Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 04:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ЭкШпора.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

 

29.    Структурные изменения в экономическом развитии

Экономическим циклом назы­вается промежуток времени между двумя одинаковыми со­стояниями экономики (экономической конъюнктуры). Кейнс показал, что экономический цикл есть результат взаимодействия трех составляющих: национального дохода, потребления и накопления капитала. В основе цикла лежит динамика спроса, которая в свою очередь определяется доходами домашних хозяйств и фирм Выделяют три типа эко­номических циклов в зависимости от причин и сроков дли­тельности. К первому типу относятся краткосрочные циклы продолжительностью 3 — 4 года, получившие название цик­лов Китчина. Их причины экономисты связывали с колеба­ниями мировых запасов золота, а также с закономерностями денежного обращения. Второй тип — среднесрочные циклы продолжительностью 10 — 20 лет. В качестве причин средних циклов одни экономисты называли кредитную сферу (Жугляр), а также периодическое обновление производственных сооружений и жилья (так называемые строительные циклы Кузнеца). Другие экономисты основную причину видели в износе и периодичности обновления основных фондов. Тре­тий тип — долгосрочные циклы (большие экономические циклы Кондратьева) продолжительностью 48-55 лет.

 

При­чину больших циклов Н.Д.Кондратьев объяснял нарушени­ем долгосрочного равновесия, в основе которого лежит ме­ханизм накопления и распределения капитала, и последую­щим восстановлением этого равновесия. Цикл - это волнооб­разные колебания различной длительности вокруг положе­ния равновесия. Выделяют четыре фазы цикла: пик (выс­шая точка экономической активности), спад (рецессия), низшая точка активности, подъем (экспансия). Фазы эко­номического цикла изображены на рис. Первая фаза — пик цикла. Здесь наблюдаются наиболее высокая занятость, полная загруженность производственных мощностей, наивысший уровень деловой активности. Очень высокие уровень цен, ставки зарплаты и процента.

Вторая фаза — спад. В этой фазе производство и заня­тость сокращаются, в результате предложение превышает спрос, возникают инфляция и другие негативные явления в экономике. Длительный спад называется депрессией. Она характеризуется застоем в производстве, низким уровнем цен и ссудного процента, наличием свободного денежного капи­тала. Во время спада меняется структура производства: вымываются нерентабельные предприятия и неперспектив­ные отрасли, продукция которых не находит сбыта. Третья фаза — низшая точка спада. Здесь производ­ство и занятость самые минимальные. Предприятия стара­ются выйти из застоя, приспособиться к низким ценам путем снижения издержек производства. В этой фазе обновляется основной капитал, растет спрос на него, что стимулирует развитие отраслей, производящих средства производства, а затем оживляется вся экономика. Четвертая фаза — оживление. Растут цены, прибыль, заработная плата, вследствие чего уровни производства и занятости постепенно возрастают вплоть до полной заня­тости и полной загрузки мощностей, т.е. до пика. Затем фазы цикла повторяются снова и снова.

Циклическому развитию экономики свойственны также периодически повторяющиеся кризисы, предшествующие депрессии. Обычно кризисы проявляются в несоответствии производства и потребления. Причинами экономических кризисов могут быть: несовпадение по времени моментов продажи и оплаты товаров, неплатежеспособность покупа­телей, несовпадение структур предложения и спроса. Кроме того, в последние годы возникали нефтяной, энер­гетический, продовольственный, сырьевой, экологический кризисы. Не являясь циклическими они оказывают значи­тельное влияние на общее состояние производства, изме­няя длительность фаз цикла, обостряя его противоречия.

 

 

30.    Понятие государственного регулирования экономики

Необходимость регулирования и функции государст­ва. Государственное регулирование экономических про­цессов обусловлено как объективной необходимостью обес­печения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономичен кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-эконо­мическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: право­вой, воспроизводственно-технологической, прогностичес­кой, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения. Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления; Воспроизводственно-технологическая функция обу­словливает нормальный ход воспроизводственного процес­са.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабаты­ваются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной пере­стройки, формирования механизма рыночного хозяйство­вания, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. Регулирующая роль государства — государ­ство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность обще­ственного производства. Методы регулирования. Их можно условно подразде­лить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. кос­венные, могут носить административный, но чаще экономический характер - антимонопольную политику, ценообразо­вание, налоговую систему, налоговую инспекцию и систе­му государственных заказов.

