Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:24, шпаргалка
ответы на 50 вопросов.
На этой основе строятся теории международной торговли и международного движения факторов производства.
Меркантилистская теория международной торговли
Из теорий международной торговли первой появилась меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI—XVIII вв. Сторонники этой теории не учитывали той выгоды, которую в ходе международного разделения труда страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возможности накопления капитала п тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.
Главным
недостатком этой теории следует
считать представление меркантилистов,
идущее еще от средневековья, что экономическая
выгода одних участников товарообменной
сделки (в данном случае стран-экспортеров)
оборачивается экономическим ущербом
для других (стран-импортеров). К главному
достоинству меркантилизма можно отнести
разработанную им политику поддержки
экспорта, которая, однако, сочеталась
с активным протекционизмом и поддержкой
отечественных монополистов. В России
наиболее ярким меркантилистом был, вероятно,
Петр I, который всячески поощрял российскую
промышленность и экспорт товаров, в том
числе через высокие ввозные пошлины,
раздачу привилегий отечественным монополистам.
возникают из-за существующего . мирового экономического порядка, доказывая, что его действие направлено против них. Их обвинения сводятся к следующим положениям:
• основу экспорта этих стран составляют сырьевые товары, в частности, медь, олово, бокситы, кофе, какао. Рынки этих продуктов контролируются странами с высоким уровнем доходов, и колеблются слишком сильно, чтобы дать странам Юга возможность развиваться быстро и устойчиво. Более того, цены на сырье в среднем сокращаются относительно цен на промышленные товары, уменьшая таким образом покупательную способность стран-экспортеров этих товаров;
• рынки тех промышленных товаров, на которые слабо развитые страны хотят производить и экспортировать, закрыты для них в результате протекционистской политики развитых стран. Слабо развитые страны утверждают, что индустриализация - это единственный путь быстрого развития, а страны с высоким уровнем доходов препятствуют их быстрому росту;
• условия, на которых предоставляется финансовая помощь для развития, являются слишком тяжелым. Страны Юга жалуются, что трудно получить кредиты из частных источников, таких, как коммерческие банки, а если даже кредиты и доступны, то только на слишком короткий для осуществления инвестиционных проектов срок. Займы в крупных международных институтах, например в Мировом банке, обходятся недешево;
В настоящее время эти страны участвуют в промышленном разделении труда. Функция рынка сбыта находится в тесной зависимости от участия в МРТ и в меньшей степени от импорта капитала. Некоторые развивающиеся страны получили также субсидии, но размеры их невелики.
Роль той или иной страны в качестве рынка сбыта для товаров и услуг иностранного происхождения может повысится лишь в той мере, в какой ей удастся углубить свое участие в МРТ в качестве производителя сырья или промышленных изделий либо включиться в экспорт услуг. И, наоборот, выталкивание страны из МРТ автоматически снижает ее роль в качестве рынка сбыта. Конечно, на сформирование импортного спроса определенное влияние оказывают внутренние процессы. Но если у той или иной страны нет достаточных валютных ресурсов, то воспроизводство неизбежно замкнется вовнутрь.
Тенденции в импорте развивающихся стран в силу рассматриваемых причин проявлялись примерно также, как и в экспорте. Однако отдельные развивающиеся регионы имеют свою специфику.
К Среднему
Востоку относится много
Запад заинтересован в развивающихся странах как рынках сбыта своей продукции. Но это обусловлено не тем, что импортные закупки развивающегося мира могут существенно повлиять на общий объем товаров реализации в капиталистических центрах. Проблема заключается в огромной безработице в западных странах, при которой любое, даже не столь значительное ее увеличение серьезно накаляет социальную обстановку, а соответственно любое увеличение занятости выдается за большой успех правительства, стоящего у власти.
