Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 04:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ЭкШпора.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

 

 

34.    Проблемы сбалансированности бюджета

       33,34.Бюджет.

Госбюджет является основным звеном государственных финан­сов. Он представляет собой централизованный денежный фонд го­сударства, образуемый для материального обеспечения государст­венных функций. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и пе­рераспределение валового национального продукта. В государст­венном бюджете аккумулируется от 40 до 60% всех средств, рас­пределяемых через бюджетную систему (бюджетная система — это совокупность всех бюджетов страны).

Бюджетное устройство, под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, определяется государ­ственным устройством. В унитарном (едином) государстве бюд­жетная система состоит из двух звеньев: госбюджета и бюджетов местных органов власти. В федеративном госу­дарстве бюджетная система включает еще одно промежуточное звено - бюджеты членов федерации, в России — бюджеты республик.

Структура бюджетов большинства государств отличается пест­ротой и многообразием, что объясняется различиями в устройстве их административной системы. Разными оказываются и сроки на­чала бюджетного года.

  С развитием цивилизации значительно возрастает политическое и социально-экономическое значение государственного бюджета, что объективно вызывает необходимость общественного контроля за государственными расходами и налоговой системой. Такой контроль возможен, если соблюдаются следующие принципы построения бюджета:

а) четкое определение всех статей доходов и расходов бюджета,

б) обоснование статей бюджета интересами общества и юридическими законами,

в) гласность бюджетных действий, доступных для понимания всеми гражданами государства, с обязательной публикацией проекта Госбюджета и закона о Госбюджете.

Госбюджет как сводный финансовый план государства состоит из двух взаимосвязанных частей — доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной — направление их использования.

Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэкономической деятельности; плата за землю; доходы от размещения Государственного займа и другие поступления. Расходы бюджета группируются в несколько крупных расходных статей:

а) расходы на финансирование общественного хозяйства (государственные капитальные вложения, дотации, геологоразведочные и топографо-геодезические работы, строительство автодорог, поддержка сельского хозяйства и предпринимательства и др.);

б) финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий (образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и

др.);

в) содержание органов государственной власти и управления;

г) расходы на оборону;

  д) прочие расходы.

В том случае, когда государство осуществляет непомерные рас­ходы, ведет неправильную внешнеторговую и налоговую политику, бюджет государства сводится с дефицитом. Под ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА понимают превышение его расходной части над до­ходной.

Для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к сле­дующим основным способам:

а) эмиссии,

т.е. дополнительному выпуску бумажных денег в обращение. Это неизбежно приводит к инфляции, росту цен, обнищанию насе­ления, снижению инвестиций, сокращению производства и в конеч­ном итоге - к нарастанию социальной напряженности в обществе;

б) сокращению государственных расходов до разумных, обосно­ванных с точки зрения общественных потребностей пределов;

в) формированию такой налоговой политики, которая позволяла бы стимулировать инвестиционный процесс и увеличивать поступ­ления в бюджет;

г) продаже государственных долговых обязательств (займов);

д) займам правительства в Центральном (Национальном) банке.

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит не является чрезвычайной ситуацией. Проблема состоит в том, чтобы найти правильные пути регулирования бюджетного дефицита и не выпус­кать его из-под контроля.

 

35.    Сущность налога и налоговой системы

36.    Принципы и механизм налогообложения

35 – 36  Налогообложение: сущность, принципы

Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов госу­дарства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Основным элементом налогообложения являются нало­ги. Они представляют собой обязательные платежи, взи­маемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. За­крепленная законодательно совокупность налогов, плате­жей, принципов их построения и способов взимания обра­зует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым став­кам независимо от субъекта хозяйствования); однократ­ность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза); стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться дли­тельное время неизменными); простота и доступность для восприятия; гибкость (налоговая система должна стимули­ровать развитие приоритетных отраслей экономики). К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, кото­рые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налога. В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. Налоги в экономике выполняют фискальную и регули­рующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в государственную казну, вторая заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных от­раслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д. Субъектом налогообложения выступает налогопла­тельщик. Это физическое или юридическое лицо, которое обязано платить налог. Объектом налогообложения явля­ется тот доход, товар или имущество, которые подлежат налогообложению. Источник налога — это те средства, из которых выплачивается налог (заработная плата, прибыль и т.д.). Единицей обложения выступает единица измерения объекта (рубль, гектар и т.д.). Налоговой ставкой назы­вается величина налога, взимаемого с единицы измерения объекта. Сумма же налога, уплачиваемая с одного объекта, образует налоговый оклад. Налоговые льготы — это частичное или полное осво­бождение субъекта налогообложения от налога в соответ­ствии с действующим законодательством. Так, по объекту обложения налоги делятся на прямые и кос­венные. Прямые — это налоги на доходы физических и юридических лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) или на отдельные объекты имущества (налог на недвижи­мость, земельный налог и т.д.). Главным среди прямых налогов, взимаемых с юридичес­ких лиц, является налог на прибыль (доход). Подоходный налог в одних странах взимается как с физических, так и юридических лиц, в других — только с физических лиц. Налогообложению подлежат доходы, получаемые юридическими лицами за вычетом тех затрат, которые они несут в связи с осуществлением своей деятель­ности. Земельный налог платят юридические и физические лица, которым земельные участки предоставлены во вла­дение, пользование, либо являются их собственностью.