 

31.    Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос и совокупное предложение относят­ся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны.

Совокупный спрос. Это общая сумма опросов на ко­нечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги. Совокупный спрос фор­мируется четырьмя секторами экономики и включает по­требительский спрос С совокупный спрос домохозяйств, спрос на инвестиционные товары со стороны предприни­мателей, спрос на товары и услуги со стороны государства С, спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств чистый экспорт X. На величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам относят эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок, которые и определяют траекторию кривой AD.

с понижением уровня цен объем национального производства, который будет реали­зован, увеличится, и наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта найдет своих покупателей.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен повышаются и процентные став­ки и наоборот. Эффект богатства проявляется в изменении реальной стоимости и покупательной способности финансовых акти­вов и доходов населения. Так, снижение цен будет способст­вовать росту реальных доходов и росту совокупного спроса, инфляция, наоборот, будет снижать покупательную способ­ность домашних хозяйств и совокупный спрос. Эффект импортных закупок имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и иностранные товары. К неценовым факторам совокупного спроса принадле­жат изменения в расходах: потребительских, инвестицион­ных, государственных, на чистый объем экспорта. Увеличение потребительских расходов вследствие роста реального дохода приводит к увеличению совокуп­ного спроса и сдвигу его кривой вправо. Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD впра­во. Если увеличение государственных расходов на покуп­ку товаров и услуг приведет к росту совокупного спроса и смещению кривой AD вправо, то их сокращение из-за свертывания государственных программ снизит совокуп­ный спрос и сдвинет кривую AD влево. Увеличение чистого экспорта, вызванное неценовыми факторами, приводит к росту совокупного спроса и сдвигу его кривой вправо. Факторами, обусловливающими такую ситуацию, могут быть рост национального дохода иностран­ных государств, обесценивание отечественной валюты по отношению к другой, которое будет означать относительно более дешевый экспорт и более дорогой импорт товаров и наоб.

Совокупное предложение - сумма стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объема производства и уровня цен - можно выделить три участка: I — горизонтальный (кейнсианский), II — промежуточный и III —вертикальный (классический). На гориз отрезке реальный объем производства значи­тельно ниже объема производства при полной занятости Qf, что говорит о состоянии экономического спада, недо­использовании производственных мощностей и избытке рабочей силы. При задействовании этих неиспользованных ресурсов и увеличении объема национального производст­ва повышения заработной платы и уровня цен не происхо­дит. При сокращении реального объема национального производства уровень заработной платы и цен также оста­ется неизменным.

На промежуточном отрезке рост объема национального производства сопровождается ростом цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы уже вовлечены, начинает ощущаться их ограниченность, часто используется менее эффективное оборудование, т.е. возрастают издержки на единицу продукции и для их компенсации необходимы более высокие цены. Вертикальный (классический) отрезок на кривой сово­купного предложения рассматривался классической эконо­мической наукой и означает, что экономика достигла пол­ной занятости при объеме производства Qf, имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращивание объема производства в кратковременном периоде невозможно. Таким образом, любое повышение цен не приведет к наращиванию производства. Влияние  неценовых факторов- Кривая AS смещается вправо при снижении издержек на единицу продукции и росте совокупного предложения и наоб. К неценовым факторам сово­купного предложения относят изменения: цен на ресурсы, производительности, правовых норм.

 

32.    Объекты и цели государственного регулирования  Нет.

 

33.    Бюджет и внебюджетные фонды

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

        запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

        денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

        формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

        страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

        на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса и Закона РФ “Об основах налоговой системы РФ”;

        денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

        расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

        из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1).

Помимо государственных и местных внебюджетных фондов существуют ещё целевые бюджетные фонды денежных средств и государственные целевые фонды Правительства РФ.

Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Целевые бюджетные фонды создаются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.

С 1 января 1999 года созданы следующие целевые бюджетные фонды:

        Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

        Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;

        Федеральный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы.

Консолидированы в федеральном бюджете (включить в федеральный бюджет) на 1999 год средства следующих целевых бюджетных фондов:

        Федерального дорожного фонда Российской Федерации;

        Федерального экологического фонда Российской Федерации;

        Государственного фонда борьбы с преступностью;

        Фонда развития таможенной системы Российской Федерации;

        Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

        Федерального фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы;

        Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;

        Федерального фонда Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

        Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Операции со средствами указанных фондов, за исключением Федерального дорожного фонда Российской Федерации, проводятся через органы Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"