Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:42, шпаргалка

Краткое описание

Предмет и задачи курса “Национальная экономика Беларуси “
Курс «Национальная экономика Беларуси» представляет собой систематизированное изложение теоретико-методологических и организационно-практических основ формирования национальной экономики Республики Беларусь, разработки и реализации социально-экономической политики государства, раскрывает способы эффективного использования потенциалов национальной экономики и функционирования хозяйственных комплексов в рыночной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!Шпоры по Национальной экономике.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

28. Региональные  социально-экономические комплексы

Региональный  социально-экономический комплекс – сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу для формирования внутриреспубликанских регионов. Экономический район – территориально целостная часть государства, которая объединяет всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеет соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи.

Регион как социально-экономический  объект отличается от отрасли тем, что  в нем соединены различные  отрасли хозяйства, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ и услуг.

Основой внутриреспубликанских  экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), формирующиеся в процессе социально-экономического развития – совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, экономически связанных между собой использованием общерегиональных природных и экономических условий и ресурсов.

К числу важнейших  факторов, влияющих на формирование территориальной  структуры экономики, относятся минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные и земельные ресурсы, трудовые ресурсы, экономический и научно-технический потенциалы, производственная и социальная инфраструктуры, система расселения.

В Республике Беларусь в  качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Сложившееся административно-территориальное деление республики на 6 областей не изменялось с 1961 г.

Область является оптимальной  единицей социально-экономического пространства страны, в границах которой на современном  этапе развития административно-территориального деления Республики Беларусь органы власти могут наилучшим образом  осуществлять эффективное управление своей территорией, оказывая постоянное регулирующее воздействие на ход решения экономических, социальных и иных задач с учетом региональной специфики. Именно на этом уровне происходит значительная часть процессов общественного воспроизводства, кооперации и специализации труда, решаются специальные проблемы.

 

29. Переход  к рыночной экономике: задачи, промежуточные итоги.

Переходная  экономика – это переход экономики в новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неспособностью административно-командной экономики обеспечить устойчивые темпы экономического развития, неэффективностью функционирования данной системы.

Переходный период в  экономике отражает ее особое состояние, характеризующееся неустойчивостью, неравновесностью и выражающее переход к новому типу экономической системы. Переход сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности: трансформируются отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, структура производства и занятости, психология людей.

Два типа переходной экономики: • эволюционным путем, определяется инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, невозможность быстрой замены существующих форм другими (экономические преобразования в Беларуси); • «шоковой терапии»: новое создается по принципу «разрушения всего старого» (экономика Польши, России).

Промежуточные итоги рыночных преобразований. Этапы трансформации экономики Беларуси:

1991–1995 гг. – период  глубокого затяжного экономического  кризиса; структурная перестройка  осуществлялась стихийно.

1996–2000 гг. – этап выхода  экономики из кризисного состояния  и углубления рыночных отношений: характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей (исключение с/х), но это не является переходом к устойчивому экономическому росту, высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

2001–2005 гг. и следующие  пятилетия – переход на инновационный  путь устойчивого экономического  развития.

 

30. Перспективная  модель национальной экономики  Беларуси.

Наша страна выбрала  путь построения будущей системы  с сильным государством, эффективным  рыночным механизмом и его социальной ориентацией. Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких признаков модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др.

Белорусская перспективная  модель экономики включает следующие  принципы и направления государственной  политики, определяющей контуры будущего общества:

• общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

• построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

• формирование развитого гражданского общества и самоуправления;

• приоритетное развитие человеческого потенциала;

• переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

• повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

• интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

• следование экологическим стандартам.

Перспективная модель служит инструментом: • научно обоснованного отражения перспектив преобразования системы; • формирования эффективной структуры экономики и механизмов управления; • выработки целенаправленной на перспективу экономической политики.

