Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 04:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ЭкШпора.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

б) В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая съеденная шоколадка приносит меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.                                                 З

в) Эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя и у не­го появляется возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Основным фактором, как известно, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или влево кривую спроса.

К важнейшим из этих факторов можно отнести:

-          потребительские вкусы. - Число покупателей. - Доход. - Цены на сопряженные товары. –Ожидания

 

11.    Предложение

Предложение является вторым, не менее значимым, чем спрос, параметром рынка. Под ПРЕДЛОЖЕНИЕМ следует понимать сово­купность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупа­телю в данный период времени. Его можно изобразить в виде гра­фика, показывающего разные количества продукта, которые произ­водитель желает и способен произвести и предложить к продаже на , рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в тече­ние определенного периода времени.

   Кривая S показывает, как изменяется величина предложения с изменением цен. Как видно на рис. 8-6, эта связь прямая. С повы­шением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта прямая связь между ценой и предложением называется ЗАКОНОМ ПРЕД­ЛОЖЕНИЯ. Юн показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Эта ис­тина диктуется конечной целью фирмы - получением наивысшей прибыли.

   При построении кривой предложения мы исходили из того, что цена является определяющим фактором величины предложения, то есть исходили из допущения "при прочих равных условиях". Одна­ко следует заметить, что предложение, так же как и спрос, подвер­жено влиянию неценовых факторов, которые могут смещать кри­вую предложения вправо или влево. К основным неценовым факто­рам предложения относятся:

а) цены на ресурсы. б) Технология. в) Налоги и дотации. г) Цены на другие товары. д) Ожидания.е) Число продавцов.

Причиной изменения предложения служит изменение действия одного или нескольких неценовых факторов. Изменение в предло­жении смещает кривую предложения вправо или влево

 

12.    Равновесие на рынке

Покупатель, имея определенную сумму денег, идет на рынок с целью купить товар по наиболее низкой цене. Предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ЦЕНОЙ СПРОСА. Чем ниже эта цена, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег.

Продавец (производитель) идет на рынок с диаметрально противоположной целью. Он хочет продать товар по максимально высокой цене. Предельно низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю, называется ЦЕНОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Она не может опуститься ниже внутренних издержек производства, ибо производство товаров теряет всякий смысл, производитель не получит прибыли.

Таким образом, на рынке идет конкурентная борьба между продавцом и покупателем за более выгодную для каждого из них цену. В результате этой борьбы цена уравновешивается, то есть фиксируется в той точке, когда интересы покупателя и интересы продавца совпадают. Она называется ЦЕНОЙ РАВНОВЕСИЯ и устанавлива­ется в результате уравновешивания спроса и предложения. Схема­тично это можно представить так:

 

где: кривая DD - кривая спроса, кривая SS - кривая предложения, точка Е - точка равновесной цены.

Механизм установления цены равновесия определяется двумя тенденциями:

а) при более высокой цене, чем цена равновесия (Рз), предложе­ние превышает спрос на величину отрезка АВ. Этот избыток пред­ложения в силу конкуренции продавцов вынуждает снижать цену;

б) при цене ниже цены равновесия (Р1) спрос превышает пред­ложение на величину отрезка МN. Конкуренция покупателей за товар толкает цену вверх.

В результате равновесие сил и устойчивая цена достигаются лишь в точке Е.

 

13.    Эластичность

"Эластичность" в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

   Термин "эластичность" в экономической науке используется для рения соотношения взаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров.

    Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения - в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике ; всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реак­ции потребителей на изменение цены может значительно варьиро­ваться от продукта к продукту. Более того, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно меняется при изменении цен в различных пределах.

Степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изме­нению цены продукции измеряется показателем ценовой эластич­ности спроса, который представляет собой коэффициент, исчислен­ный по формуле:

изменение объема спрашиваемой продукции в %

Ed = ——————————————————————

                      изменение цены в %

В практической деятельности могут иметь место по меньше мере пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

— спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает;

— спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное измене­ние цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров;

- спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях  цены объем продаж изменяется незначительно;

      - спрос бесконечно эластичен, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки до предела своих возможностей;

      - спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены  (например, соль или инсулин для больных острой формой диабета).

Ценовая эластичность предложения

         Концепция ценовой эластичности применима не только к спросу, но и к предложению. Если производители реагируют на измене­ние цен, значит предложение эластично и наоборот. Степень чувст­вительности производителей на изменения цен или т.н. коэффици­ент эластичности предложения определяется по методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса:

изменение объема предлагаемой продукции в %

Es = ———————————————————————

                                        изменение цены в %

на практике могут иметь место следующие ситуации:

- предложение эластично, т.е. когда при 1%-ном увеличении це­ны предложение увеличивается более чем на 1%;

- предложение единичной эластичности, т.е. когда при 1%-ном увеличении цены предложение увеличивается тоже на 1%;

-          предложение неэластично, т.е. такая ситуация, когда увеличе­ние цены не вызывает существенного изменения предложения.

