Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:18, шпаргалка
№1 “Понятие эк.анализа на макро и микро уровне”
Экономический анализ как самостоятельная отрасль научных знаний связан с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, с раскрытием тенденций, закономерностей и пропорций развития, с обоснованием направлений развития и оценкой выполнения бизнес-плана, с выявлением факторов и количественным измерением их, с выявлением неиспользованных резервов, с принятием оптимальных управленческих решений.
Экономический анализ проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
В процессе исследования используются следующие приемы (методы):
-метод дедукции — рассуждение от общего к частному (анализ);
-метод индукции — рассуждение от частного к общему (синтез).
Экономический анализ — это прикладная наука, которая базируется на принципах диалектики: все познается в сравнении, во взаимосвязи, в причинно-следственной соподчиненности. Диалектический метод предполагает изучение хозяйственных процессов и явлений в становлении, движении, развитии, изменении. Хозяйственным процессам свойственны:
-переходы количества в качество;
-появление нового качества;
-отрицание отрицания;
-борьба противоположностей;
-выявление положительных и отрицательных сторон, внутренних противоречий;
-определение причинно-следственных взаимосвязей, явлений и процессов, исследование количественных характеристик этих взаимосвязей;
-оценка объектов анализа как сложных систем с детализацией факторов и причин развития;
-использование системы показателей, которые всесторонне характеризуют хозяйственную деятельность;
-изучение причин изменения этих показателей.
9. Приемы экономического анализа. Организация экономического анализа с применением ЭВМ
Способы и приемы ЭА можно условно подразделить на две группы – традиционные и
математические.
В число основных традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.
ЭА использует как абсолютные, так и относительные величины, для обобщения
однородных показателей широко применяются средние величины.
Сравнение – наиболее ранний и распространенный способ анализа (с планом,
прошлым, лучшим, со средними данными). Группировка – неотъемлемая часть почти
любого эк. исследования. Позволяет изучить те или иные эк. явления в их
взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных
факторов.
Применение ЭВМ повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами.
Методика экономического анализа, ориентированная на применение ЭВМ, должна удовлетворять требованиям системности, комплексности, оперативности, точности, прогрессивности, динамичности. Только на основе выполнения этих требований обеспечиваются познание состояний управляемого объекта и тенденций его развития, систематическое и целенаправленное повышение эффективности хозяйственной деятельности по результатам анализа.
Существенное значение для автоматизации на базе ЭВМ имеет формализованное описание задач анализа исходя из единых принципов построения условных обозначений показателей.
Вопервых, формализация задач облегчает их последующую алгоритмизацию и программирование для ЭВМ.
Вовторых, формализация задач четко высвечивает действительную потребность в исходных данных для анализа.
Втретьих, формализация устраняет дублирование аналитических задач, облегчает группировку их в блоки для одновременной обработки.
Вчетвертых, формализованная задача анализа становится непосредственным объектом экономикоматематического моделирования, что существенно повышает глубину аналитического исследования хозяйственной деятельности. Эти объективные предпосылки к росту ожидаемого эффекта от формализации задач анализа постоянно питают интерес аналитика и подталкивают его к использованию математической символики.
10. Сущность анализа цепных подстановок, его достоинства и недостатки, его разновидности.
Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменны. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих на совокупный финансовый показатель. Расчеты начинаются с исходной базы, когда все факторы равны базисному показателю. Степень влияния каждого фактора устанавливается путем последовательного вычитания: из второго расчета вычитается первый; из третьего-второй и т.д. Применение метода цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что в первую очередь обращается внимание на степень влияния количественных показателей, характеризующих абсолютный объем деятельности, объем финансовых ресурсов, объем доходов и затрат, во вторую очередь - качественных показателей, характеризующих уровень доходов и затрат, степень эффективности использования финансовых ресурсов.
11. Применение экономико-
Экономико-математические методы анализа
-дифференцирование
-интегрирование
- логарифмирование
Методы математической статистики позволяют изучить вероятностную взаимосвязь между показателями и другими зависимостями в номерных совокупностях (метод дисперсии, корреляции, регрессии). Теория вероятности как метод математической статистики изучает прогнозирование экономических показателей.
Методы математического программирования – это методы линейного, нелинейного и динамического программирования. Служат для решения задач оптимизации хозяйственной деятельности плановых ресурсов.
Экономические методы – это синтез методов экономики, математики, статистики, позволяющие представить экономические процессы как форму взаимосвязи затрат и результатов.
Метод экономической кибернетики – анализирует экономические явления в виде сложных систем с точки зрения законов управления и наличия информации.
Эвристические методы связаны с творческим поиском решения экономических задач. Эвристические методы анализа представляют особые приемы сбора и обработки информации, опирающиеся на логическое обоснование и профессиональное суждение группы специалистов.
Метод мозгового штурма – генерирование новых идей специалистами разного профиля. На первом этапе выдвигается 400-500 идей за 40 минут разными специалистами. Затем из них выбираются оптимальные.
