Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:25, шпаргалка
Предмет, структура и функции экономической теории.
Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов.
Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм.
Развитие классической школы экономической науки.
Экономические идеи марксизма и маржинализма.
Основные направления современной экономической мысли.
Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.
Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Ресурсы и факторы производства. Значение информационных ресурсов.
Ed=процентное изменение объема спроса (Qd) / процентное изменение в цене (Р)
Таблица 1: Виды ценовой эластичности спроса
Эластичность |
Коэффициент |
Соотношение изменения спроса и цены |
Совершенно неэластичный спрос |
Е=0 |
Цена растет (падает), спрос постоянен |
Неэластичный спрос |
Е< 1 |
Цена растет (падает) больше, чем спрос |
Эластичный спрос - |
Е> 1 |
Цена растет (падает) меньше, чем спрос |
Единичная эластичность спроса |
Е Е=1 |
Спрос и цена изменяются в равной степени |
Совершенно эластичный спрос |
Е=∞ |
Спрос растет (падает), цена постоянная |
Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:
– спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);
– спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
– спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
– спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;
– спрос на рынке совершенной конкуренции – совершенно эластичен.
Факторы ценовой эластичности:
► заменяемость — спрос на товар, имеющий больше товаров-субститутов, будет более эластичным;
► удельный вес в бюджете потребителя
— при большем удельном весе данного товара в бюджете при прочих равных условиях эластичность спроса на этот товар будет выше;
► временной фактор — с течением времени спрос становится более эластичным;
► доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар, нет выбора и товар покупается по цене на данный момент.
2. Перекрестная эластичность— эластичность, показывающая как изменяется спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 % (для товаров-комплементов она отрицательна, т.е. увеличение цены на один из них вызывает снижение спроса на другой). Если:
Е > 1, то товары.а и b — взаимозаменяемые;
Е < 1, то товары а и b —взаимодополняемые;
Е = 1, то товары а и b — независимые друг от друга.
3. Эластичность по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода.
Ei = процентное изменение величины спроса / процентное изменение величины дохода
при Е.<0 – товары низшей
категории (отражает сокращение
производства в
при 1<Е>0 – товары первой необходимости;
при Е>1 – нормальные товары (предметы роскоши) – представляет ситуацию активного развития отраслей, производящих эти товары.
22.. Понятие
полезности и экономической
Спрос на рынке формируется
потребителем. Объяснение поведения
потребителя в экономической
теории основывается на
Потребление — использование благ в целях удовлетворения потребностей.
Полезность (U – utility) — получение удовлетворения потребностей людей от потребления товаров и услуг.
Максимизация полезности — потребительский выбор при ограниченных доходе и ценах набора благ и услуг, который максимально удовлетворял бы потребности.
Общая полезность (TU) — полезность всех составных частей блага, которое получают люди от потребления товаров и услуг.
Предельная полезность (MU –marginalutility) —дополнительная полезность, которая извлекается за счет потребления каждой дополнительной единицы блага или услуги.
Закон убывающей предельной полезности — по мере увеличения потребления блага предельная полезность каждой дополнительной единицы блага снижается.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:
Эффектом дохода – связан с понятиями номинальный доход (доход, получаемый в денежной форме) и реальный доход (количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход). Реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;
Эффектом замещения — изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими.
Эффекты дохода
и замещения дополняют друг
друга, обусловливая способность
потребителей купить большее
количество определенного
Законом убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.
23.. Понятие рационального потребителя. Бюджетное ограничение. Понятие и варианты равновесия потребителя.
Рациональный потребитель — субъект, максимально удовлетворяющий потребности за счет полезных свойств экономических благ при ограниченном доходе и ценах.
Доход потребителя — поступление денежных средств или материальных ценностей в распоряжение субъекта.
Источники доходов – трудовая деятельность, собственность на ресурсы, различные выплаты из государственного бюджета, предпринимательство.
Виды доходов – заработная плата; дивиденды, проценты;пенсии, стипендии; арендная плата; продажа продуктов домашнего хозяйства.
Равновесие потребителя – ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Варианты равновесия:
– количественный (кардиналистическая теория) — полезность каждого блага оценивается в абстрактных единицах. Максимизируя получаемую совокупную полезность рациональный покупатель распределяет свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей (Mu) потребляемых им товаров в расчете на цену (P) этих товаров были бы равны: Mua /Pa = Mun / Pn
– порядковый (ординалистическая теория) — потребитель делает набор благ по степени их предпочтения. Он приобретает набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия.
Кривая безразличия потребителя —кривая, отражающая различные наборы двух благ, обладающих равной суммарной полезностью для потребителя (рис. 6).