Развивающиеся
страны могут прогрессировать в
качестве рынков сбыта только на основе
углубления МРТ. Но эта проблема внутренне
очень противоречива: с одной, стороны,
проявляется большая заинтересованность
Запада в периферийных рынках сбыта в
условиях замедления темпов экономического
роста и обострение проблемы безработицы;
с другой стороны - торможение в развитии
этой функции, наличие серьезных препятствий
на пути подключения развивающихся стран
к международной специализацииСтановление
современной мировой экономики предопределено
закономерностями развития производства
и международного разделения труда, втягиванием
в совокупный процесс воспроизводства
все новых стран, превращением мировой
торговли в один из важнейших факторов
экономического роста, удовлетворения
потребностей национальных хозяйств и
населения в разнообразных товарах и услугах.
Европа — Ближний и Средний Восток).
Все более
широкое распространение
В 90-х гг. началось создание транспортных коридоров, объединяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран, В Европе намечено создание девяти транспортных коридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса.
Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический процесс, причем он часто осуществляется на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя.
Международные пассажирские сообщения
Углубление во второй половине XX в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к резкому росту международной подвижности населения
В пассажирских перевозках лидером остается легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования, доля которого повысилась с 56,8 до 61,0%. Воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.
В международных пассажирских сообщениях лидирующее положение сохраняет воздушный транспорт, имеющий явное преимущество перед другими видами транспорта в скорости перевозки.
Связь
В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются современные электронные средства — переносные коммутаторы, факсимильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети Интернет в качестве средства связи.
Развитие сети связи в мире происходит очень неравномерно . На долю США приходится около 40% всех телефонных линий мира.
Уровень телефонизации в России пока заметно отстает от современных требований. В сельской местности телефонизирована лишь 1/3 торговых, медицинских учреждений, школ.
Ярким
примером принципиально новой технологии
в области средств информатики и связи
является внедрение волоконно-оптической
связи. В частности, сооружены две подводные
волоконно-оптические линии: через Тихий
океан протяженностью 11,5 тыс. км (США -
Гавайи - Япония) и через Атлантический
океан — 6,5 тыс. км (США - Западная Европа).
внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.
Термин «внешняя торговля» подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг.
Согласно
современной классификации
Международная торговля служит средством, позволяющим странам участникам процесса, развивая свою специализацию, повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а также и уровень благосостояния их населения.Во второй половине текущего столетия международный обмен приобретает грандиозные масштабы. Ныне 4/5 совокупного объема международных экономических отношений приходится на мировую торговлю.
Современная международная торговля развивается высокими темпами..
Подобный устойчивый рост международной торговли явился следствием проявления следующих факторов:
• развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
• НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;• активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
• регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а ныне - Всемирной торговой организации (ВТО);
• либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
• развитие процессов торгово-экономической интеграции -устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
• получение политической независимости бывших колониальных стран, выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на, внешний рынок.
Географическая структура международного обмена предоставляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. -
Неравномерность
динамики внешней торговли особенно
отчетливо прослеживалась во второй
половине текущего столетая, что повлияло
на соотношение сил между странами
на мировом рынке. США постепенно утрачивали
свое доминирующе положение в системе
международного обмена. Экспорт Германии,
напротив, приблизился к американскому,
а в отдельные годы даже превосходила
его. Помимо Германии, существенными темпами
рос экспорт и других западноевропейских
стран. В 90-е гг. Западная Европа превращается
в главный центр современной международной
торговли . Совокупный экспорт этого региона
почти в 4 раза превышает экспорт США.Кроме
того, в 80-е гг. значительный рывок в сфере
международного обмена сделала и Япония.
В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти
на первое место в мире по экспорту легковых
и грузовых автомобилей, бытовой техники
и прочих товаров. Одна треть японского
вывоза приходится на США.Постепенное
снижение доминирующей роли США в международной
торговле было связано с падением конкурентоспособности
американского производства. К середине
90-х гг. США вновь выходят на лидирующие
позиции в мире по конкурентоспособности,
но за ними вплотную следуют Сингапур,
Гонконг, а также Япония.На фоне происходивших
перемен практически постоянным на протяжении
двух десятилетий оставалось распределение
долевого участия различных групп стран
в международном обмене. Так, удельный
вес промышленно развитых стран в мировом
экспорте колебался в последние двадцать
лет в пределах 70-76%, государств развивающегося
мира - в интервале 20-24%, а в бывших социалистических
странах - не превышал 6-10%.