Метод контрольных вопросов – это метод наводящих вопросов, которые можно привести к решению данной задачи. Включаются 9 вопросов, например:
-что можно преобразовать в объекте?
- что можно улучшить? и т.д.
Метод коллективного блокнота – это самостоятельное накопление идей каждым участником. После чего происходит систематизация этих идей совместного обсуждения.
Морфологический метод – изучает структурные взаимосвязи объекта анализа. Предусматривает построение морфологических матриц.
12. Анализ рыночных возможностей. Отбор целевых рынков.
Анализ рыночных возможностей
предполагает оценку любой возможности с точки зрения ее соответствия целям и наличным ресурсам фирмы; тщательную оценку текущего и будущего спроса, отражающую привлекательность открывающейся возможности рынка. Как правило, анализ рыночных возможностей включает в себя выявление новых рынков и оценку маркетинговых возможностей. Ф. Котлер утверждает, что одним из способов выявления новых рынков является использование сетки развития товара и рынка, которая включает 4 составляющие: более глубокое внедрение на рынок; т.е. фирма должна увеличить объем продаж конкретного уже существующего товара, не меняя ни сам товар, ни группу потребителей, которым он реализуется. Средствами увеличения объема продаж могут служить увеличение расходов на рекламу, снижение цены товара, привлечение большего числа торговых учреждений для распространения товара. расширение границ рынка; означает поиск новых рынков сбыта для уже существующего товара. разработка товара; здесь имеется в виду реализация прежней группе потребителей новых товаров или различных модификаций уже существующего товара с новым набором потребительских свойств. диверсификация; означает выпуск совершенно нового товара, удовлетворяющего потребности новой группы потребителей. Что же касается оценки маркетинговых возможностей, то главной задачей здесь является определение наиболее подходящей для фирмы возможности. Маркетинговая возможность фирмы представляет собой ряд маркетинговых мероприятий, направленных на достижение конкретной фирмой конкурентного преимущества. При оценке маркетинговых возможностей следует учитывать цель и ресурсы фирмы.
Отбор целевых рынков состоит
из четырех этапов:
- замеры и прогнозирование спроса;
- сегментирование рынка;
- отбор целевых сегментов;
- позиционирование товара на рынке.
Замеры и прогнозирование спроса предполагают выявление всех аналогичных товаров, продающихся на рынке, оценку объема их продаж и оценку будущего размера рынка.
Сегментирование рынка - это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах и поведении.
Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.
Оценить причины, почему покупатели приобретают один вид товара, а не другой (например аспирин - быстродействующий или медленнодействующий) помогает схема сравнения их свойств, с точки зрения покупателей, или схемы позиционирования товара.
13. Анализ и
разработка комплексного
14. Схема функционирования
предприятия как единого
15. Маржинальная концепция и ее применение в процессе принятия управленческого решения.
16. Оценка оптимальности объема производства и продаж исходя из емкости рынка и производственных возможностей предприятия
Вопрос №17. Факторы влияющие на объем реализации, их анализ.
Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные,
коммерческие, финансовые. Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью,материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью,соответственно — качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д. Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга, заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение. Наконец, финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции (услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов;стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках — доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип "время — деньги": чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Получение прибыли — непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов,финансовых вложений.
Вопрос №18.Анализ выполнения плана по ассортименту.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Оценка выполнения плана по ассортименту
может производиться:
· по способу наименьшего
процента (для нашего примера – 87,5%);
· по удельному весу
в общем перечне наименований изделий,
по которому выполнен план выпуска продукции
(33,3%);
· по способу среднего
процента по формуле ВПа = ВПn : ВП0 х 100%,
где ВПа - выполнение
плана по ассортименту, %;
ВПn – сумма фактически
выпускаемых изделий каждого вида, но
не более их планового выпуска;
ВП0 - плановый
выпуск продукции.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).
Вопрос №19. Анализ обновления продукции.
Важной характеристикой деятельности предприятия является обновление продукции. Основными направлениями анализа являются: анализ общего уровня обновления продукции и его темпов, анализ новизны продукции; анализ сменяемости продукции.Общий уровень обновления продукции измеряется долей новой и модернизированной продукции в общем объеме производства. К новой продукции относят опытные образцы, обеспечивающие обновления продукции в будущем, изделия установочной партии и изделие первой промышленной партии. Новая продукция базируется на принципиально иной конструкционной основе или других принципах действия. Различают три степени новизны: Принципиально новая продукция, не имеющая аналогов в мировой практике; Продукция, в первые осваиваемая в РФ, имеющая зарубежные аналоги; Продукция новая для предприятия-изготовителя, имеющая отечественные аналоги.При анализе показатель общего уровня обновления продукции отчетного периода сравнивается с уровнем предыдущего периода. Для анализа сменяемости продукции определяются показатели: коэффициент опережения доли вновь освоенных изделий над долей снятых с производства; средний возраст выпускаемой продукции.Средний возраст выпускаемой продукции определяется как средне взвешенная величина, и анализ этого показателя ведется в динамике за ряд лет.