Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
38 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
Основные типы несовершенной конкуренции:
1.Монополистическая конкуренция.
2. Олигополия.
3. Монополия.
Самым ярким и показательным примером
несовершенной
конкуренции является монополия, которая характеризуется
наличием одного-единственного продавца
конкретного вида товара или услуг на
рынке и невозможностью вхождения в него
других фирм. В качестве примера можно
привести монополию компании "Полароид"
на моментальную фотографию, "Газпром"
(в России) на поставки газа, услуги местного
кабельного телевидения, похоронные бюро,
единственный бакалейный магазинчик в
маленьком уединенном городке. Монополистами
также являются фирмы, обеспечивающие
электро-, тепло-, водоснабжение населения
и предприятий, услуги всех видов общественного
транспорта, почтовую, телефонную и другие
виды связи в России и других странах бывшего
Советского Союза, местной телефонной
связи в крупных городах западных стран,
но цены, устанавливаемые продавцами данных
услуг регулируется государственной властью.
Но в реальной жизни монополист не имеет
никаких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственным
поставщиком некоего товара или вида услуг,
цена, которую он получает за свою продукцию,
определяется рыночной кривой спроса
на его продукцию.
На рынке несовершенной конкуренции фирма влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продаж единичной продукции не изменен и равен рыночной цене, то на рынке с несовершенной конкуренцией увеличение продаж снижает цену, а значит и предельный доход. Чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции объемы производства и реализации продукции следует увеличить до тех пор пока предельные издержки будут меньше чем предельный доход, если предельный доход больше предельных издержек производство следует расширять, если меньше, то сокращать, если же они равны, значит фирма получает максимальную прибыль.
39 Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику: он имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.
Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, это является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.
В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.
Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата (w), тем больше величина спроса на труд (рис.).
Рис. Спрос на труд
Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ. Таким образом, в современной экономике границы понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемы объекты.
Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает ценой капитала, по существу, ценой капитала и капитальных активов в различных формах.
Основным источником финансового, или ссудного, капитала служат 1) денежные средства, высвободившиеся в процессе кругооборота ресурсов, продуктов и доходов; 2) временно свободные денежные средства, находящиеся в распоряжении фирм и населения.
Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени (выражается через ставку процента). Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств.
Торговля заемными средствами происходит на финансовом рынке. Равновесная ставка ссудного процента – это такая ставка, при которой объем предлагаемых заемных средств равен их количеству, соответствующему платежеспособному спросу.
Заемщиками являются фирмы, государство; сберегателями – банки, страховые компании, фирмы, физические лица. Сберегатели выделяют часть своего текущего дохода и за это получают компенсацию в виде ссудного процента.
Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств в инвестиции. Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала. Принимая решение об инвестировании денег в проект, необходимо учитывать инфляцию; риск, неопределенность; возможность альтернативного использования.
Номинальная ставка процента – процентная ставка, выраженная в деньгах по текущему курсу. Реальная ставка процента – процентная ставка с учетом инфляции. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная учитывается при принятии решений об инвестициях. Низкая процентная ставка (мягкая кредитно-денежная политика) приводит к увеличению инвестиций и расширению производства. Высокая же процентная ставка (жесткая кредитно-денежная политика) приводит к уменьшению инвестиций и сокращению производства.
Осуществлять инвестиции целесообразно
в следующих случаях:
– инвестировать средства в производство,
ценные бумаги имеет смысл, если от этого
можно получить большую чистую прибыль,
чем от хранения денежных средств в банке;
– инвестировать средства имеет смысл
только, если рентабельность инвестиций
превышает уровень инфляции;
– инвестировать средства имеет смысл
только в наиболее рентабельные с учетом
дисконтирования проекты.
40Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются издержками производства.
Существует два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. Экономисты, выделяют ''неявные'' затраты – та выгода, кот. предприниматель теряет занявшись этой, а не альтернативной деят-тью.
Постоянные издержки (Fixed costs) не зависят от изменения выпуска объема продукции и существует даже в том случае, когда фирма ничего не производит. Постоянные издержки могут быть разделены на : стартовые (та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации) и остаточные(та часть постоянных издержек, которое продолжает нести предприятие, несмотря на то что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены).
<span c