Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ЭКОНОМИКЕ.DOC

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Эти меры государства  вместе с рыночным саморегулированием образует более широкое понятие, каким является экономическая функция  государства и регулирование  макроэкономических процессов. Основным механизмом государственного регулирования экономики выступает программирование экономики. Оно представляет единую программу, предусматривающую меры по воздействию на экономическое равновесие страны, формирование благоприятной конъюнктуры, укреплению конкурентоспособности своих товаров и усилению позиций товаропроизводителей на мировом рынке. Гос. программирование в странах Запада стало применятся в 40-х – 50-х гг. 20 века. Первоначально оно носило или отраслевой или региональный характер, но постепенно программирование расширилось. Охватило экономику всей страны и принесло характер национального программирования.

Принципы программирования:

  1. Чёткое разграничение макро и микро уровней в экономическом процессе.
  2. Сосредоточение регулирования на глобальные проблемы, научно-технические, социальное развитие страны.
  3. Выработка установок на приоритетность развития отдельных отраслей, звеньев и т.д.

Важное место в системе  гос. регулирования занимает социальный блок. В связи с этим государство  выступает как гарант соц. защиты

населения, ибо конечный результат развития производства, его соц. итог - богатство и полнота человеческой жизни. 

 

Дерегулирование: государственная  собственность, её рост, гос. предпринимательство  и активное программирование экономики  стали в определённой мере тормозить успешное решение соц-экономических задач.

В этих условиях началось постепенное свёртывание гос. вмешательства  в экономику, т.е. ослабление гос. программирования, предпринимательской деятельности и этот процесс получил название дерегулирование.

Оно имеет множество направлений:

  1. Либерализация цен.
  2. Либерализация условий вступления в рынок новых конкурентов, активизация условий и продаж.
  3. Приватизация собственности.

 

21.Финансы.  Общегосударственные финансы и  фискальная политика государства.

Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды ,- это финансовые отношения.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако, не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и  по выполняемым функциям.

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется  в их функциях: распределительной,

контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые потом на решение народнохозяйственных проблем, финансирование крупных комплексных целевых программ и т.д.

Финансы, связанные с  движением стоимости общественного  продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно  отображать воспроизводительный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию – контрольную.

Стимулирующая функция  финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками ,льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определённых отраслей и  производств, способствует решению актуальных проблем.

Выполнение финансами  фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятия и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов ( библиотеки, архивы ), либо недостаточно для обеспечения должного уровня развития ( театры, музеи, фундаментальная наука ).

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему  государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансовых домохозяйств.

Централизованные финансы  – это госбюджетная система, госкредит, специальные внебюджетные фонды, фонды  имущественного и личного страхования.

Децентрализованные финансы  – финансы фирм и предприятий  различных форм собственности.

Финансы домохозяйств –  это личные финансы, т.е. фин. отношения  между физическими лицами, совместно  проживающими и ведущими общее хозяйство.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования  структуры госрасходов с целью воздействия на экономику ( фискальная политика ) и в области регулирования бюджета ( бюджетная политика ).

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства госбюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров госрасходов или  их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, т.к. они контролируют налогообложение и расход средств госбюджета.

Существуют различные  точки зрения на методы фискальной политики.

Сторонники кейнсианского  направления традиционно ориентируются  на создание эффективного совокупного  спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объёма производства. Одновременно в краткосрочный период происходит сокращений поступления в бюджет, следствием чего является образование или увеличение дефицита бюджета.

Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогов приводит к росту доходов: 1) населения, а, следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Т.о., сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет, но и обеспечивает их рост.

Следует заметить, что  воздействие налогов на спрос  осуществляется быстрее. В краткосрочным  периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного  спроса и уменьшению налоговых поступлений  в бюджет, хотя в долгосрочным периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами причинно-следственные отношения между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект.

22.Государственный бюджет, его формирование и использование. Внебюджетные фонды.

Главным средством перераспределения  ВВП служат государственные финансы, которые состоят из госбюджета и  внебюджетных фондов. Через госфинансы перераспределяется значительная часть  ВВП стран с развитой экономикой.

Основная часть госдоходов и расходов проходят через госбюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно - территориального устройства той  или иной страны бюджеты соответственно бывают центральными, областными, земельными, провинциальными и.т., местными.

Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных  властей.

Госбюджет – это годовой  план госрасходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательными органами – парламентом страны или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с предыдущем году законом о бюджете.

Госбюджет всегда компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально  – экономических интересов в стране. Это компромисс между собственники и работающими  по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общественно-государственными и местными интересами и.т.

Основные составляющие госбюджета: налоги ( в том числе  акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор ); неналоговые поступления: доходы от госсобственности, госсектора в экономике, госторговли; взносы в  госфонды социального страхования, страхования от безработицы.

Бюджетные расходы: 1) затраты  на социальные услуги: здравоохранение, образование, соцпособия, субсидии бюджетам местных властей на их цели;

2) затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление госпрограмм;

3) расходы на вооружение  и материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических  служб и займы иностранным  государствам;

4) административно –  управленческие расходы: содержание правительства, милиции, юстиции и.т.;

5) платежи по госдолгу.

К бюджету тесно примыкают  внебюджетные фонды ( средства ) – денежные средства государства, имеющие целевое  назначение и не включенные в госбюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных  органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определённых нужд. Примером может служить Пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных налогов, займов, субсидий из бюджета.

Эти фонды расширяют  возможности вмешательства государства  в экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, создают видимость уменьшения дефицитности бюджета.         

 

23 Кредит и его формы.

Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме (денежный капитал), предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Важнейшими источниками ссудного капитала служат:

1) денежные средства, предназначенные для восстановления  основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товары в виде амортизации;

2) часть оборотного  капитала, высвобождаемая в денежной  форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;

3) капитал» временно  свободный в промежутках между  поступлением денежных средств от реализации товаров и выплатой заработной платы;

4) предназначенная для  капитализации стоимость, накапливаемая  при расширенном воспроизводстве  до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня;

5) денежные доходы  и сбережения частных лиц, включая  все общественные слои населения. Так, для приобретения товаров длительного пользования и жилья люди откладывают деньги, которые аккумулируются на счетах в банках и сберкассах. Источником ссудного капитала являются и денежные накопления государства.

Бездействие денежных средств противоречит природе рыночной экономики. Кредит разрешает это противоречие. Он выступает в двух основных формах: коммерческого и банковского кредита. Они различаются по составу участников, объектам ссуд, динамике, величине процента, сфере функционирования. Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит вексель.

Цель коммерческого  кредита — ускорить реализацию товаров  и заключенной в них прибыли. Процент по нему, входящий в цену товара и в сумму векселя, ниже, чем по банковскому кредиту, цель которого — получение прибыли по ссудам (займам, кредитам). Размеры этого кредита ограничены величиной резервных (свободных) капиталов, имеющихся у предпринимателей.

Банковский  кредит предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита — денежный капитал.

Банковский кредит носит  двойственный характер, выступая то как ссуда капитала, когда заемщики используют его для увеличения объема функционирующего капитала, то в виде ссуды денег — платежных средств, необходимых для погашения долговых обязательств.

Общность обеих форм кредита обусловлена тем, что  основой кредитной системы является коммерческий кредит, так как он непосредственно обслуживает движение товаров из сферы производства в сферу потребления — производственного и личного.

Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредита. Это проявляется при кредитовании не только предприятий, но и потребителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"