Исходя из мирового опыта  выхода государств из кризисного состояния  и с учетом национального контекста, были выделены три этапа преобразования экономической системы:

• стабилизационный, в течение которого необходимо преодолеть кризисные явления в экономике (2001–2005 гг.);

• структурной перестройки, ориентированной на потребности общества и учитывающей тенденции международного разделения труда (до 2010 г.);

• экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах (2011–2020 гг.).

 

31. Формирование  и развитие институтов рынка.

Рынок – это механизм, сводящий продавцов и покупателей для купли-продажи товаров. При рыночной экономике рынки действуют во всех сферах хозяйствования.

Рынок труда – система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда. Функции РТ: • согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений; • поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы; • формирование резерва для воспроизводственного процесса; • регулирование индивидуального дохода работника.

Рынок капитала – совокупность отношений, складывающихся в результате спроса и предложения на капитал. Капитал может быть материальным и денежным, производя движения по фазам рыночного кругооборота. Капитал в форме средств производства физически не может перетекать из одних отраслей в другие, этот процесс осуществляется в форме денежного капитала, при помощи кредита. Функционально рынок капитала можно разделить на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.

Фондовый  рынок (рынок ценных бумаг) – часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ. Ценные бумаги – это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в национальной и иностранных валютах. На сегодняшний день ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» – единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных сегментах финансового рынка – валютном, фондовом и срочном.

Развитая рыночная инфраструктура является важным условием эффективного функционирования товарных рынков. Однако уровень ее развития в стране пока не полностью отвечает требованиям свободного движения товаров. Одним из основных условий эффективного функционирования товарных рынков является наличие общедоступной системы информации о рыночной конъюнктуре. В связи с этим намечено создать отраслевые автоматизированные информационные системы сбора и предоставления оперативной коммерческой информации о рыночной конъюнктуре и на их основе – Республиканский банк данных о состоянии внутреннего и внешнего товарных рынков.

 

32. Проблемы  развития предпринимательства.

Ключевыми проблемами в  постсоциалистических странах при  переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.

Важнейшей задачей современного периода является развитие предпринимательства. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным  и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом. Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие. Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия.

Переход к рыночной экономике  связан с неуклонным увеличением  негосударственной собственности  и развитием частного предпринимательства. В РБ частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Малое предпринимательство в РБ представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В Беларуси последовательно  осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют  законы о предпринимательстве, государственной  поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства». Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

 

33. Цели и  функции государственного регулирования  экономики. Структура государственного  управления.

Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Функции государственного регулирования экономики: • целевая; • направляющая и координирующая; • функция распределения и перераспределения; • стимулирующая; • контрольная.

Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры госуправления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на: • законодательную; • исполнительную; • судебную. Госорганы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживая и уравновешивая друг друга.

Беларусь – президентская республика. Президент – глава государства, обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики, издает: декреты, имеющие силу закона, указы, распоряжения. Парламент – Национальное Собрание РБ – представительный и законодательный орган РБ, состоит из 2 палат: Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Правительство – Совет Министров РБ – это коллегиальный центральный орган государственного управления РБ, осуществляющий исполнительную власть в РБ. В своей деятельности Правительство полностью подотчетно Президенту. Судебная власть в РБ принадлежит только судам. В судебную систему РБ входят: • Конституционный суд; • общие суды (во главе находится Верховный Суд); • хозяйственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд).

 

34. Система  планирования и прогнозирования  НЭ.

Государственное регулирование  экономики РБ реализуется через  планирование и прогнозирование  экономики. Планирование нац. экономики  осуществляется как в развитых, так  и в развивающихся странах.

Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Планы бывают: • долгосрочные: планы на период от 15-20 лет; • среднесрочные: срок 3-5 лет; • краткосрочные: планы сроком до 1 года; • оперативные: планы на сутки, неделю и декаду. Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Среднесрочные планы конкретизируют основные направления стратегии; их разрабатывают на срок 3-5 лет. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесрочных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывается система планов: • на макроуровне: планы, программы эк-го и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов); • на микроуровне: планы развития отдельных предприятии, имеющие вид бизнес-планов. Формы планирования: • директивное планирование – обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; • стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны; • индикативное планирование – это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"