Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:25, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, структура и функции экономической теории.
Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов.
Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм.
Развитие классической школы экономической науки.
Экономические идеи марксизма и маржинализма.
Основные направления современной экономической мысли.
Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.
Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Ресурсы и факторы производства. Значение информационных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

ET_shpory.docx

— 442.67 Кб (Скачать файл)

   Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).

   Субъекты  рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):

►  домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства,  предприниматели (физические лица);

►  объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;

►  правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики.

     Объекты  рынка — материальные и нематериальные блага, факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.

  Функции  рынка:

►  регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;

►  стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;

►  информационная — дает необходимую информацию хозяйственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);

►  посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;

►  санирующая — избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм;

►  социальная — дифференцирует субъектов рынка.

    Структура  рынка:

►  по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;

►  в пространственном разрезе — местный (локальный), региональный, национальный, всемирный (мировой);

►  по механизму функционирования —свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);

►  по законодательству – легальный (официальный), нелегальный (теневой);

►  по степени насыщенности — равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения)

     Инфраструктура  рынка– система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Включает:

►  биржи. Виды бирж:

– товарные – форма торговли, при которой осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (продаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку);

– специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;

– фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг. Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (продается не сам товар, а право на его получение);

– биржа труда - организация, выполняющая посреднические операции при совершении купли-продажи рабочей силы;

►  ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);

►  аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе;

►  информационная система обеспечения рынка; рекламные агентства;

►  торговые сети (оптовая, специализированная, фирменная торговля);

►  банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки; страховые и аудиторские компании.

 

17.. Модель кругооборота  продуктов, ресурсов и доходов  в рыночной экономике.

       Схематично рыночная  организация экономики может  быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопровождающееся встречным движением денег (рис.2).  Рис.2. Модель кругооборота ресурсов и доходов

На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. Внешний контур кругооборота показывает перемещение товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внутренний контур показывает потоки платежей в денежном выражении.

      Суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18..  Понятие спроса. Ценовые  и неценовые факторы спроса.

    Спрос (D– demand) — представленная на рынке потребность в благах, подкрепленная денежными средствами.

    Кривая DD' называется кривой спроса (рис. 3). Она показывает обратную зависимость величины спроса от цены (P – price): с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

Рис. 3. Кривая спроса

      Величина (объем) спроса — количество благ, которое покупатель желает и способен приобрести в данный период времени, при определенных условиях.На величину спроса влияют ценовые и неценовые факторы:

►  ценовые – повышение цены сужает круг покупателей данного товара, а при снижении ее круг покупателей расширяется. Существует обратная связь между ценой и величиной спросаQd = f (1/р);

►  неценовые:

– доходы потребителей. Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот;

– вкусы потребителей (мода);

– рост общего числа покупателей. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей;

– цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые — субституты и взаимодополняемые – комплементы). Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой — обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты;

– потребительские ожидания. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

      Кривая  спроса — представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количество которого могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой.

      Изменение  цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов — к смещению кривой спроса. Цена спроса — максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент.

      Закон спроса — рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

     Отклонения от закона  спроса:

►  величина спроса на товары первой необходимости при повышении цен также продолжает расти (товары Гиффена). Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен;

►  при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев («эффект сноба», или «эффект Веблена»);

►  при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса (срабатывает механизм потребительских ожиданий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.. Понятие предложения. Факторы, определяющие  предложение.

    Предложение(S –supply) — количество товаров, которое предлагается на рынке в определенный промежуток времени при определенных условиях.

      Величина (объем) предложения – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить в данный промежуток времени  при определенных условиях.

     Связь между уровнем  цен и предложением описываетзакон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение величины предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот  S=f(p); f(p)>0

   Кривая предложения — представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и его рыночной ценной (рис.4).

Рис. 4. Кривая предложения

     Кривая предложения S отражает прямую зависимость между ценой товара Р и объемом его предложения Q на рынке. Тенденция к увеличению предложения при росте цен объясняетчто предприниматели получают добавочную прибыль и имеют возможность расширить производство. Кроме того, повышение цен на продукцию может привлечь в данную отрасль новых производителей.

   Как и в случае спроса, существует ряднеценовых факторов, влияющих на объем предложения:

– величина издержек производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

– налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

– наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

– количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20..  Рыночное равновесие. Равновесная цена. Последствия отклонения  цены от равновесного уровня.

      Рыночное равновесие —состояние рынка, характеризуемое наличием сбалансированности (равновесия) спроса и предложения. Ситуации рыночного равновесия:

►  стабильное — нарушенное рыночное равновесие восстанавливается опять;

►  нестабильное — нарушенное рыночное равновесие остается таковым на протяжении длительного периода (хронический товарный дефицит и покупательский спрос продолжительное время не удовлетворяются);

►  рынок потребителя — устойчивое превышение предложения над спросом (конкурируют производители за лучшее и более полное удовлетворение запросов потребителей);

►  рынок производителя — устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).

      Цена, при  которой спрос равен предложению, называется равновесной (Pe), а соответствующий ей объем продукции – равновесным (Qe) (рис 5). «Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой» (А. Маршалл).

Рис. 5. Рыночное равновесие

       При  цене Pе рынок находится в равновесии –  объем продукцииQe, на которую предъявляется спрос, равен ее предложению. Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной, толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию.

     В случаях изменения  объема спроса и предложения  под влиянием неценовых факторов  достигнутое точное равновесие  будет нарушаться. Изменение спроса  при постоянном предложении оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства. Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (увеличение предложения снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем), а уменьшение предложения увеличивает цену и снижает равновесный объем.

  При одновременном изменении спроса и предложения возможны три случая:

  • предложение растет больше, чем растет спрос;
  • предложение растет меньше, чем растет спрос;
  • предложение и спрос возрастают одинаково.

   Регулирование рыночного  равновесия государством происходит:

– через фиксацию цен — если зафиксированная цена какого-либо товара выше или ниже равновесной, то будет искусственно поддерживаться его избыток или дефицит. В первом случае государство увеличивает закупки, а во втором – прибегает к импорту товаров;

– через налоговую политику — косвенными налогами (включенными непосредственно в цену товара) увеличивается цена товара, которая уменьшает величину спроса, и устанавливаются новая равновесная цена и новый равновесный объем производства;

– через дотации – часть цены на товар производителя оплачивает государство, в результате фактическая цена является ниже равновесной, и она устанавливается на более низком уровне, чем прежняя. Предложение в данном случае увеличивается, а цена для покупателя снизится;

– через субсидии (пособия из бюджета) — повышается спрос, стимулируется предложение, равновесная цена будет расти.

 

 

21..  Понятие  эластичности. Эластичность спроса  по цене. Эластичность спроса по доходу.

      Для экономического  анализа недостаточно определить  направление изменения спроса, важно  измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называетсяэластичностью спроса. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу, и перекрестную эластичность.

     1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены. (Реакция покупателя на изменение цен данного товара). Измеряется коэффициентом эластичности    (Еd) –  определяется как отношение процентного изменения количества продукции на которую изменяется спрос, к процентному изменению цены.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"