К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или услуги. Такой налог фак­тически платит потребитель, но перечисляется он в нало­говые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налог на добавленную стоимость уплачивают юриди­ческие лица, а также предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Объектом обложения является стоимость, которую пред­приятия добавляют к стоимости сырья, материалов или товаров при производстве и реализаций продукции, выпол­нении работ или оказании. Акцизы — налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые по специфике своих свойств имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими облагаются вино-водочные изделия, пиво, табачные изде­лия, ювелирные и меховые изделия и т.д. Таможенные пошлины взимаются таможнями с това­ров, перевозимых через границу по ставкам, предусмот­ренным таможенным тарисром. Различают ввозные, вывоз­ные и транзитные таможенные пошлины. Их величина определяется либо в процентах к таможенной стоимости товаров, либо в абсолютном размере на единицу облагае­мого товара. По принципам построения различают пропорциональ­ные (ставка остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоп­лательщика) и прогрессивные (ставки возрастают по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги. В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специальные (целевые). Общие посту­пают в казну государства и используются для общегосу­дарственных нужд, специальные имеют строго определен­ное назначение, например чрезвычайный налог, взимае­мый в Республике Беларусь, направляется на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Различают также государственные и местные (муни­ципальные) налоги. Первые взимаются правительством и поступают в центральный бюджет, вторые — местными органами власти и пополняют местные бюджеты. Лаффер считал, что госу­дарство должно изымать не более 30 % дохода предприятий и населения.

 

37.    Функции налогов

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего – расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

 

 

38.    Доходы и их виды

Доходы это поступления от продажи эк. ресурсов и продукции. Доходы от эк. ресурсов называются факторными доходами Собственники факторов производства получают следующие виды доходов:

1) от природных ресурсов – ренту;

2) от трудовых ресурсов – заработную плату;

3) от капитала – процент и прибыль;

4) от предпринимательских способностей – предпринимательский доход.

5) от знаний – доход от интеллектуальной собственности.

Для предприятий важно так же определять не только доходы, но и свои расходы по производству продукции. Расходы на производство продукции называются издержками производства, соотнося доходы с издержками определяют превышение доходов над издержками  Это превышение называется прибылью(чистым доходом) прибыль в указанном значении это доход от такого фактора производства как реальный капитал.

 

39.    Социальная политика в области доходов

Сущность и основные направления социальной политики

Это деятельность госу­дарства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основ­ной субъект, координирующий эту деятельность, — государ­ство. Социальная политика осуществляется на разных уров­нях. Так, можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. социальной политике фирм, корпора­ций, различных организаций, в том числе и благотвори­тельных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. На интеруров­не реализуется межгосударственная социальная политика -- решение глобальных экологических проблем, преодоле­ние социально-экономической отсталости отдельных групп стран. Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обще­стве, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей поли­тики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ заня­тости, помощь социально уязвимым слоям населения, обес­печение доступности и развитие сфер образования, меди­цины, социального страхования и культуры.

Показатели результативности социальной политики. Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и ду­ховными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом Деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни. Для оценки уровня жизни используются количествен­ные показатели, такие как потребление основных продук­тов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабо­чего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др. К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг. Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно срав­нивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая набор благ и услуг, удовлетворяющий определенный уровень потребления. Различают "минимальную потребительскую корзину", обеспечивающую минимальный уровень потребления, и "рациональную потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. "Минимальная потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых человек и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально неприемлемо. "Ми­нимальная потребительская корзина" по отдельным соци­ально-демографическим группам лежит в основе определе­ния прожиточного минимума. Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, который удовлетворяет ми­нимально допустимые потребности. Именно здесь прохо­дит так называемая "черта бедности". В отличие от уровня жизни качество жизни оценивать гораздо сложнее, так как качественные показатели с тру­дом поддаются количественной оценке. К показателям качества жизни относятся условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состоя­ние экологии, здоровье и физическое развитие граждан и др.

повышением рознич­ных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления, компенсация носит дифференцирован­ный характер, преимуществом обладают социально уязви­мые слои населения.

Адаптация — это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимума заработной платы) по мере роста стоимости жизни.

 

40.    Сущность денег

Сущность денег находит выражение в единстве выполняемых ими функций. Деньги выполняют ряд функций:

  1. меры стоимости;
  1. средства обращения;
  1. средства сбережения;
  1. средства платежа;
  1. мировых денег.

Функция денег как меры стоимости вытекает из их положения счётных единиц, применяемых для определения цены товара. Деньги всему дают цену. В этой функции они используются как идеальные деньги, как мысленно представляемые количества, эквивалентные ценности товара.

Реализацию функции “меры стоимости” по-настоящему осложняет лишь один фактор - инфляция. Ведь измерение ценности блага осуществляется только через его “цену”, т.е. количество денежных знаков, выражающее экономическую ценность данного блага. Поскольку же цены в рыночной экономике находятся в постоянном движении, то для измерения стоимости блага приходится разграничивать “номинальную” и “реальную” цены.

Номинальная цена - это то количество денег, которое требуется для оплаты данного блага по сложившимся на данный момент рыночным ценам. Реальная цена показывает количество денег, которое потребовалось при оплате того же блага по ценам “базового” периода (иными словами, реальная цена равна номинальной, но за вычетом содержащегося в последней инфляционного прироста).

При достижении чрезмерных номинальных величин затрудняющих измерение стоимости, прибегают к денежной реформе, цель которой состоит в уменьшении номинала банкнот.

Важнейшая функция денег состоит в том, что в условиях основанной на разделении труда экономики они позволяют производить обмен, совершать товарные сделки. При помощи денег в рыночном хозяйстве всегда можно купить тот или иной товар. Деньги в этом плане - воплощение всех остальных товаров, которым они противостоят.

Осуществление деньгами своей главной функции - средства обращения предполагает, во-первых, приемлемость применяемой системы денежных знаков в качестве средств платежа. Речь идет об удобстве пользования (например, формат и цвет купюр, размер монет), удачности номиналов. Известно, что во многих странах население не всегда соглашалось с новыми денежными знаками. То же происходит во время галопирующей инфляции, когда обращение переполнено купюрами мелких номиналов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"