции-предотвращать перерастание умеренной в галопирующую, а галопирующую - в гиперинфляцию.

Темп инфляции=(индекс цен в этом году – индекс цен  в прошлом году)/ индекс цен в  прошлом году

Основной причиной инфляции на современном этапе являтся усиление роли государства в регулировании соц.-эк. процессов.

Важное место занимает преодоление инфляции и стабилизация валюты. Меры, принимаемые для выполнения этих задач:

  1. Изъятие из обращения части избыточной массы денег, выпущенной в период инфляции - дефляция. Она направлена на уменьшение инфляции и ликвидацию дефицита бюджета.
  2. Официальное снижение курса бумажных денег по отношению в металлу и уменьшение металла, содержащегося в денежной единице - девольвация.
  3. Сокращение бюджетных расходов государства.
  4. Увеличение учетных ставок, что сокращает спрос на кредит.

 

8. Подходы и методы  решения основных экономических  проблем в различных экономических  системах.

  Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

 1.Рыночная  экономика свободной конкуренции. В данной системе основные экономические проблемы и задачи решаются прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на  конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность людей.

  Предприниматели  стремятся получить все больший  доход, предельно экономно использовать  природные, трудовые ресурсы,  капитал, знания и максимально  широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные способности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

 2.Современная рыночная экономика. Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые проблемы и задачи экономики получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей.

  Задача использования  ресурсов решается в рамках  крупных компаний на основе  стратегического планирования.

  Наконец, задача  распределения созданного валового  внутреннего продукта не только  решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложения в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, совершенствование медобслуживания, на социальные нужды.

3.Традиционная  экономическая система.  Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освещенными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин, предписаний вождя или феодалов.

 4.Административно-командная система.  В соответствии с идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям. Поэтому  структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами.

  Централизованное  распределение материальных благ, и ресурсов осуществлялось без  участия непосредственных производителей  и потребителей. Распределение созданной продукции также жестко регламентировалось центральными органами управления. Таким образом, мы видим, что все основные проблемы и задачи решаются центральными органами.

 

9. Собственность,  ее сущность и исторические  формы. В условиях разделения труда многочисленные производители, производящие разнообразную продукцию, вступают друг с другом в отношения и связи по поводу производства, обмена и потребительских средств и результатов производства по назначению. Одни используют продукцию для возмещения потребляемых в прошлом средств производства, другие – для расширения производства. По поводу присвоения необходимого продукта между производителями возникают, всегда существуют и развиваются определённые отношения.

Эти отношения выражаются при помощи категории собственность.

Собственность – это исторически меняющееся отношение между производителями, по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.

Из определения понятия  собственность выделяют 3 момента:

  1. Собственность всегда имеет как-то вещественное содержание (машины, сырьё…).
  2. Собственность всегда выступает в виде отношений между людьми по поводу вещи.
  3. Содержанием отношения между людьми является присвоение производственной вещи или предметы природы.

 

Развитие общества представляет расширение объектов (вещей собственности), смены одной формы собственности другой, сосуществование различных форм собственности.

Наиболее известны следующие  формы собственности:

  1. Индивидуальная частная собственность.
  2. Коллективная ЧС, т.е. группа людей объединяется для совместнй деятельности в кооперативы, товарищества, акционерные общества и т.д.
  3. Государственная собственность.

Собственность общественных организаций.

 

10. Сущность рынка и  рыночных отношений. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений НТП, интенсификация производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

  Можно дать несколько определений  рынка:

Рынок-это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок-это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок-это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

   Углубленное понимание категории  «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.

   Эта система включает  в себя четыре сферы экономической  деятельности:1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.

   Хотя конечной, естественной  целью  экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.   В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

  Однако между производством  и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

  Но распределение  – это не только следствие  производства. От того, как распределяются  результаты труда. Во многом  зависит эффективность производственного  процесса.

  Хотя обмен занимает  третье место в иерархии сфер  экономики, он, подобно распределению,  оказывает сильное обратное воздействие  на производство. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную  роль во всей системе общественного  хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

  Часто говорят,  что рынок – одно из величайших  достижений цивилизации. Это правильно,  однако следует помнит, что возникновение  и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длинного исторического развития.

 

11. Структура  и основные критерии классификации  и регулирования рынка. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков,элементов «БОЛЬШОГО»рынка.Структура рынка: 1.Рынок рабочей силы.2.Финансовый рынок(рынок ссудных капиталов)3.Рынок средств производства.3.Потребительский рынок.4.Рынок услуг.5.Рынок технологий.6.Рынок духовных благ.    Функции рынка:1.Информационная.2.Посредническая.3.Ценообразующая       4.Регулирующая.5.Санирующая(конкуренция).       Функция регулирующая – самая важная.Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики,и прежде всего на производство.Рынок даёт ответ на вопросы: что производить?для кого?как производить?Рынок немыслим без конкуренции.Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда,технический прогресс,повышение качества продукции.Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.  Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения,сущесвенно влияющее на цены.Растёт цена- это сигнал к расширению производства,падает цена –сигнал к его сокращению.В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.Регулирующая роль рынка продолжает сохраняться ,во многом определяя сболансированность народного хозяйства. Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков товаров, денег, доходов, перемещающихся с целью взаимного обмена. Непрерывность и масштабность обмена зависит от денежных доходов, сформировавшихся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. В целом это единый поток, но каждый вид товаров - это относительно обособленный рынок. Рынок - это совокупность сделок купли-продажи товаров. Основные виды рынков: 1. Рынки товаров и услуг: а) товаров потребления (продукция); б) услуг (быт, транспорт, коммунальные); в) жилья и зданий произвольного назначения. 2. Рынки фактического производства: а) недвижимость; б) орудий труда; в) сырья и материалов; г) энергетических ресурсов; д) полезных ископаемых. 3. Финансовые рынки: а) капиталов (инвестиций); б) кредиты; в) ценных бумаг; г) валютно-денежные. 4. Рынки интеллектуального продукта: а) инновации, изобретения, информационные услуги и т. д. 5. Рынки рабочей силы. 6. Региональные рынки: а) международные; б) региональные

 

12. Спрос на  товары и услуги. Предложение  товаров и услуг. Эластичность  спроса и предложения. 

Спрос-требование на товары и услуги со стороны покупателей,  подкрепленное наличием определенной суммы денег.

 Коренное свойство  закона спроса: снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене покупатель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении др. альтернативных  товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у покупателя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Эффекты совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает желание и способность покупать большее кол-во товаров по низкой цене.

Цена служит самой  важной детерминантой кол-ва любого товара. Максимальная цена, которую  покупатель готов заплатить за данный товар, принято называть ценой спроса. Но сущ-ют еще и неценовые детерминанты: потребительские вкусы; число покупателей; доходы потребителей; цены на сопряженные товары; ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. При повышении цен соответственно возрастает и величина предложения; и, напротив, со снижением цен сокращается предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой.

Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Ценой предложения называют минимальную  цену, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара. Однако сущ-ют неценовые детерминанты предложения: цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; цены на другие товары; ожидания изменения цен; число продавцов на рынке.

Суть эластичности спроса заключается в: 1) если небольшие  изменения в цене приводят к значительным изменениям в кол-ве спрашиваемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным; 2) если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в кол-ве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный.

 Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса  измеряется при помощи коэффициента Ed:

 

   Изменение кол-ва продукции   изменение цены

 Ed =        :     

Первоначальное кол-во прод-ии  первоначальная цена

 

При эластичном спросе коэф.эластичности всегда больше 1. При неэластичном меньше 1. Когда коэф.эластичности в точности равен 1, то говорят о единичной эластичности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"