Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 02:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки-при цене Р1 и выпуске Q1.
Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится . Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 12.7.
Рис. 12.7. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D — спрос; MR— предельный доход; МС — предельные издержки; АТС — средние валовые издержки
Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.
Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции эффективным? С точки зрения использования ресурсов — нет, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками (см. рис. 12.7): производство Q0 не достигает величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т.е. составляют величину Q1. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.
6. Олигополия, ее признаки. Олигополистическое ценообразование: различные модели.
Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой , так и достаточно обширной.Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов-это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.
Допустим,
что на рынке действуют две
фирмы: Х и У. Как будет определять
фирма Х цену и объем производства?
Помимо издержек они зависят от спроса,
а спрос, в свою очередь, от того,
сколько продукции выпустит фирма У. Однако
что будет делать фирма У, фирме Х неизвестно,
она лишь может предположить возможные
варианты ее действий и соответственно
планировать собственный выпуск.Поскольку
рыночный спрос есть величина заданная,
расширение производства фирмой вызовет
сокращение спроса на продукцию фирмы
Х.
14.Рынок природных ресурсов. Экономическая и дифференциальная рента. Цена земли
Земля - это ресурсы, которые даны самой природой (естественные ресурсы) и могут быть использованы для производства товаров и услуг.
Земля как фактор производства имеет следующие особенности; 1) в отличие от других факторов производства земля невоспроизводима по желанию, т.е. ее количество ограничено; 2) по своему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда; 3) земля не поддается перемещению, свободному переводу и; одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она не движима; 4) земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свою производительность.
Рента основана на редкости хороших земель и необходимости прибегать к использованию относительно худших земель.
В отличие от других рынков цены на землю и продукты, производимые на ней, формируются исходя не из общественно нормальных издержек, а издержек производства на худших землях.
Если бы это было не так, то никто бы не стая обрабатывать худшие участки, поскольку он не смог бы возместить понесенные затраты. Значит, те, кто эксплуатирует лучшие и средние участки земли, несут меньше издержек и в результате имеют после реализации продукции некий излишек, называемый дифференциальным доходом. Этот доход при передаче его собственнику земли и принимает форму дифференциальной ренты.
Цена земли не тождественна земельной ренте. Если последняя представляет собой цену услуг земли как фактора производства, то цена земли определяется как запас некоего блага и определяется на основе капитализации ренты, т.е. представляет собой сумму всеx будущих арендных платежей, которые, как ожидается, способен принести конкретный земельный участок.
Естественно, что чем выше рента, тем выше цена земли .Аренда земли-вид землепользования, при котором собственник передает свой земельный участок на определенный срок другому лицу, для ведения хозяйства, получая за это арендную плату. Монополист земельной собственности осведомлен о качестве принадлежащей ему земли. Поэтому разностная прибыль достается ему в виде дифференциальной ренты. Собственник земли получает дифференциальную ренту с более лучших участков плодородных с благоприятным местом расположением. Дифференциальная рента второго вида образуется в результате того, что арендатор улучшает экономическое плодородие земли: вносит удобрения, проводит агротехнические мероприятия.
16 Понятие макроэкономики. Национальная экономика и ее цели
Раздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эффективность экономики в целом. В центре ее внимания-разработка таких проблем, как организация экономического регулирования,управление инфляцией,сохранение природных ресурсов, поддержание оптимальных темпов производства товаров и услуг.
Инструменты макроэкономики: 1фискальная политика-совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. 2денежная политика.3политика регулирования доходов. 4внешняя экономическая политика.
Любая
национальная экономика включает три
типа экономических отношений:Во-
18. Измерение объема национального производства. ВВП и способы его измерения
В макроэкономическом
анализе применяется ряд
Центральным показателем Системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП). В статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель —валовой национальный продукт (ВНП). Оба эти показателя определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год. Они подсчитываются в ценах как текущих, так и постоянных. Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем: • ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны; • ВНП-это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий.
Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности; переведенная в страну заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.
Таким образом, с помощью показателей валового внутреннего продукта делается попытка измерить объем годового выпуска товаров и услуг в экономике.Эта общая, сводная величина валового продукта нас интересует, во-первых, с точки зрения того, из чего она складывается, и, во-вторых, на что она расходуется.
Следовательно, ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования: • добавленной стоимости по всем отраслям национальной экономики; • всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции;всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году.
20. Чистый внутренний продукт, национальный доход, располагаемый - личный доход. Чистое экономическое благосостояние
Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.НД - это чистый “Заработный доход” общества.Различают произведенный и использованный НД.Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.
Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь. и внешнеторгового сальдо.Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т.д.).Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства. Уменьшив величину ВВП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить два макроэкономических показателя — чистый внутренний продукт (ЧВП) и национальный продукт (НД). Первый показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные ими землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности и знания, с помощью которых создан ЧВП.
Если к ЧВП прибавить сальдо факторных доходов, то получим чистый национальный доход. Это сумма первичных доходов страны. Если к ним добавить сальдо тех доходов, которые в процессе перераспределения передаются в качестве трансфертов, то получим величину, называемую национальным располагаемым доходом.Личный доход = национальный доход – взносы на социальное страхование – налоги на прибыль корпорации – нераспределенные прибыли корпорации + трансфертные платежи. А если из личного дохода вычесть индивидуальные налоги, то получится располагаемый личный доход.