Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по микроэкономике 2.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Допустим теперь, что цена на рынке снизилась с Р0 до Р1. В рамках графического варианта анализа это будет означать смещение графика предельного дохода вниз вдоль оси Оу с отметки Р0 до уровня Р1 (рисунок б). Теперь график MR пересекает кривую МС в точке J, которая расположена ниже графика АТС, но над кривой АVС. Всякий раз, когда цена превышает минимум средних переменных издержек, но опускается ниже средних валовых издержек, фирма может, осуществляя производство, полностью возместить переменные издержки и часть постоянных. Проекция точки J на ось абсцисс показывает оптимальный объем производства, при котором фирма будет иметь минимальные убытки. Здесь величина убытков соответствует площади заштрихованной фигуры:

- π = TR - TC = (ATC x QX)  - (PX x QX) = (CF x Q1) - (P1 x Q1) = SCFP1EJ

где TR равен площади прямоугольника 0p1JQ1, а ТС равны площади прямоугольника 0CFFQ1.

Как видно на рисунке б, площадь прямоугольника 0P1JQ1 будет больше площади прямоугольника 0CHHQ1 т. е. выручка больше общей суммы переменных издержек, что означает для фирмы минимизацию убытков.

Предположим, что цена на рынке продолжает снижаться и установилась на уровне Р2.. Следовательно, график MR сместится еще ниже вдоль оси ординат. Теперь точка пересечения графиков предельных издержек и предельного дохода находится ниже точки минимума AVC (рис. в). Это ситуация, когда фирма при любом объеме производства несет убытки, причем она не только не покрывает своих валовых издержек, но и переменных. Оптимальный вариант для нее — закрытие производства.

К сведению. В данном случае правило MR = МС не работает.

Если внимательно посмотреть на анализ, который был осуществлен при определении оптимального объема производства методом уравнивания предельного дохода и предельных издержек, то можно заметить, что, по сути дела, находился объем предложения фирмы, соответствующий разным уровням цены, т. е. по полученным данным можно построить кривую индивидуального предложения изучаемой конкурентной фирмы. Кривая индивидуального предложения фирмы будет частично совпадать с графиком предельных издержек. Чтобы объяснить эти положения имеет смысл изучить следующий график:

• при Рх = Р1 фирма закроется, так как ее издержки не покрываются, а, следовательно, объем ее предложения будет равен нулю;

• при Рх = Р2 конкурентная фирма будет покрывать свои переменные издержки; ее убытки будут равны величине постоянных издержек, т. е. фирме все равно, закрыть предприятие или производить Q2 единиц продукции;

• при PX = Р4 фирма будет полностью покрывать все издержки, но не получит экономической прибыли, равно как и не столкнется с экономическими убытками; объем ее индивидуального предложения составит Q4 единицы;

• при цене от Р2 до Р4 (например, при Рх = Р3) фирма будет минимизировать убытки, покрывая переменные издержки и частично постоянные;

• при Рх = Р2 фирма максимизирует прибыль, производя Q5 единиц товара.

Учитывая, что  фирма будет осуществлять объем  производства только в том случае, если цена на рынке превысит минимальное значение средних переменных издержек, кривая предложения фирмы будет совпадать с графиком ее предельных издержек на отрезке BE и выше.

Выявив кривую индивидуального предложения конкурентной фирмы, можно определить равновесную отраслевую цену. Для этого необходимы данные о рыночном (отраслевом) спросе и рыночном (отраслевом) предложении. Как выглядит график рыночного спроса на продукцию отрасли, видно на рисунке. Теперь необходимо выяснить, как был получен график рыночного предложения. Рыночное предложение находится суммированием индивидуальных предложений. Предположим, что изучаемая отрасль состоит из 1000 одинаковых фирм, имеющих абсолютно одинаковые структуру и величину издержек, а значит, и идентичные объемы производства. Тогда рыночное предложение будет равно индивидуальному предложению, умноженному на 1000. В итоге ситуация рыночного равновесия в краткосрочном периоде для отрасли будет выглядеть стандартно. Конкурентное равновесие в краткосрочном периоде для отдельной, фирмы определяется путем совмещения кривой ее индивидуального предложения и графика спроса на ее продукцию. Учитывая это обстоятельство конкурентное равновесие для фирмы и для отрасли в краткосрочном периоде графически будет выглядеть, как показано на рисунке.

 

34. Монополия. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей  отраслью контролируется одним  продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом  товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью  закрыта для входа в отрасль  новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Данные условия позволяют  сделать вывод, что фирма-монополист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

Возникновение и существование  чистых монополий обычно объясняется  наличием барьеров для вступления в  отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

  • Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;
  • чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;
  • чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Впервые понятие  ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Если монополист не проводит ценовой дискриминации, т.е. устанавливает единую цену Р*, то как видно из рис. 5.12 , при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками

Мп=MR — MC.

Производство  любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как сумма прибылей от каждой реализованной единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т.е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М.

Если монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда все единицы товара продаются  по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная  единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой она продается, т.е.

MR=P.

Это означает, что  кривая спроса становится и кривой предельного дохода, как в модели совершенной конкуренции. Однако в  отличие от конкурентного рынка, при котором существует единая цена, и значит MR=AR, для монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны, т.е. MR≠ AR.

Оптимальный объем  производства монополиста, осуществляющего  ценовую дискриминацию, расширяется  до точки оптимума Q** совершенно конкурентного рынка. В этих условиях совокупная прибыль монополиста (площадь АЕ'С) включает в себя весь потребительский излишек.

Рис. 5.12. Совершенная ценовая дискриминация

На практике совершенная ценовая дискриминация  почти невозможна, поскольку для  ее реализации монополист должен знать  цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение  к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что  монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р', при объеме от Q* до Q** цена Р''.

Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р', то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р'Q*). При осуществлении  нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р'ABCQ**.

Рис. 5.13 Ценовая  дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)

Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей  степени данная ценовая дискриминация  приближается к совершенной.

В реальной жизни  ценовая дискриминация второй степени  чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

  • скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);
  • кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);
  • ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"