 

14.    Вкусы и предпочтения

Спрос хар-ся на основе принимаемого решения потребителями. Он стремится максимизировать полезность, исходя из своего бюджета. Потребитель постоянно ок-ся перед выбором, выделяют 3 момента: он стремится пол-ть макс. полезность от набора, любой потр. скован ограничениями, потр. действ. рационально. Потр. сравнивает полезность, которую он пол-ет от потребления разл. т-ров. Известно 2 подхода к этой проблеме: Колич. - в возможности измерения разл. благ в усл. ед. либо деньгах. Разработал Маржинализм, Маршалл, Кембриджа. Они опираются на з-н убыв. пред-ной посл-ти  различая: общую и предельную. Закон убыв. пред. пол-ти – степень пол-ти приносимой каждой новой порцией т-ра

Ценность вещи опр-ся вел-ной ПП. Каждый отдельный т-р должен приносить потр. ПП пропорционально цене т-ра. Деньги не могут служить полезности.

Порядковый – в определении порядка предпочтения разл показателей. Здась потр. должен сказать, какой набор предпочтительнее. Порядковый подход базируется на  4-х  аксиомах:

1) совершенной упорядочности: потр. способен упорядочить все возм-ные ст-ры потребления с помощью отношении предпочтений  или безразличия (>,~)

2) транзитивности (A>B, B>C, A>C)

3) если в наборе А> хотя бы на 1 т-р, чем в B, то он пр-ее>.

4) независимости потр. или отсутствие вн. эффекта.

Предполагается, что удовл. потр-ля зав-т  только от  кол-ва и кач-ва др. благ.

Эти 4 аксиомы необходимы

 

15.    Бюджет и бюджетные ограничения

Исходя из того что потр. действует рационально, то он будет стремится к самой высокой и правой кр. безразл., однако он будет ограничен: ценами т-ров и доход потр. Доход потр. и  покупательная сила денег определяет бюдж. огран. Пересечение бюдж. линии  осями  Х и У показывает макс кол-во одного из т-ров, которое может быть куплено на располагаемый доход при текущих ценах. Кол-во т-ра У, получаемое за счет отказа от единицы т-ра Х, представлено наклоном бюдж. линии.

Равновесие потребителя

Оптимальный набор т-ров должен отвечать 2-м требованиям. Во 1-х , он должен нах-ся на бюдж. линии. Во 2-х опти набор т-ров должен предоставить потр. их наилучшее сочетание. Равн. потр. – это набор, максимизирующий  удовл. потребностей, лежит на персечении наивысшей из доступных кр. безразл. с БЛ.

Максимизация достигается тогда, когда пред. выгода  равна пред. издержкам. Пред. изд-ки  измеряются вел-ной углового коэффициента БЛ. Потр. максим. Полезность покупает 2 т-ра таким образом, что их пред. пол-ти  в расчете на ден. ед-цу

 

16.    Выбор потребителя

Кр. безразличия – комбинация т-ров  Qy и Qx, которые обеспечивают ему определенный уровень удовл. Кр. безразличия показывают альтернативные наборы, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

Кр. безр. обладают сл. св-вами:

1) Кр. безразл. Представляют более большую полезность если нах-ся выше и правее др. кр. безразл. и наоборот.

2) Кр. безразл. имеют отрицательный наклон.

3) Кр. безразл. не могут пересекатся.

4) Кр. безразл. имеют выпуклую форму.

5) через 1-ну т-ку можно провести лишь одну кр. безразл.

Наклон кр. безразл. – осн. хар-ка. Абсолютное знач. наклона в разл. т-ках кривой безразличия выражает норму замены благ. Поэтому кр. безразл. явл. кр. взаимозаменяемости благ. Предельная норма замещения Y на Х (ПНЗ) – ково т-ра Y, от которого потребитель отказался бы , чтобы пол-ть еще 1 ед-цу т-ра Х, при этом оставаясь на данной кр. безразл. ПНЗ – в любой т-ке равна абсолютному значению тангенса угла наклона кр. безразл. в этой т-ке. Большинство потр. получают все меньшее удовл. по мере потребл. или все большего кол-ва любого т-ра. Анализ кривых безразличия не требует, чтобы полезность была кол-но измерима. Достаточно того, что потребители способны распределить альтеонативы, т.е. полезность порядково соизмерима. Наряду с убывающей нормой замены, также сущ-ет постоянная (взаимозаменяемые т-ры кр. безразл. прямая), нулевая (кр. безразл. будут перпенд. для т-ров жестко дополняющие друг друга (сапоги)), возрастающая (чем больше т-ра имеет тем больше хочет его ув-ть) нормы замены..

 

17.    Предельные издержки и их роль в рыночной экономике

Понятие издержек пр-ва и их квалификация.

Пост. изд-ки, которые несет фирма в течении короткого периода своей деятельности, это часть общих денежных затрат, которые имеют место когда пр-во не осуществляется , т.е. их сумма  не зависит от изменения кол-ва произв. продукции. Изд-ки  связанные  с использованием машин, зданий, оборудования, арендой налогами. Квазипостояные, постоянные, если текущий выпуск пр-ции немного превышает 0. Переменные изд-ки ум-ся или ув-ся в зав-ти от ув-ния  кол-ва продукции. Затраты на сырье материалы.

Выделяют затраты пр-ва и затраты упущенных возм-тей или альтернативные. Когда чел-к должен сделать выбор между редкими товарами. Общ-ные и индивидуальные изд-ки могут быть представлены 2-мя способами, т.е. как потери ресурсов затраченных на пр-во данной пр-ции и как потери пр-ции которую можно произвести за те же деньги. 1-й – бухгалтерский, 2-й  - экономический. Фактический расход факторов на изг-ние опр. кол-ва  продукции по ценам их приобретения(себестоимость).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"