Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:25, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, структура и функции экономической теории.
Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов.
Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм.
Развитие классической школы экономической науки.
Экономические идеи марксизма и маржинализма.
Основные направления современной экономической мысли.
Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.
Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Ресурсы и факторы производства. Значение информационных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

ET_shpory.docx

— 442.67 Кб (Скачать файл)

      Приблизительно в 18 веке было введено понятие  «политическая экономия» или  «политэкономия» -- стало названием науки экономики.

III…  Школа физиогратии. В переводе с греческого «гратос» -- власть, «физио» -- природа. Возникла во Франции, в 18в.

       Разложение феодальных  отношений, формирование буржуазного  класса. Основная сфера хозяйства  – сельское хозяйство и аграрный  сектор экономики. Богатство общества  – произведённые товары (продукты).

       Источник роста  богатства – труд. Использование  свободного наёмного труда в  сельском хозяйстве (фермерство). От  сферы обращения à к сфере производства. à Школа физиогратииà источник богатства ищет не в сфере обращения, а в сфере производства.

 

5…  Развитие классической  школы экономической науки.

      Классическая политическая экономия формируется в Англии – в основном конец 18-го – первая часть 19-го века. Период быстрого развития промышленного капитализма, промышленного производства. Основная промышленная производительная сила – наёмные рабочие. Социальная база (заказчики) – капиталисты. Основные имена: WilliamPette, AdamSmith, DavidRekardo. Богатство общества – созданные в экономике товары, продукты в сфере промышленного производства.

Создание теории трудовой стоимости. В основе стоимости (цены товара) – труд самого работника. à Цена товара зависит от затрат труда. Цена включает в себя затраты не только живого труда (работника), но и затраты прошлого труда (машины, обор….- ср-ва производства) и прибыль, которую должен получить владелец капитала.

          Источник  роста общественного богатства  и механизм его роста связан  с ростом производительности  труда в обществе, которое обеспечивается  за счёт разделения общественного  труда.

 

6…   Экономические  идеи марксизма.

        Марксистская  политическая экономия — направление  в экономической теории, основу  которого составляет трудовая  теория стоимости (Адам Смит, Давид  Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости.

        Товар —  некая вещь, которая участвует  в обмене. С развитием разделения  труда, постепенно предметы начинают  производить преимущественно для  обмена, а не для личного потребления. Товар становится всеобщей формой  производственных отношений, развиваясь  и перерастая в капитал —  основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического  способа производства.

       Конкретный труд:

►  Разновидность конкретной деятельности, необходимой для производства конкретной вещи, которая обладает полезностью (потребительной стоимостью)

►  Отличается от других видов труда, производящих другие вещи и напрямую с ними не сопоставляется

►  Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда и правом собственности

►  Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них

         Абстрактный  труд:

 ►  Качественно однородный  человеческий труд, обезличенный  и сопоставимый с трудом другого  человека (усреднённый для текущих  условий производства в конкретном  обществе)

►  Происходит в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы

►  Является источником стоимости, которая проявляется исключительно в процессе эквивалентного обмена. В обществе, функционирующем на базе неэквивалентного обмена, стоимость не проявляется, труд не принимает абстрактной формы.

Карл Маркс ввел понятие прибавочной стоимости — как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда — сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Источником прибавочной стоимости, по Марксу, является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её собственная стоимость.

          Маркс  делил прибавочную стоимость  на

►  абсолютную: создаётся путём удлинения рабочего дня

►относительную: возникает из-за удешевления рабочей силы и сокращения необходимого рабочего времени, что приводит к изменению соотношения времени между необходимым и прибавочным трудом в рамках того же самого рабочего дня

 

7… Основные направления  современной экономической мысли. 

     В экономической науке  ХХ века можно выделить 3 основных  направления развития экономической  мысли, которые в овю очередь, включают множество различных школ и теорий:

1…)   Кейнсианство (В 60-е гг. àНеокейнсианство. После Великой Депрессии возникло).

      (30-е гг. ХХ века) à Джон Кейнс (основтель) à английский экономист à теория регулируемого капитализма.

      Главная задача  гос-ва – обеспечить нормальный  процесс воспроизводства в экономике  и роста общественного богатства. (Борьба СС кризисами перепроизводства  и безработицей). Механизм рынка  по мнению Кейнса несовершенен à гос-во через налоговую политику, инвестиционную должно обеспечить создание новых рабочих мест à сокращение безработицы, и поддержывать высокий платёжеспособный спрос населения, проводить соц. политику (пенсии, пособия по безработице, соц. общ.работы).

2…)  Неоклассицическая (неолиберальная).

        Приоритет  рыночного механизма (конкуренция, своб. рынок, свободное предпринимательство). Государственное регулирование должно быть ограниченным à должно поддерживать соц. равновесие и политическую стабильность. Ограничение социальных программ. Приоритетная поддержка частной инициативы. Идеи проявляются в школе монетаризма. Основатель – Милтон Фридман.

         Деньги  – основной ресурс экономики. Государство в первую очередь  должно обеспечивать нормальное  денежное обращение, стабильную  денежную систему и отсутствие  инфляции.

