Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

национальная экономика, для экзамена.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Осуществление «наукоемкого прорыва» и «курса на диверсификацию экономики» через создание особых экономических зон (ОЭЗ) реализуется под контролем Федерального агентства по ОЭЗ и оперативном финансовом руководстве единой государственной управляющей компании.

Становится очевидным, что укрупнение компаний происходит под руководством государства, соответственно, все экономические высоты находятся в руках государства. Формально это можно рассматривать как попытку возвращения в НЭПу 1920-х годов, когда государство, национализировав все крупные предприятия, дало возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Но уже к концу 1920-х годов политика резко изменилась, и частный бизнес в СССР был уничтожен.

По экспертному заключению профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, выполнившего по заказу МЭРТ РФ в 2005 году исследование российской экономики:

  • конкурентоспособность могут обеспечить только небольшие мобильные компании;
  • ключевые корпорации должны быть перестроены, чтобы стать конкурентоспособными, их нельзя обосновывать с позиций экономической безопасности;
  • концепция национальных лидеров умерла вместе с General Motors;
  • сердцем экономики выступают малые предприятия.

Из данного заключения напрашивается вывод, что очередной исторический виток проводимой политики огосударствления – это шаг назад, который может привести к уходу бизнеса из России1.

Изменения в избирательной системе, закрепившие назначение губернаторов из центра, могут привести к угрозе для свободных выборов, соблюдения Конституции, свободы слова. Страна возвращается к 70–80-м годам прошлого столетия. Наметился переход от европейского пути развития к азиатскому, от демократического к авторитарному.

Есть мнение (В. Лысенко), что мы уходим в патернализм – режим управляемой демократии, при котором для управления страной используется половина демократических методов и половина – авторитарных. Для этой системы характерны персонификация власти, ее непрозрачность и нерасчлененность, неподотчетность обществу. Президент опирается на бюрократию, которая является главным источником коррупции и торможения реформ. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» делает российскую бюрократию привилегированным классом. В отличие от США, где существует модульная система государственной службы, когда под конкретную задачу набирают команду служащих и после ее выполнения распускают, в России взяли на вооружение немецкую систему, идущую от Бисмарка. Однажды попав на госслужбу, человек всю оставшуюся жизнь может ни о чем не беспокоиться – государство позаботится о нем.

Между тем два подхода к уровню государственного влияния в экономике и общественной жизни продолжают противостоять друг другу. В Послании Федеральному Собранию РФ от 25.04. 2005 г. президентом сказано, что Россия – была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром. Для современной России ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей2.

Подведем итоги. Осмысление исторического пути российской экономики необходимо для выбора наиболее эффективного направления всей общественно-политической и экономической системы России.

Все происходящее сегодня в национальной экономике России является продолжением в той или иной форме исторических тенденций:

  1. На протяжении веков государство, в какой бы форме оно ни выступало (монархия или республика), всегда старалось контролировать экономическую деятельность.
  2. Периоды жесткого централизованного вмешательства государства в экономику сменялись короткими периодами ослабления этого вмешательства, некоторой демократизации управления экономикой, после которых вновь усиливалось централизованное воздействие на все стороны экономической жизни.
  3. Экономические реформы практически ни разу не доводились до логического завершения. Со сменой политической власти осуществлялись «контрреформы», приносившие новый экономический порядок.
  4. Чередование экономических реформ и различных потрясений – войн, революций и других катаклизмов – каждый раз отбрасывало национальную экономику России на десятилетия назад. Последние полтора столетия истории России свидетельствуют о том, что все примеры успешных финансово-стабилизационных мероприятий неизменно оканчивались потрясениями не только в области внешней и внутренней политики, но также в финансово-экономической сфере.

Такое маятниковое развитие национальной экономики России не могло не оказывать отрицательного влияния на уровень ее развития по сравнению с другими промышленно развитыми странами мировой экономической системы. Маятниковому развитию экономики в значительной мере способствовали также постоянные колебания преобладающих воззрений в экономической мысли России: протекционизма и фритредерства (свободной торговли).

Исторический опыт показывает, что в условиях России всегда присутствовала необходимость усиления мер государственного протекционизма на внутринациональном и межстрановом уровне хозяйствования, требовалась активная позиция государства (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Соотношение протекционизма и фритредерства

17) Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды

   Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.

   В. В. Леонтьев определяет  национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую  из различных видов деятельности.

   Изучению национальной экономики посвящен ряд смежных с ней наук и учебных дисциплин:

   1) экономика промышленности;

   2) экономика строительства;

   3) экономика сельского хозяйства;

   4) экономическая теория.

   Структурный анализ национальной  экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия. Существуют два вида структуры национальной экономики:

   1) экономические структуры  определяющие функционирование  экономических единиц национальной  экономики. Изучение характера взаимосвязей  между ними представляет интерес, так как они определяют сущность  национальной экономики;

   2) неэкономические структуры, определяющие функционирование  неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ  представляет интерес только  в той степени, в которой эти  единицы и взаимосвязь между  ними оказывают влияние на  функционирование национальной экономики.

   Ф. Перу полагает, что структура  национальной экономики отличается  пропорциями и отношениями между  ее составляющими частями. Пропорция  – это значение подвергнутой  анализу единицы национальной  экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

   Ж. Ломм предлагает противоположное  значение структуры национальной  экономики. Это устойчивые отношения  между единицами национальной экономики, определяющие сущность национальной экономики во времени и пространстве.

   Р. Тинбергенг считает важным  проведение структурного анализа  экономики, так как он позволяет  определить ее сущность и сделать  прогноз будущего состояния и  развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

 

   1) он позволяет более  полно объяснить протекающие  в национальной экономике процессы;

   2) он дает возможность  на основании данных, полученных  в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

   Структура национальной  экономики – это совокупность  исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

   Выделяют следующие виды  структуры национальной экономики:

   1) домашнее хозяйство, подразумевающие  рассмотрение структуры национальной  экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;

   2) социальная структура, исходящая  из деления национальной экономики  на определенные сектора, которые  находятся между собой в органичной  взаимосвязи. Деление производится  по различным критериям, например  группам населения, предприятий, видам  труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;

   3) отраслевая структура, предполагающая  выделение отраслей экономики  и определение характера и  сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики  – это единицы национальной  экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

   4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы;

   5) инфраструктура национальной  экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;

   6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера  соотношений различных товарных  групп, их импорта и экспорта.

   Структура определенной  национальной экономики постоянно  изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

   Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

   Специфика структуры национальной  экономики России обусловлена  тем, что она сформировалась на  основании структуры СССР. В результате  искусственного преобразования  СССР была разрушена существующая структура национальной экономики, а далее происходило и происходит ее длительное становление.

 

18)  Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

 

Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.

 

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда. Объективно инфраструктура заняла позицию обеспечения нормального товарообмена между городом и селом. Особая ее роль состояла в поддержания условий развития ремесленничества в городских условиях;

разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики — торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

 

Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для общественного производства, его нормального функционирования и развития.

 

Она состоит из определенных элементов, сущность которых, характер их взаимодействия между собой зависят от их целей, которые определяются интересами всей национальной экономики, ее потребностями. Цели имеют тенденцию к изменению и обособлению от производственной сферы.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике:

производственная инфраструктура;

социальная инфраструктура;

рыночная инфраструктура.

 

Производственная инфраструктура — это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"