Свойства кривых безразличия:
► через любую точку на графике можно провести кривую безразличия;
► никогда не пересекаются (доказывается методом от противного);
► несколько кривых безразличия (U1….Un) создают карту кривых безразличия, и более удаленные кривые безразличия от начала координат соответствуют большей полезности потребленных благ
► имеют отрицательную направленность — увеличение потребления количества одного товара при сохранении общей полезности, ведет к уменьшению количества другого товара, и наоборот.
Рис. 6. Кривая безразличия потребителя
Бюджетная линия — характеризует различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены потребителем, если он полностью израсходует свой доход при заданных ценах.
На выбор потребителя
влияют не только его
Рис. 7. Карта кривых безразличия с бюджетной линией
Положение
бюджетной линии на рисунке
показывает, что потребитель может
позволить себе сочетание
Точки же на кривых, лежащих ниже U1 потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность. Положение точки М зависит от дохода потребителя (растет или уменьшается) и от того, как ведут себя относительно друг друга цены на товары X и Y.
24.. Организационно-правовые
формы предпринимательской
Предпринимательство— инициативная, новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, осуществляемая на свой риск, под свою имущественную ответственность с целью получения прибыли. Признаки предпринимательства:
► экономическая свобода хозяйствующего субъекта — самостоятельно выбирает вид деятельности и решает, какие товары и услуги, в каком количестве производить и где продавать;
► материальная ответственность предпринимателя за принимаемые решения (до банкротства);
► ориентация на коммерческий успех — стремление к максимизации прибыли;
► новаторство, творческий поиск (вынуждает конкуренция).
Организационно-правовые формы предпринимательства – комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, также между предприятием и внешними по отношению нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти. Наиболее распространены следующие организационно-правовые формы предприятий:единоличное владение; партнерство (товарищество); корпорация (объединение); кооперативы; государственные предприятия.
Единоличное владение — предприятие, находящееся в собственности одного лица или одной семьи, получающее прибыль и несущее всю ответственность. Черты единоличного владения:
► неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);
► ограниченные возможности (размер капитала);
► максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать экономическое поведение).
По размерам капитала
– это мелкие (малые) и средние
предприятия. В последние десятилетия
малый бизнес стал активно
внедряться в инновационные
Партнерство – объединение/товарищество двух и более предпринимателей как совладельцев бизнеса для получения прибыли. Черты партнерства:временный характер соглашения, разделение вклада, труда и доходов (можно не вкладывая капитала использовать свой труд и опыт).
Виды партнерства:
► с неограниченной ответственностью — форма предпринимательства, при которой партнеры отвечают по его обязательствам всем своим имуществом; кредитор в равной мере может предъявить имущественные претензии любому члену этого партнерства (солидарная ответственность); прибыль и убытки распределяются пропорционально вкладу (паю), а пайщик обязан лично участвовать в деятельности партнерства. В форме полных товариществ часто выступают торговые, консалтинговые (дающие консультации по проблемам рыночной конъюнктуры) фирмы, адвокатские конторы;
► с ограниченной ответственностью - ответственность члена ограничена его вкладом (паем) в капитал общества, и он рискует этой частью имущества;
► смешанное (коммандитное) - сочетается полное товарищество и товарищество с ограниченной ответственностью. Часть его участников (полные товарищи) от имени всего товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и полностью отвечают по обязательствам общества всем своим имуществом. Другая часть участников (вкладчики-коммандисты) отвечают за деятельность товарищества только в пределах вклада.
Достоинства партнерства - являются сильнейшими в финансовом отношении, обладают большими возможностями в использовании квалифицированного менеджмента и осуществлении специализации партнеров. Недостатки партнерства - неограниченная материальная ответственность, возможная несовместимость партнеров, разорение из-за крупного просчета одного из них.
Корпорация -объединение субъектов собственности для осуществления совместной деятельности в целях получения прибыли. Достоинства корпорации - усиление контроля над собственностью, участие акционеров в принятии хозяйственных решений. Корпорация больше всего соответствует рыночной экономике - наиболее полно и взаимозависимо сочетаются экономические интересы индивида и ассоциации. Недостатки - двойное налогообложение дохода (облагаются чистая прибыль корпорации и доход акционеров в виде дивидендов).
Акционерные общества (корпорации) — форма организации предприятия на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственника и собственности, а финансовая ответственность его ограничена. АО — основная организационная форма крупных предприятий. Управление – Собрание акционеров. Формы: ОАО и ЗАО.
Объединения предприятий:
– картель — соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, сохраняют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность;