Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 09:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
1) спад (увеличивается масса нереализованной продукции, уменьшается прибыль предприятий, растет судный %, уменьшение кредитного долга, массовое банкротство, рост безработицы, падение котировок акций, обесценивается основной капитал.)
2) депрессия (уменьшаются темпы спада произ-ва, подходят к завершению не реализованные товарные законы, затухает падение инвестиций и потребительского спроса, НО сохраняется массовая безработица и низкие цены. В эконом начинается медленное накопление капитала и появление точек роста)
3) оживление, (рост объёма произ-ва до предкризисного уровня, увеличение спроса на факторы произ-ва, потребительские товары и услуги, обновление основного капитала, уменьшение безработицы и повышение цен)
4) подъём (продолжается рост объёмов произ-ва и обновление основного капитала, увеличение инвестиционного и потребительского спроса, повышение цен и доходов, уменьшение безработицы)
Во второй половине 20 в претерпели изменения циклы. Процессы перепроиз-ва стали сопровождаться ростом цен и инфляцией, появление также явление как стагфляция (сохранение высоких цен в условиях спада).
66.«Провалы» и отрицательные экстерналии в функционировании рынка. Концепции роли гос-ва в рыночной эконом.
Отрицательные стороны функционирования рынка:
1) не способствует
2) игнорирование потенциально негативных последствий принимаемых эконом решений
3) не создаётся стимулов для произ-ва товаров и услуг коллективного пользования
4) не обеспечивается
5) ориентирование на
6) не гарантирует право на труд и доход
7) не обеспечивает
8) подвержен нестабильному
9)спад и инфляционные процессы.
В мировой эконом теории доминируют 2 основных концепции роли гос-ва в эконом:
1) классическая концепция
Исходит из условий рынка совершенной конкуренции и автоматического регулирования эконом с помощью механизма цен. Роль гос в эконом минимальна.
Эта концепция доминировала вплоть до начала 20 в.
3) Кейнсианская. Эта концепция исходит из условий рынка несовершенной конкуренции. Отсутствие автоматического механизма выхода эконом из кризиса. Поэтому активное вмешательство гос-ва в работу рыночного механизма признаётся жизненной необходимостью. Гос призвано регулировать объёмы национального произ-ва и уровень занятости путём воздействия на совокупный спрос.
67.Мировое хоз-во: сущность,
структура и основные
Мировое хоз-во.
Мир. эк-ке (мировому хоз-ву, всемирному хоз-ву) можно дать широкое и узкое определение. По широкому опр., мир. эк-ка – это сумма всех нац. экономик мира. По узкому опр. – это совокупность только тех частей нац. экономик, кот. взаимодействуют с внешним миром. Однако различие м/у двумя опр. становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли нац. эк-ки, кот. активно торгуют на внеш. рынке.
Хотя на протяжении большей части XX в. гос. регулир. эк-ки усиливалось, в последние 10-летия преобладает тенденция к дерегуляции (либерализации). Различают внутри- и внешнеэк. либерализацию. Последняя начала сменять внешнеэк. протекционизм как главное направление во внешнеэк. деят. развитых стран в 50-60 гг., а в остальных группах стран – позже. В рез-те, эконом большинства стран мира превращаются во все более открытые, хар-ующиеся более высокими темпами эк. роста по сравнению с закрытыми эк-ками.
68.Гос регулирование рыночной эконом: сущность, цели и основные инструменты.
Гос регулирование эконом представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными гос. учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей соц-эконом системы, к изменяющимся условиям.
В современных условиях гос регулирование решает:
1) стимулирование эконом роста
2) регулирование занятости
3) поощрение прогрессивных
4) поддержка экспорта
объекты гос регулирования :сферы, отрасли, регионы, а так же явления и условия соц-эконом жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы не разрешаемые при помощи рыночных механизмов.
К основным объектам гос регулирования следует отнести:
1) эконом цикл
2) отраслевая и региональная структура хоз-ва
3) условия накопления капитала (нормы амортизации определяются не производно, а законодателем)
4) занятость
5) $ обращение
6) платёжный баланс
7) ценообразование на соц значимые товары
8) научно исследовательские и опытно конструкторские работы (НЕОКР)
9) условия конкуренции
10) соц отношение (отношение между работодателями и наёмными работниками)
11) социальное обеспечение
12) подготовка и переподготовка кадров
13) окружающая среда
14) внешнеэконом связи
К основным инструментам кредитно-$ политики относятся:
1) регулирование учётной ставки (
2) установление и изменение
3) операции гос учреждений на рынке ценных бумаг (эмиссия гос обязательств, торговля ими и погашение)
Антикризисная политика (конъюнктурная полтика) направлена на регулирование колебаний эконом активности в обществе в периоды предкризисных состояний и предотвращение развитие эконом кризисов. Современная эконом теория признаёт, что гос в состоянии существенно сгладить циклические колебания. Цель антикризисного регулирования - достижение макроэконом равновесия и макроэконом стабильности.
Система регулирования эконом:
1. Саморегуляция на рынке
2. Управление произ-вом на миикроуровне - менеджмент
3. Управление сбытом продукции - маркетинг
4. Гос регулирования на макроуровне
5. Международная координация хоз-
Админ методы регулирования - методы прямого регулирования.
69.Финансы: сущность
и структура финансовой
Финансы - это совокупность эконом отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода.
Функции финансов:
1) воспроизводственная (обеспе
2) распределительная (с их помощью происходит распределение и переопределение национального продукта (национального дохода)).
3) стимулирующие (создание финансовых условий для развития преоритетных сфер эконом)
4) контрольные функции (осуществление анализа и контроля важнейших финансовых показателей предприятий)
Своё конкретное воплощение (реализацию) финансы находят в финансовой системе страны.
Финансовая система страны - совокупность учреждений и механизмов, при помощи которых общество образует и использует фонды денежных средств.
Структура финансовой системы страны.
1) Централизованные или гос финансы, которые включают в себя:
А) бюджетную систему
Б) бюджет соц страхования
В)бюджет имущественного и личного страхования
Г) внебюджетные фонды
2) децентрализованные финансы - финансы коммерческих и некоммерческих юр лиц, а так же общественных организаций (доходы).
Гос бюджет - это основной централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны.
К основным показателям гос бюджета РФ относят:
1) расходы
2) доходы
3) превышение расходов над
4) профицит гос бюджета
Особенности:
- принцип построения – бюджет федерации
- основа разработки – прогноз соц – эконом развития
- уменьшение доли средств, проходящие через гос финансы
- относительная независимость бюджетов территорий
Расходная часть бюджета показывает направление и цели бюджетных ассигнований, включая в себя все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (заплаченными в обмен на что-то) или безвозмездными, и для каких целей осуществляются.
70.Принцип налогообложения и налоговая система. Сущность и виды фискальной политики государства.
Налог - это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.
Налоговая система - закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания
Принципы налоговой системы :
1)всеобщность (охват налогами всех субъектов хоз-вования);
2)обязательность (субъекты хоз-вования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом);
3)равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хоз-вования).
Функции налогов:
1)фискальная -обеспечивает поступление средств в гос-ную казну
2)регулирующая- заключается в возможности влияния на процесс общ-ного воспроиз-ва: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д.
Классификация налогов:
По объектам:
1) на доходы
2) на имущество
3) налог на расходы
По способу взимания:
1) Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество,
2) Косвенные - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами на потребление
По способу определения
1) пропорциональные -означает неи
2)прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания налоговой базы. (подоходный налог с физических лиц)
3) регрессивные (понижение ставки по мере роста дохода) косвенные налоги(например, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины) которые представляют собой надбавку к цене товара.
По субъектам налогообложения:
1) налоги на физ лиц
2) налоги на юр лиц
По субъектам получателя налога:
1) общенациональные
2) региональные
3) местные
Принципы налогообложения:
1) Обязательная уплата всеми
2) удобство и дешевизна взимания
3) налог должен быть четко определён по сроку, размеру и способу изъятия
4) размер налога не должен приносить вреда
5) налоги берут с дохода, а не с капитал
71.Доходы и их распределение в рыночной эконом.
Доходы.
Обязательные безвозвратные
В соответствии с принятой классификацией доходы ГБ в РФ подразделяются на 2 группы:
1) текущие доходы (налоговые и неналоговые доходы)
Налоговые доходы - безвозмездные и безвозвратные платежи физ и юр лиц, в том числе штрафы и пени, за нарушение налогового законодательства.
Неналоговые доходы - доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам + штрафы, не связанные с нарушениями налогового законодательства.
Доходы от продажи излишнего
имущества и конфискации
Капитальные доходы - доходы от продажи основных фондов, гос запасов и резервов земли и т.д.
72.Социальная политика гос-ва в условиях рыночных отношении.
Соц. политика – это деятельность гос-ва и др. субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной соц справедливости и равенства.
Совр-ая высокоразвитая рын. эк-ка харак-ся усилением взаимосвязи соц-ых и эк-их факторов. Социальная политика призвана обеспечить формирование и расширение соц базы реформ, регулирование отношений между предпринимателями и работниками, защиту интересов малообеспеченных слоев населения и других его групп, испытывающих объективные трудности в связи с рыночной перестройкой хоз-ва. Главным субъектом соц политики является гос в лице центральных институтов власти, но важную роль в придании реформам необходимой соц ориентации играют и другие общественные институты - партии и профсоюзы,
Очевидно, что успех реформ зависит от того, происходит ли в ходе их осуществления улучшение эконом положения основной массы населения. В связи с этим, деятельность всех субъектов соц политики должна быть направлена на расширение соц базы реформ, на постоянное увеличение числа людей, доходы, уровень и образ жизни которых растут и качественно совершенствуются по мере углубления реформационных преобразований. Особо важным компонентом соц политики в переходный период является регулирование-занятости, имеющее, помимо эконом, большое полит, идеологическое и психологическое значения. Необходимы как меры финансовой поддержки безработных с помощью пособий, так и, прежде со структурной перестройкой эконом.