3…)  Социально-институциональная. Основал àТорцтенВеблен – американский социолог. (Конец (ХIXв) – основатель школы институционализма. Это различные социальные экономические правовые структуры, которые участвуют в регулировании экономических отношений в обществе. Например, это корпорации, профсоюзы, социальные слои общества, нормы права, морали религии (законодательство экономических вопросов). Цель государства по данной теории – создание условий для роста общественного богатства и справедливого распределения между всеми слоями, группами общества (государство всеобщего благоденствия). Необходимо с использованием различных институтов добиться социального мира (между нанимателями и наёмными рабочими). Таким образом, экономика развивалась по ступеням микроэкономики, макроэкономики (До середины ХХ века), мировая экономика (по сей день).История экономической мысли включила в себя изучение всей цепочки экономических отношений (процесс производства, распределения, обмена, потребления материальных благ и услуг).

 

8… Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.

        Потребности  — это выражение нужды, недостатка  в чем-либо необходимом для  поддержания жизнедеятельности  и развития личности и общества  в целом. Они порождаются биологической  природой человека, его духовным  миром, экономическими, социальными  условиями его жизни, научно-техническим  прогрессом и т.д. Взаимосвязь  потребностей и производства  отражается в следующем:

•  потребности — внутренне побуждающий мотив производства;

• производство создает экономический продукт и порождает конкретную потребность в них.

        Классификация  потребностей в зависимости

•  от роли в производственном процессе: производственные (средства производства и рабочая сила) и непроизводственные (воспроизводство рабочей силы);

•  от масштаба и структуры производства: перспективные (максимальный объем  освоенных производ¬ственных благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы он был в наличии); фактически удовлетворяемые (потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии производства с учетом отклонений);

•  от роли воспроизводства человека (рабочей силы): физические (биологические);  интеллектуальные; социальные;

•  от социальной структуры: общества в целом (защита родины, развитие науки, обра¬зования, охраны здоровья); классов, социальных групп; личные (потребности отдельных людей);

•  по настоятельности (очередности): первичные (необходимые) — в еде, питье, одежде и т.д.; представляют собой самые насущные потребности человека;  вторичные (избыточные) - в образовании, искусстве, развлечении и т.д.; являются взаимозаменяемыми и связаны преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека.

         Широко  известна группировка потребностей  американского ученого     А. Маслоу (пять групп, выстроенных в виде пирамиды):

1) физиологические потребности (в  пище, воде, тепле, воспроизводстве  рода);

2) потребности безопасности и  самосохранения (защищенность от  внешних врагов, преступников, от  болезней);

3) потребность в социальных контактах (общение с людьми, дружба, любовь);

4) потребности в уважении (признание  человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета);

5) потребности в саморазвитии (совершенствование  всех возможностей и способностей  человека).

         Однако  в экономике рассматриваются  не все, а только экономические  потребности, которые можно удовлетворить  с помощью экономических благ  — произведенных товаров и  услуг.

        Конечной целью  всякого производства, побудительным  мотивом деятельности людей является  создание благ для удовлетворения  потребностей. Удовлетворение потребностей  происходит в процессе потребления, но само потребление (через некоторое  время) порождает новые потребности, которые вновь становятся побудительным  мотивом производственной деятельности. Таким образом, потребности бесконечны  и неудовлетворимы. (Это не значит, что какая-то конкретная потребность в данный период времени в принципе не может быть удовлетворена).

       Закон возвышения  потребностей – закон,  согласно  которому по мере удовлетворения  одних потребностей возникают  другие, качественно новые, более  развитые потребности.

 

9…  Проблема выбора  в экономике. Граница производственных  возможностей. Альтернативные издержки.

    Проблема  производства состоит в том, что  человеческие потребности практически  не ограничены, тогда как в  любом обществе имеется ограниченное  количество ресурсов. Ограниченность ресурсов (их редкость) — объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве.

     Производственные  возможности — это возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

      Отражением данной  проблемы является постановкатрех  основных вопросов экономики: что, как и для кого производить:

►  что производить – какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время; решает покупатель (потребитель), предъявляя соответствующий спрос, который производитель стремится удовлетворить;

►   как производить – при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные для производства товары и услуги, чтобы максимизировать прибыль;

►   для кого производить – для того, кто предъявил спрос, кто может купить произведенный товар (вопрос о потребителе).

       Поскольку потребности  общества безграничны, в то время  как ресурсы, используемые для  их удовлетворения, ограничены, возникает  проблема выбора. Кривая производственных возможностей (КВП) представляет собой модель (график), иллюстрирующую альтернативные (альтернативный — допускающий одну из двух или нескольких возможностей) возможности использования ограниченных ресурсов (рис.1).

Рис.1. Кривая производственных возможностей

       Любая точка, расположенная  на КПВ (кривая АД), свидетельствует о полном, эффективном использовании ресурсов (общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуск другого). Точка (Е) внутри КПВ показывает, что ресурсы используются неполно и возможно увеличение объема производства. Точка (К) за пределами КВП указывает на невозможность производства из-за отсутствия необходимых ресурсов. В условиях полного использования ресурсов увеличение производства одного продукта влечет за собой уменьшение производства другого продукта.

      Альтернативные (вмененные) издержки  производства данного товара — это количество другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.

      Выпуклая форма  КПВ объясняется действием одного  из важнейших экономических законов  — закона возрастающих альтернативных издержек производства, который заключается в том, что в условиях полного использования ресурсов для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться отвсевозрастающего количества других товаров. Объясняется это тем, что при увеличении производства только одного товара, приходится использовать так же и ресурсы непригодные для его производства. Причем, чем больше этого товара мы хотим произвести, тем менее пригодные для этого ресурсы нам приходится использовать. Таким образом, поскольку производительность ресурсов в разных процессах производства различна, то переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возрастание вмененных издержек производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"