Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:25, шпаргалка
Предмет, структура и функции экономической теории.
Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов.
Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм.
Развитие классической школы экономической науки.
Экономические идеи марксизма и маржинализма.
Основные направления современной экономической мысли.
Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.
Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Ресурсы и факторы производства. Значение информационных ресурсов.
Приблизительно в 18 веке было введено понятие «политическая экономия» или «политэкономия» -- стало названием науки экономики.
III… Школа физиогратии. В переводе с греческого «гратос» -- власть, «физио» -- природа. Возникла во Франции, в 18в.
Разложение феодальных
отношений, формирование буржуазного
класса. Основная сфера хозяйства
– сельское хозяйство и
Источник роста богатства – труд. Использование свободного наёмного труда в сельском хозяйстве (фермерство). От сферы обращения à к сфере производства. à Школа физиогратииà источник богатства ищет не в сфере обращения, а в сфере производства.
5… Развитие классической школы экономической науки.
Классическая политическая
Создание теории трудовой стоимости. В основе стоимости (цены товара) – труд самого работника. à Цена товара зависит от затрат труда. Цена включает в себя затраты не только живого труда (работника), но и затраты прошлого труда (машины, обор….- ср-ва производства) и прибыль, которую должен получить владелец капитала.
Источник
роста общественного богатства
и механизм его роста связан
с ростом производительности
труда в обществе, которое обеспечивается
за счёт разделения
6… Экономические идеи марксизма.
Марксистская
политическая экономия —
Товар —
некая вещь, которая участвует
в обмене. С развитием разделения
труда, постепенно предметы начинают
производить преимущественно
Конкретный труд:
► Разновидность конкретной деятельности, необходимой для производства конкретной вещи, которая обладает полезностью (потребительной стоимостью)
► Отличается от других видов труда, производящих другие вещи и напрямую с ними не сопоставляется
► Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда и правом собственности
► Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них
Абстрактный труд:
► Качественно однородный
человеческий труд, обезличенный
и сопоставимый с трудом
► Происходит в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы
► Является источником стоимости, которая проявляется исключительно в процессе эквивалентного обмена. В обществе, функционирующем на базе неэквивалентного обмена, стоимость не проявляется, труд не принимает абстрактной формы.
Карл Маркс ввел понятие прибавочной стоимости — как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда — сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Источником прибавочной стоимости, по Марксу, является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её собственная стоимость.
Маркс делил прибавочную стоимость на
► абсолютную: создаётся путём удлинения рабочего дня
►относительную: возникает из-за удешевления рабочей силы и сокращения необходимого рабочего времени, что приводит к изменению соотношения времени между необходимым и прибавочным трудом в рамках того же самого рабочего дня
7… Основные направления
современной экономической
В экономической науке
ХХ века можно выделить 3 основных
направления развития
1…) Кейнсианство (В 60-е гг. àНеокейнсианство. После Великой Депрессии возникло).
(30-е гг. ХХ века) à Джон Кейнс (основтель) à английский экономист à теория регулируемого капитализма.
Главная задача
гос-ва – обеспечить
2…) Неоклассицическая (неолиберальная).
Приоритет рыночного механизма (конкуренция, своб. рынок, свободное предпринимательство). Государственное регулирование должно быть ограниченным à должно поддерживать соц. равновесие и политическую стабильность. Ограничение социальных программ. Приоритетная поддержка частной инициативы. Идеи проявляются в школе монетаризма. Основатель – Милтон Фридман.
Деньги
– основной ресурс экономики.
Государство в первую очередь
должно обеспечивать
3…) Социально-институциональная. Основал àТорцтенВеблен – американский социолог. (Конец (ХIXв) – основатель школы институционализма. Это различные социальные экономические правовые структуры, которые участвуют в регулировании экономических отношений в обществе. Например, это корпорации, профсоюзы, социальные слои общества, нормы права, морали религии (законодательство экономических вопросов). Цель государства по данной теории – создание условий для роста общественного богатства и справедливого распределения между всеми слоями, группами общества (государство всеобщего благоденствия). Необходимо с использованием различных институтов добиться социального мира (между нанимателями и наёмными рабочими). Таким образом, экономика развивалась по ступеням микроэкономики, макроэкономики (До середины ХХ века), мировая экономика (по сей день).История экономической мысли включила в себя изучение всей цепочки экономических отношений (процесс производства, распределения, обмена, потребления материальных благ и услуг).
8… Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.
Потребности
— это выражение нужды, недостатка
в чем-либо необходимом для
поддержания жизнедеятельности
и развития личности и
• потребности — внутренне побуждающий мотив производства;
• производство создает экономический продукт и порождает конкретную потребность в них.
Классификация потребностей в зависимости
• от роли в производственном процессе: производственные (средства производства и рабочая сила) и непроизводственные (воспроизводство рабочей силы);
• от масштаба и структуры производства: перспективные (максимальный объем освоенных производ¬ственных благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы он был в наличии); фактически удовлетворяемые (потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии производства с учетом отклонений);
• от роли воспроизводства человека (рабочей силы): физические (биологические); интеллектуальные; социальные;
• от социальной структуры: общества в целом (защита родины, развитие науки, обра¬зования, охраны здоровья); классов, социальных групп; личные (потребности отдельных людей);
• по настоятельности (очередности): первичные (необходимые) — в еде, питье, одежде и т.д.; представляют собой самые насущные потребности человека; вторичные (избыточные) - в образовании, искусстве, развлечении и т.д.; являются взаимозаменяемыми и связаны преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека.
Широко
известна группировка
1) физиологические потребности (в пище, воде, тепле, воспроизводстве рода);
2) потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, от болезней);
3) потребность в социальных
4) потребности в уважении (признание
человека как личности, самоуважение,
приобретение определенного
5) потребности в саморазвитии (совершенствование
всех возможностей и
Однако в экономике рассматриваются не все, а только экономические потребности, которые можно удовлетворить с помощью экономических благ — произведенных товаров и услуг.
Конечной целью
всякого производства, побудительным
мотивом деятельности людей
Закон возвышения
потребностей – закон, согласно
которому по мере
9… Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Проблема
производства состоит в том, что
человеческие потребности
Производственные возможности — это возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.
Отражением данной
проблемы является
► что производить – какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время; решает покупатель (потребитель), предъявляя соответствующий спрос, который производитель стремится удовлетворить;
► как производить – при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные для производства товары и услуги, чтобы максимизировать прибыль;
► для кого производить – для того, кто предъявил спрос, кто может купить произведенный товар (вопрос о потребителе).
Поскольку потребности общества безграничны, в то время как ресурсы, используемые для их удовлетворения, ограничены, возникает проблема выбора. Кривая производственных возможностей (КВП) представляет собой модель (график), иллюстрирующую альтернативные (альтернативный — допускающий одну из двух или нескольких возможностей) возможности использования ограниченных ресурсов (рис.1).
Рис.1. Кривая производственных возможностей
Любая точка, расположенная на КПВ (кривая АД), свидетельствует о полном, эффективном использовании ресурсов (общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуск другого). Точка (Е) внутри КПВ показывает, что ресурсы используются неполно и возможно увеличение объема производства. Точка (К) за пределами КВП указывает на невозможность производства из-за отсутствия необходимых ресурсов. В условиях полного использования ресурсов увеличение производства одного продукта влечет за собой уменьшение производства другого продукта.
Альтернативные (вмененные) издержки производства данного товара — это количество другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.
Выпуклая форма
КПВ объясняется действием